Дело № 2-3159/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2018 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.,
при секретаре Гумашвили М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Багдасарян Ирины Рантиковны, действующей в интересах Багдасарян Кристины Суреновны, к ООО «Агентство недвижимости «КЛЮЧ» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Багдасарян И.Р., действующая в интересах своей несовершеннолетней дочери Багдасарян К.С., обратилась в суд с данным иском к ответчику, указав в обоснование иска о том, что её дочь приобрела у ответчика по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ № БЩ-29Б-1-6-5/1 <адрес> по адресу: <адрес>, площадью 43,2 кв.м., по цене 88 679 рублей за один квадратный метр. Полная сумма, уплаченная ответчику, составляет 3 830 932 рубля 80 копеек. Согласно одностороннему передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ площадь квартиры составила 41, 6 кв.м., в результате чего ответчику излишне оплачена цена площади 1, 6 кв.м., то есть 141 886 рублей 40 копеек. ДД.ММ.ГГГГ истец направила ответчику претензию с требованием в добровольном порядке возвратить излишне уплаченные денежные средства, однако ответа на данную претензию не последовало. Также истец указывает, что ею были понесены убытки в виде упущенной выгоды в размере опубликованной ЦБ РФ средней ставки банковского процента по вкладам физических лиц, которая составляет 7,25% годовых за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 829 рублей.
На основании изложенного истец Багдасарян И.Р., действующая в интересах своей несовершеннолетней дочери Багдасарян К.С., просила суд взыскать с ответчика денежные средства в размере 141 886 рублей 40 копеек в счет переплаты цены по договору долевого участия от ДД.ММ.ГГГГ, неустойку, предусмотренную п. 1 ст. 23 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 140 467 рублей 50 копеек, убытки в размере 2 829 рублей, штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Истец Багдасарян И.Р., действующая в интересах своей несовершеннолетней дочери Багдасарян К.С., в судебное заседание не явилась, её представитель – адвокат Сидоров М.Н. по ордеру заявленные требования в судебном заседании поддержал, просил суд удовлетворить иск по доводам, изложенным в исковом заявлении. Возражал против доводов представителя ответчика.
Представитель ответчика ООО «Агентство недвижимости «КЛЮЧ» по доверенности Лисов А.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных исковых требований возражал в полном объеме, представил письменные возражения в материалы дела.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ. При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Как установлено ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исходя из положений ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Исходя из анализа положений ст.ст. 709, 735, 424 ГК РФ под ценой в договоре долевого участия в строительстве (договоре подряда) понимается размер денежных средств, необходимых для строительства (создания) объекта и подлежащих уплате участником долевого строительства, то есть, цена подлежащей выполнению работы, строительства, издержек, услуг подрядчика (застройщика).
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан
и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов
и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон, ФЗ от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ), который также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно материалам дела судом установоено, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «АН «Ключ» и Багдасарян И.Р., действующей за свою несовершеннолетнюю дочь Багдасарян К.С., был заключен Договор № № участия в долевом строительстве многоквартирного дома, в соответствии с которым ООО «АН «Ключ» обязалось своими силами и (или) с привлечением других лиц осуществить проектирование, строительства и ввод в эксплуатацию многоэтажного жилого 361-квартирного дома со встроенными помещениями общественного назначения, состоящего из трех блоков «А», «Б» и подземной автостоянки на 194 машиноместа по строительному адресу: <адрес>, и после получения в установленном законодательством порядке разрешения на ввод дома в эксплуатацию передать участнику долевого строительства (Багдасарян К.С.) объект долевого строительства – квартира в секции 1, этаж 6, №, количество комнат 1, общая проектная площадь с учетом площади помещений вспомогательного назначения 43,2 кв.м.
Согласно пункту 4.5. договора, в случае уменьшения площади квартиры по данным обмером ФГУП «Ростехинвентаризация» по сравнению с проектной площадью, указанной в п. 1.2. договора, взаиморасчеты между сторонами не производятся.
ДД.ММ.ГГГГ между теми же сторонами был заключен односторонний передаточный акт, согласно которому Багдасарян К.С. была передана 1-комнатная <адрес> на 6 этаже площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас (с коэффициентом) – 41,6 кв.м., общей площадью 40,3 кв.м., из неё жилой – 18,3 кв.м. по адресу: <адрес>.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, квартира по адресу: <адрес>, имеет площадь 40, 3 кв.м.
В соответствии с подразделом 3.2.2 раздела 3 Методологических положений по системе статистических показателей, разрабатываемых в статистике строительства и инвестиций в основной капитал, утвержденных приказом Росстата от, общая площадь жилых помещений в введенных в эксплуатацию жилых зданиях (домах) определяется как сумма площадей всех частей жилых помещений, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас, подсчитываемых с соответствующими понижающими коэффициентами (п.2 Приложения 2 к СниП 2.08..01-89 «Жилые здания», п.п.3.34 и 3.37 «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя).
Согласно строительным нормам и правилам (СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания»), утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78), к общей площади квартиры отнесена суммарная площадь жилых и подсобных помещений квартиры с учетом лоджий, балконов, веранд, террас. Согласно указанному выше обязательному Приложению 2 СНиП 2.08.01-89* жилые здания п. 2 установлено, что общую площадь квартир следует определять как сумму площадей их помещений, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых -1,0. Таким же образом расчетная стоимость 1 м2 общей площади квартиры, определяется и в Письме Минрегиона РФ от 09.10.2009 N 33350-ИП/08 «Об общей площади квартир».
В связи с передачей ответчиком объекта долевого строительства, не соответствующего условиям Договора, истцом обоснованно в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 214-ФЗ предъявлены требования о соразмерном уменьшении цены договора, исходя из стоимости недополученной площади квартиры.
Ответчик обязался предоставить истцу квартиру общей площадью (с учетом помещений вспомогательного назначения) 43,2 кв.м., а фактически передал квартиру площадью 41,6 кв.м., т.е. истцом была переплачена неполученная площадь в виде разницы, т.е. 1,6 кв.м.
Пунктом 4.1. договора установлено, что полная инвестиционная стоимость 1 кв.м. общей площади объекта долевого строительства составляет 88 679 рублей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, о том, что требования истца о взыскании разницы между уплаченной суммой и суммой по фактически переданной площади в размере 141 886 рублей 40 копеек подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что истец добровольно подписал договор № БЩ-29Б-1-6-5/1 участия в долевом строительстве многоквартирного дома и согласился на условие, предусмотренное п. 4.5. договора о непроизведении взаиморасчетов в случае уменьшения площади квартиры по данным обмеров, не принимается судом, поскольку такое условие договора нарушает требования действующего законодательства, и в силу положений ст. 166 ГК РФ является недействительным.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г.
№ 15 - ФЗ «О введении действие части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации», в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий
либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги)
для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны
в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»
и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Как установлено п. 1 ст. 23 Закона от 17.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Представленный истцом расчет неустойки судом проверен, основан на нормах действующего законодательства и является математически верным, ответчиком представленный расчет не оспорен. Ходатайства о применении положений ст. 333 ГК РФ суду также не заявлено.
Таким образом, суд взыскивает с ответчика в пользу истца неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 140 467 рублей 50 копеек.
В соответствии с п.п. 5 и 6 ст. 13 Закона Российской Федерации
от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон от 17.02.1992 г. № 2300-1), требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Судом установлено, что требование истца в добровольном порядке возвратить излишне уплаченную сумму по договору долевого участия было ответчиком оставлено без удовлетворения.
Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том,
что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя, предусмотренный п.п. 5 и 6 ст. 13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, оснований для уменьшения суммы штрафа у суда не имеется.
Исходя из положений ст. 15 указанного выше Закона, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд считает требования о компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей завышенными и взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, так как данный размер является разумным.
Таким образом, по указанным выше основаниям иск Багдасарян И.Р., действующей в интересах дочери Багдасарян К.С., к ООО «АН «Ключ» подлежит частичному удовлетворению.
При подаче искового заявления истец частично был освобожден от уплаты государственной пошлины, при этом, ответчик от ее уплаты не освобожден.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход бюджета г.о. Балашиха Московской области государственную пошлину
в размере 12 010 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Агентство недвижимости «КЛЮЧ» в пользу Багдасарян Ирины Рантиковны, действующей в интересах Багдасарян Кристины Суреновны, денежную сумму в счет уменьшения цены договора 141 886 рублей 40 копеек, неустойку в размере 140 467 рублей 50 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей, штраф в размере 141 426 рублей 95 копеек.
Во взыскании убытков, компенсации морального вреда в большем размере – отказать.
Взыскать с ООО «Агентство недвижимости «КЛЮЧ» в доход бюджета г.о. Балашиха Московской области государственную пошлину в размере 12 010 рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в мотивированной форме.
Судья Буянтуева Т.В.
Решение принято в окончательной форме 18.07.2018 г.
Судья Буянтуева Т.В.