Дело № 2а-487/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2019 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сидорова А.А.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации МО «Беломорский муниципальный район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по РК и Отделу судебных приставов по Беломорскому району РК УФССП России по РК об уменьшении размера исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация МО «Беломорский муниципальный район» обратилась в суд с административным иском к УФССП России по РК и Отделу судебных приставов по Беломорскому району УФССП России по РК по тем основаниям, что на основании исполнительного листа Беломорского районного суда от 29.04.2019 № в отношении нее возбуждено исполнительное производство № о предоставлении А.А.Ю. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящегося на территории Беломорского муниципального района, за счет субвенций, предоставляемых бюджету Беломорского муниципального района из бюджета РК. 18.10.2019 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. В качестве причины взыскания указанного сбора было указано, что должник добровольно не исполнил требования исполнительного документа в установленный срок без уважительных причин. На основании п.7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» истец просил уменьшить размер исполнительского сбора, в связи с тем, что решение суда не исполнено в установленный срок по причине отсутствия финансирования на приобретение жилых помещений.
В судебное заседание представители административного истца не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители административного ответчика УФССП России по РК в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители административного ответчика ОСП по Беломорскому району в судебное заседание не явились, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, представили отзыв, в котором просили отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебные акты, вступившие в законную силу, обязательны для всех физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории РФ. Служба судебных приставов обязана в установленном порядке принимать принудительные меры к исполнению судебных решений. В ОСП по Беломорскому району в отношении истца было возбуждено исполнительное производство об обязании предоставить жилое помещение А.А.Ю. В соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Он был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в установленный срок с него будет взыскан исполнительский сбор. В срок, установленный для добровольного исполнения, должник не исполнил требования судебного решения и не представил доказательства, подтверждающие, что для этого у него имелись уважительные причины. Доводы истца об отсутствии средств на приобретение жилья, не могут оправдать неисполнение судебного решения.
Поскольку явка представителей административного истца и административных ответчиков в судебное заседание по данному делу не является обязательной, оснований для отложения дела не имелось, дело рассмотрено в отсутствие представителей административного истца и административных ответчиков.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1316, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетной системы РФ», приказом ФССП от 25.12.2008 г. № 508 «О закреплении за центральным аппаратом и территориальными органами ФССП полномочий по осуществлению функций администраторов доходов федерального бюджета по главе 322 «Федеральная служба судебных приставов» и приказа Минюста РФ № 69 от 09.04.2007 г. «Об утверждении Положения о территориальном органе ФССП» - Отдел судебных приставов по Беломорскому району не наделен полномочиями юридического лица и не может быть административным ответчиком по заявленному административному иску. Надлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям является Управление ФССП России по РК.
В судебном заседании установлено, что 29.05.2019 в Отдел судебных приставов по Беломорскому району был предъявлен исполнительный лист Беломорского районного суда от 21.03.2019 № 2-138/2019 об обязании АМО «Беломорский муниципальный район» предоставить А.А.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящегося на территории Беломорского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, предусмотренной на территории Беломорского муниципального района. 03.06.2019 на основании указанного исполнительного документа было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №. Должнику было предложено добровольно исполнить требование исполнительного документа в течение 5 дней. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. 18.10.2019 судебный пристав-исполнитель Ч.И.В. вынесла постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 руб., которое в этот же день было утверждено старшим судебным приставом.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания.
Согласно ч. 7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи.
В соответствии с ч.9-11 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма в соответствии с Правилами возврата должнику исполнительского сбора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550 (далее – Правила).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П указано, что исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы представляет собой допустимый максимум штрафной санкции, который с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Из представленных в судебное заседание документов следует, что решение Беломорского районного суда РК от 21.03.2019 до настоящего времени не исполнено.
Основания для взыскания с АМО «Беломорский муниципальный район» исполнительского сбора по исполнительному производству № в данном случае имелись, постановление судебного пристава-исполнителя не оспаривается административным истцом.
Сумма исполнительского сбора является значительной, учитывая, что истец является органом местного самоуправления, финансируемым за счет средств местного бюджета. Принимая во внимание порядок финансирования расходов АМО «Беломорский муниципальный район» (в соответствии с утвержденным бюджетом, в предусмотренных бюджетом размерах) на него судебным актом возложены обязанности, которые не могут быть исполнены в пятидневный срок даже при должной степени добросовестности. Кроме того, причиной, по которой должник добровольно не исполнил требование исполнительного документа о предоставлении жилого помещения, является его тяжелое финансовое положение. Это обстоятельство не является уважительной причиной для неисполнения судебного решения и освобождения должника от уплаты исполнительского сбора в полном размере. Но учитывая, что должник принимал меры к исполнению возложенной на него судом обязанности, но не имеет необходимых финансовые средства в виду значительного дефицита бюджета поселения, наряду со степенью его вины (неосторожность), в силу ч.7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд считает, что перечисленные обстоятельства являются существенными для определения размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию с должника. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеются установленные Законом основания для снижения размера исполнительского сбора на одну четверть от его размера – до 37500 руб., и удовлетворяет заявленное требование.
В соответствии с ч. 8 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению.
Руководствуюсь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Администрации МО «Беломорский муниципальный район» к УФССП России по РК удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству № о предоставлении жилого помещения А.А.Ю. до 37500 рублей.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Беломорский районный суд в Верховный суд Республики Карелия.
Председательствующий Сидоров А.А.
Мотивированное решение изготовлено 14.11.2019.