Дело № 2 а – 180 / 2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2021 года г.Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., при секретаре Григорян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губернатора Ульяновской области к Совету депутатов муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области, Сазонову Д.Л. о досрочном прекращении полномочий депутата,
У С Т А Н О В И Л:
Губернатор Ульяновской области обратился в суд с административным иском к Совету депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области, Сазонову Д.Л. о досрочном прекращении полномочий депутата. В обоснование заявленного требования указано следующее.
Федеральным законом № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» закреплена обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Законом Ульяновской области от 31.08.2017 г. № 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц» установлен порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в муниципальных образованиях Ульяновской области или замещение должностей глав местных администраций муниципальных образований Ульяновской области по контракту и лицами, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей Губернатору Ульяновской области и порядок проверки их полноты и достоверности.
В силу положений ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность, соответственно на него распространяется действие п. 1 ст.2 Закона № 85-ЗО.
На основании информации, указанной в представлении прокуратуры Барышского района, содержащей сведения о выявленных нарушениях антикоррупционного законодательства, допущенных депутатами Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района при представлении сведений за 2019 год, в отношении депутата Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района четвертого созыва Сазонова Д.Л. распоряжением Губернатора Ульяновской области от 06.08.2020 г. № 764-р была назначена проверка.
По информации прокуратуры в справе о доходах за 2019 год депутат Сазонов Д.Л. не отразил сведения о счетах *» от 29.07.2019 г., *» от 13.02.2017 г., от 17.05.2016 г., от 25.04.2011 г. и ООО * от 05.10.2017 г.
В рамках проверки в указанные банки направлены запросы о предоставлении информации по счетам Сазонова Д.Л. Ответы получены.
По итогам проведенной проверки достоверности и полноты представленных сведений депутатом Сазоновым Д.Л., выявлены значительные нарушения.
Установлено, что депутат Сазонов Д.Л. в справке о доходах за 2019 год предоставил недостоверную информацию о счетах, открытых в следующих банках.
Не отразил сведения о счёте *» № от 29.07.2019 г.. Остаток денежных средств на счёте по состоянию на 31.12.2019 г. составляет * руб., сумма поступивших денежных средств за 2019 год составила *.
Не отразил сведения о счёте *» № от 30.10.2010 г. Остаток денежных средств на счёте по состоянию на 31.12.2019 г. составляет * руб., движение денежных средств по счёту в 2019 году не осуществлялось.
Неверно отразил сведения об остатках денежных средств по состоянию на 31.12.2019 г. на счетах *» № от 13.07.2017 г., указав * руб., фактический остаток * руб.; № от 27.04.2013 г., указав * руб., фактический остаток * руб.; № от 12.11.2014 г., указав № руб., фактический остаток * руб.
Кроме этого, Сазоновым Д.Л. в справке о доходах за 2019 год отражён счёт *» от 11.01.2018 г. с остатком денежных средств по состоянию на 31.12.2019 г. в размере * руб. В информации, представленной ПАО «Сбербанк», сведений о данном счёте не имеется.
Не отразил два счёта *» № от 08.10.2013 г., № от 04.10.2017 г. (по одной кредитной банковской карте). Остаток денежных средств по состоянию на 31.12.2019 г. на обоих счетах составил * руб. Движение денежных средств по обоим счетам в 2019 году осуществлялось. Сумма поступивших в 2019 году денежных средств на счёт от 08.10.2013 г. составила * руб., от 04.10.2017 г. - * руб.
Не отразил счёт *» № от 25.04.2011 г., остаток денежных средств по состоянию на 31.12.2019 г. составляет * руб., движений денежных средств в 2019 году по счёту не осуществлялось.
Не отразил счёт *» № от 17.05.2016 г., сумма денежных средств по состоянию на 31.12.2020 г. составляет * руб., сумма денежных средств, поступивших на счёт в 2019 году, составила 439 387, 10 руб.
По информации *», сведений о счёте от 13.02.2017 г. не имеется.
Не отразил сведения о счёте *» № от 05.10.2017 г. (кредитная карта номиналом * руб.), по которому движение денежных средств осуществлялось. Остаток денежных средств на счёте по состоянию на 31.12.2019 г. составляет * руб., сумма денежных средств, поступивших на счёт в 2019 году, составила * руб.
Не отразил два счёта * № от 21.09.2010 г. и № от 16.05.2013 г. с остатком денежных средств по состоянию на 31.12.2019 г. на обоих счетах 0,00 руб. Движений денежных средств по указанным счетам в 2019 году не осуществлялось.
По результатам проведённой проверки, информация прокуратуры нашла подтверждение.
В соответствии с частью 71 статьи 40 Федерального закона №131-Ф3, лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Аналогичные требования установлены также и частью 3 статьи 32 Устава муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области.
Возложение обязанности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на депутатов и иных лиц, замещающих муниципальные должности, служит одной из мер предупреждения и противодействия коррупции.
Депутатом Совета депутатов муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области Сазоновым Д.Л. требования антикоррупционного законодательства, являющиеся для него обязательными, не исполнены.
В соответствии с ч.10.1 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ, ч.2 ст. 32 Устава МО «Ленинское городское поселение» Барышского района полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения установленных ограничений.
Письмом от 17.11.2020 г. исх.№73-Г-01/35401 Губернатор Ульяновской области обратился в Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Сазонова Д.Л., в отношении которого выявлены значительные нарушения.
Решением Совета депутатов от 14.12.2020 г. № 14 искажение сведений, допущенных депутатом Сазоновым Д.Л., признаны несущественными и к данному депутату применена мера ответственности в виде предупреждения (письмо от 15.12.2020 г. № 01-15/38).
Административный истец просит прекратить досрочно полномочия депутата Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района четвертого созыва Сазонова Д.Л. в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обратить решение к немедленному исполнению.
При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ульяновской области и Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области.
В судебном заседании представители административного истца Трухачева Н.В. (представляющая также интересы Правительства Ульяновской области), Яшнова С.Г. и Семенов В.В., поддержав требования, изложенные в административном иске, привели аналогичные доводы.
Административный ответчик Сазонов Д.Л. в судебное заседание не явился, о дне заседания извещен надлежащим образом. Возражений по иску не представлено.
Представитель административного ответчика Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Кулишова Н.Е. в судебном заседании исковые требования не признала. Из пояснений представителя следует, что депутат Сазонов Д.Л. никаких ограничений, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ, не нарушал, в его действиях не усматривается признаков не соблюдения ограничений, сведения о счетах в банках им представлены через личный кабинет банка ОНЛАЙН, поэтому его действия истцом необоснованно квалифицированы по с.10.1 ст.40 указанного Федерального закона. В иске говорится о предоставлении Сазновым Д.Л. недостоверных и неполных сведений, никаких иных нарушений ограничительного характера ему не вменяется. 14.12.2020 г. на своем заседании комиссия по конфликту интересов Ленинского городского поселения, рассмотрев заявление Губернатора, заслушав объяснения Сазонова Д.Л., правомерно пришла к выводу о том, что неполнота представляемых им сведений несущественна. Совет депутатов в рамках своих полномочий с учетом решения комиссии принял решение № 14 от 14.12.2020 г. об применении к Сазонову Д.Л. меры ответственности в виде предупреждения, данное решение является действующим, никем не отменено. В данном случае истец нарушил требования альтернативности действий, предусмотренных законом. Осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района является прерогативой представительного органа МО. Анализ нарушений при заполнении справки о доходах депутатом Сазоновым Д.Л. свидетельствует о незначительности и малозначительности допущенных нарушений, об отсутствии признаков умысла и коррупционности. Как следует из объяснений Сазонова Д.Л., сведения по банковским счетам им указывались уполномоченному лицу – Ш*А.Е. – специалисту администрации МО «Ленинское городское поселение» из личного кабинета через банк ОНЛАЙН. Указанные в иске нарушения имели место не по вине Сазонова Д.Л., а из-за неполноты представленных данными банками. С учетом представленных доказательств, Совет депутатов пришел к выводу, что неполнота представленных сведений не носила заведомый характер и не может повлечь за собой применение столь строгой меры как досрочное прекращение полномочий депутата. Поэтому Совет депутатов согласился с предложением комиссии по конфликту интересов и принял решение вынести депутату предупреждение. Просит в иске отказать.
Представители заинтересованных лиц Управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области, прокуратуры Барышского района и Территориальной избирательной комиссии МО «Барышский район» в судебное заседание не явились, о дне заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Данный вывод сделан судом, исходя из следующего.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Согласно части 7.1 статьи 40 указанного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям части 1 статьи 2 указанного Федерального закона депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
В силу предписаний Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие, в том числе, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1 Федерального закона о противодействии коррупции).
31 августа 2017 года принят закон Ульяновской области № 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц», в соответствии со статьей 2 которого лица, замещающие муниципальные должности, ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным годом, представляют сведения Губернатору Ульяновской области через подразделение, образованное в Правительстве Ульяновской области.
Лица, указанные в абзацах первом и втором настоящей части, представляют сведения по утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» форме справки. При этом сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в объёме и за период, установленные соответственно для граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность.
В судебном заседании установлено, что Сазонов Д.Л., являясь депутатом Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района четвертого созыва на непостоянной основе, 08.02.2020 г. заполнил и подписал справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч.7.2).
На основании информации, указанной в представлении прокуратуры Барышского района, содержащей сведения о выявленных нарушениях антикоррупционного законодательства, допущенных депутатами Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района при представлении сведений за 2019 год, в отношении депутата Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района четвертого созыва Сазонова Д.Л. распоряжением Губернатора Ульяновской области от 06.08.2020 г. № 764-р была назначена проверка.
По итогам проведенной проверки достоверности и полноты представленных сведений депутатом Сазоновым Д.Л., было выявлено, что депутат Сазонов Д.Л. в справке о доходах за 2019 год предоставил недостоверную информацию об открытых счетах:
- не отразил сведения о счёте *» № от 29.07.2019 г., остаток денежных средств на счёте по состоянию на 31.12.2019 г. составляет * руб., сумма поступивших денежных средств за 2019 год составила * руб.;
- не отразил сведения о счёте *» № от 30.10.2010 г., остаток денежных средств на счёте по состоянию на 31.12.2019 г. составляет * руб., движение денежных средств по счёту в 2019 году не осуществлялось;
- неверно отразил сведения об остатках денежных средств по состоянию на 31.12.2019 г. на счетах *» № от 13.07.2017 г., указав * руб., фактический остаток * руб.; № от 27.04.2013 г., указав * руб., фактический остаток * руб.; № от 12.11.2014 г., указав * руб., фактический остаток * руб.;
- в справке о доходах за 2019 год отражён счёт *» от 11.01.2018 г. с остатком денежных средств по состоянию на 31.12.2019 г. в размере * руб., в представленной *» информации сведений о данном счёте не имеется;
- не отразил два счёта *» № от 08.10.2013 г., № от 04.10.2017 г. (по одной кредитной банковской карте), остаток денежных средств по состоянию на 31.12.2019 г. на обоих счетах составил * руб., движение денежных средств по обоим счетам в 2019 году осуществлялось, сумма поступивших в 2019 году денежных средств на счёт от 08.10.2013 г. составила * руб., на счет от 04.10.2017 г. - * руб.;
- не отразил счёт *» № от 25.04.2011 г., остаток денежных средств по состоянию на 31.12.2019 г. составляет * руб., движений денежных средств в 2019 году по счёту не осуществлялось;
- не отразил счёт *» № от 17.05.2016 г., сумма денежных средств по состоянию на 31.12.2020 г. составляет * руб., сумма денежных средств, поступивших на счёт в 2019 году, составила * руб.;
- по информации *», сведений о счёте от 13.02.2017 г. не имеется;
- не отразил сведения о счёте *» № от 05.10.2017 г. (кредитная карта номиналом * руб.), по которому движение денежных средств осуществлялось, остаток денежных средств на счёте по состоянию на 31.12.2019 г. составляет * руб., сумма денежных средств, поступивших на счёт в 2019 году, составила * руб.;
- не отразил два счёта *»: № от 21.09.2010 г. и № от 16.05.2013 г. с остатком денежных средств по состоянию на 31.12.2019 г. на обоих счетах 0,00 руб., движений денежных средств по указанным счетам в 2019 году не осуществлялось.
В суде установлено и никем по делу не оспаривается, что о начале проведения проверки и о ее завершении Сазонов Д.Л. был уведомлен надлежащим образом, ему разъяснялось право давать пояснения в письменной форме, представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме, обращаться в департамент с ходатайством о проведении беседы с целью информирования о том, какие сведения подлежат проверке.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, Сазонов Д.Л. предоставленными ему правами не воспользовался, уточненную справку не подавал, об уважительности причин невозможности участия при проведении проверки не заявлял, не установлено данных причин и в ходе рассмотрения настоящего дела в суде.
Доводы представителя административного ответчика о том, что 07.08.2020 г. исх. № 01.15/33 Советом депутатов в адрес Управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области были направлены объяснительные депутатов по факту выявленных нарушений антикоррупционного законодательства, судом не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.
Действительно, как следует из представленных административным истцом документов, указанным письмом направлены объяснительные трех депутатов (адресованные на имя начальника данного Управления), однако в их числе Сазонов Д.Л. не значится. Представленная же представителем административного ответчика копия объяснительной Сазонова Д.Л. во внимание принята быть не может, поскольку не содержит в себе ни даты написания, ни сведений о том, кому эта объяснительная представлена, ни сведений о том, о каком периоде идет речь.
В соответствии с ч.7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Как установлено судом, письмом от 17.11.2020 г. исх.№73-Г-01/35401 Губернатор Ульяновской области обратился в Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Сазонова Д.Л., в отношении которого выявлены значительные нарушения.
Решением Совета депутатов от 14.12.2020 г. № 14 искажение сведений, допущенных депутатом Сазоновым Д.Л., признаны несущественными и к данному депутату применена мера ответственности в виде предупреждения (письмо от 15.12.2020 г. № 01-15/38).
В силу ч.7.3-1, 7.3-2 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:
1) предупреждение;
2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Закон Ульяновской области от 23.12.2019 г. № 2019, устанавливающий порядок принятия решения о применении к депутату представительного органа, члену выборного органа местного самоуправления в Ульяновской области, допустившему несущественное искажение с ведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, мер ответственности принят Законодательным Собранием Ульяновской области 18.12.2019 г., решение о порядке принятия решения о применении мер ответственности к депутату представительного органа, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в МО «Ленинское городское поселение», допустившему несущественное искажение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – Порядок), Советом депутатов МО «Ленинское городское поселение» на момент заполнения и подписания Сазоновым Д.Л. справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год (08.02.2020 г.) принято не было, данное решение принято лишь 30.10.2020 г.
К тому же, исходя из утвержденного 30.10.2020 г. Советом депутатов МО «Ленинское городское поселение» Порядка, критерий несущественности искажений Сазоновым Д.Л. сведений о доходах применим быть не может, поскольку не указание сведений о наличии нескольких счетов, по которым осуществлялось движение денежных средств, а также неверное отражение сведений об остатках денежных средств на счетах, не явилось следствием технической ошибки (описки, опечатки или арифметической ошибки либо подобной ошибки), наличие которой следует из содержания направленных сведений (согласно п.2.9 Порядка). Бесспорных доказательств наличия такой ошибки (в том числе, ошибки в официальном документе, на основании которого заполняется справка) суду не представлено.
Кроме того, необходимо учесть следующее.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).
Гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Анализ установленных в суде обстоятельств с учетом вышеуказанных положений закона позволяет суду прийти к выводу о том, что сведения, предоставленные депутатом Сазоновым Д.Л. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, являются неполными и недостоверными и данное нарушение с учетом конкретных обстоятельств дела имеет существенный характер.
При этом необходимо учесть, что только своевременное и в полном объеме предоставление достоверной информации о полученных депутатами доходах и приобретенном ими имуществе является одним из эффективных средств контроля за законностью осуществления своей профессиональной деятельности, а также законностью получения указанных доходов или имущества, что Советом депутатов МО «Ленинское городское поселение» учтено не было, и в конечном итоге привело к игнорированию требований законодательства о противодействии коррупции и уклонению от реализации своих полномочий в этой сфере в связи с не рассмотрением вопроса о применении специальной ответственности депутата, в виде досрочного прекращения его полномочий.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии признаков умысла и коррупционности не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку для принятия решения о прекращении полномочий депутата досрочно достаточно лишь факта предоставления им неполных сведений, при этом направленность целей такого не предоставления, отсутствие корыстной заинтересованности в этом, иные факторы, свидетельствующие об отсутствии негативных последствий, правового значения не имеют.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии вины Сазонова Д.Л. и наличии факта представления банками недостоверных сведений по счетам во внимание приняты быть не могут, никаких доказательств в подтверждение данных доводов суду не представлено. При этом следует учесть, что не указание самим Сазоновым Д.Л. сведений о наличии у него счетов в различных банках (по которым осуществлялось движение денежных средств), никоим образом не может свидетельствовать о предоставлении этими банками, где находятся данные счета, недостоверных сведений, поскольку таких сведений сам владелец счетов у банков не запрашивал. При предоставлении же справки за 2019 год Сазонов Д.Л. подтвердил достоверность и полноту представляемых им же сведений.
Иные доводы представителя административного ответчика также не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что допущенные административным ответчиком Сазоновым Д.Л. нарушения являются существенными, а также учитывая, что какой-либо альтернативы при решении вопроса о наказании депутату в случае нарушения им антикоррупционного законодательства не имеется, административный иск, заявленный Губернатором Ульяновской области, о прекращении досрочно полномочия депутата Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области четвертого созыва Сазонова Д.Л. в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Учитывая, что деятельность депутатов носит публичный характер и связана с представительством интересов граждан, соответствие антикоррупционным требованиям реализации полномочий является неотъемлемым условием их особого статуса, в связи с чем суд полагает необходимым удовлетворить просьбу Губернатора Ульяновской области об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 177-179, 360 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25.12.2008 ░░░░ № 273-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░ 2021 ░░░░