Дело № 2-408/2016 г.
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Маковской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.о. Балашиха Московской области об обязании признать в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском к ответчику Администрации г.о. Балашиха Московской области об обязании признать в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, указывая на то, что она является инвалидом 1 группы. У неё установлено заболевание: <данные изъяты>. В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями (<данные изъяты>) дают ей право на внеочередное предоставление жилого помещения. Она проживает в качестве члена семьи собственника жилого помещения, по адресу: <адрес>, иного жилого помещения не имеет. Она неоднократно обращалась в Администрацию г.о. Балашиха с заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении и предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма, но ей было отказано, в связи с тем, что она обеспечена жилой площадью более учетной нормы.
Истец ФИО1 просит суд обязать Администрацию г.о. Балашиха Московской области признать её нуждающейся в жилом помещении и обязать Администрацию г.о. Балашиха Московской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение в черте г.о. Балашиха по договору социального найма вне очереди, на основании ст. 51 ч. 1 п. 4 ЖК РФ.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, её представитель по доверенности ФИО8, она же 3-е лицо по делу и адвокат ФИО4, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме и пояснили, что ФИО1 проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Совместно с ней в данном доме проживают дочь ФИО8 и внучка ФИО2, но членами одной семьи они не являются, общее хозяйство не ведут. ФИО8 осуществляет за ФИО1 уход, а ФИО1 ей за это платит. ФИО1 имеет заболевание, которое, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», дает ей право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Представитель ответчика Администрации г.о. Балашиха Московской области по доверенности ФИО5 в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил письменные возражения на исковое заявление (л.д.32-35).
3-е лицо Управление имущественных отношений г.о. Балашиха Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещен надлежащим образом.
3-е лицо ФИО8 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и пояснила, что ФИО1 является её матерью, проживают они в одном жилом доме, но общее хозяйство не ведут. Она ухаживает за ФИО1, за что ФИО1 ей платит.
3-е лицо ФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и пояснила, что ФИО1 является её бабушкой. Она, её мама ФИО8 и её бабушка ФИО1 проживают по адресу: <адрес>.
С учетом мнения сторон, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии 3-его лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы местного значения-вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения отнесено обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими признаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Для получения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ необходимо наличие двух условий - малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Статьей 2 Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлено, что право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет.
Действие Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" распространяется на инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 до настоящего времени не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и не принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ст. 17 Закона N 181-ФЗ, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на ФИО1, как на лицо, претендующее на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и на предоставление жилого помещения по договору социального найма, распространяются положения ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, то есть ФИО1 должна быть признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из анализа приведенной нормы права следует, что право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма принадлежит только гражданину, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378.
Согласно статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
После 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 12.04.2011 года № 551-О-О следует, что реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О). Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О).
Судом установлено, что ФИО1 имеет заболевание (№), что подтверждается медицинским заключением № ГБУЗ МО «Балашихинская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
ФИО1 является инвалидом 1 группы, по общему заболеванию, бессрочно, что подтверждается справкой №, выданной бюро №-филиал ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
ФИО1 обратилась в Администрацию г.о. Балашиха Московской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что сторонами в ходе судебного заседания не оспаривалось.
Согласно ответа начальника Управления имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха Московской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку сведений о том, что её заболевание включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не представлено (л.д. 9).
Исходя из ответа начальника Управления имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха Московской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Администрации г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета (ч 2 ст. 51 ЖК РФ) (л.д. 10). Указанное также подтверждается вышеуказанным постановлением Администрации г.о. Балашиха Московской области (л.д.39-47).
ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Одновременно с ней по указанному адресу зарегистрированы и проживают её дочь ФИО8 и внучка ФИО2, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 29) и не оспаривалось сторонами в ходе судебного заседания.
ФИО8 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения земельного участка с жилым домом, заключенного между ФИО1 и ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-21).
Иных жилых помещений в собственности ФИО1 не имеет, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии, доказательств обратного суду не представлено (л.д. 28).
Согласно ч. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют равное право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
ФИО1 является матерью ФИО8 и бабушкой ФИО2, что в ходе судебного заседания сторонами не оспаривалось, следовательно, в силу ст. 31 ЖК РФ, ФИО1 является членом семьи ФИО8 и ФИО2
Согласно ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
Решением Своета депутатов г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории г.о. Балашиха установлена учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 9 квадратных метров общей площади, приходящейся на долю каждого проживающего (л.д. 37).
В настоящее время, с учетом площади жилого дома <данные изъяты> кв.м. (л.д.27), как следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования ФИО1 к Администрации г.о. Балашиха Московской области об обязании признать в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в черте г.о. Балашиха по договору социального найма, не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения имеют граждане, признанные малоимущими и страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно при условии, что квартира занята несколькими семьями. ФИО1 с заявлением о признании её малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Администрацию г.о. Балашиха Московской области не обращалась. Доводы представителя истца о том, что ФИО1 имеет право на получение жилого помещения вне зависимости от приобретения статуса малоимущей, суд не может принять во внимание, поскольку предоставление жилья по договорам социального найма осуществляется в предусмотренном ЖК РФ порядке. В данном случае, согласно ст. 51 ЖК РФ с обязательным условием наличия у гражданина статуса малоимущего. Иное толкование закона искажает социальную направленность действующего законодательства в защите прав граждан, нуждающихся в получение жилья по договорам социального найма. Действительно для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения малоимущности и объективной нуждаемости в жилом помещении. Кроме того, в жилом доме, в котором зарегистрирована и проживает ФИО1, обеспеченность общей площадью на человека выше, чем предусмотрено учетной нормой жилой площади установленной в г.о. Балашиха Московской области, а также одно из необходимых условий для признания истца нуждающейся в жилых помещениях, на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ-проживание в квартире, занятой несколькими семьями, отсутствует. ФИО1, а также её дочь ФИО8 и внучка ФИО2 являются членами одной семьи. Доводы представителя истца о том, что ФИО1 с дочерью ФИО8 и внучкой ФИО2 не являются членами одной семьи, суд находит несостоятельными, поскольку семейные отношения между детьми и родителями не могут быть прекращены по желанию сторон, так как их связывает кровное родство. При этом совместное либо раздельное ведение бюджета правового значения в настоящем случае не имеет. Ссылки представителей истца на то, что ФИО1, её дочь ФИО8 и внучка ФИО2 не являются членами одной семьи, также опровергаются изложенными истцом ФИО1 пояснениями в её исковом заявлении, где указано, что ФИО1 проживает в качестве члена семьи собственника жилого помещения, по адресу: <адрес>. Кроме того, ФИО1 требований оспаривающих решение об отказе ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не предъявляла. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма, а равно как и признание права на обеспечение жилым помещением и признание нуждающихся в получении жилых помещений, является компетенцией собственника жилищного фонда, в данном случае Администрации г.о. Балашиха Московской области и суд не может входить в обсуждение данного вопроса, поскольку иное означало бы вмешательство в компетенцию соответствующего муниципального органа управления по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, то есть решение суда не может подменять собой решение соответствующего муниципального органа.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации г.о. Балашиха Московской области об обязании признать в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в черте г.о. Балашиха по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд Московской области.
Федеральный судья О.А.Быстрякова