Дело № 2-824/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2014 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сидорова А.А.,
при секретаре Рядовой С.Х.,
с участием истца Богданова Н.П., представителя истца адвоката Александрова О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богданова Н.П. к АМО «Беломорский муниципальный район» о признании права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
Богданов Н.П. обратился в суд с названным выше иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умер его дед Г.И.С., после смерти которого открылось наследство в виде жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Завещания дед не оставил. Наследником первой очереди по закону являлась его мать Г.В.И., которая на момент смерти своего отца проживала с ним совместно и вела хозяйство, была зарегистрирована в этом доме. Факт проживания Г.В.И. в этом жилом доме свидетельствует о принятии ею наследства. Г.В.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, завещания она не оставила. На момент ее смерти в жилом доме проживали и были зарегистрированы истец, его брат и сестра. Последние в ДД.ММ.ГГГГ уехали в <адрес>. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он один открыто и непрерывно владеет всем жилым домом как собственным – несет бремя содержания, платит установленные налоги и сборы, осуществляет страхование имущества, уплачивает коммунальные платежи. С момента смерти матери он произвел необходимый текущий ремонт дома. После смерти матери с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство в нотариальную контору никто не обращался. В силу приобретательной давности истец просил признать за ним право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Богданов Н.П. свои исковые требования поддержал и пояснил, что после смерти своей матери он пользуется домом, периодически живет в нем, производит ремонт кровли и фундамента.
В судебном заседании представитель истца Александров О.М. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, не просили об отложении дела, не представили возражений по иску.
Суд, заслушав истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Часть 3 статьи 218 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался, или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу ст.234 ГК РФ лицо не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Указанная норма права признает приобретательную давность при наличии ряда условий (длительность существования владения пятнадцать лет, непрерывность, добросовестность и открытость владения). Причем все эти условия обязательны и равнозначны, отсутствие (несоблюдения) хотя бы одного из них исключает возможность перехода права собственности в порядке приобретательной давности.
Статья 11 ФЗ № 52 от 30.11.1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» предусматривает, что действие статьи 234 ГК (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
В судебном заседании установлено, что собственником жилого дома ДД.ММ.ГГГГ постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, являлся Г.И.С., что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Беломорской государственной нотариальной конторой по реестру.
Г.В.И. является дочерью Г.И.С..
Г.И.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Беломорским рай. отделом ЗАГС Карельской АССР. Наследственное дело к имуществу Г.И.С. не заводилось.
Богданов Н.П. является сыном Г.В.И. и внуком Г.И.С., что подтверждается свидетельством о рождении № выданным ДД.ММ.ГГГГ Беломорским Бюро ЗАГС.
Г.В.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Суоярвским гор. Бюро ЗАГС КАССР. Наследственное дело к имуществу Г.В.И. не заводилось.
Из записей в домовой книге следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гавкина В.И. проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени не зарегистрированы какие-либо лица проживающие в доме.
Из представленных налоговых извещений и квитанций об оплате следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истец Богданов Н.П. получает налоговые извещения на уплату налога на имущество - жилой дом <адрес>, а также земельного налога на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и производит уплату этих налогов.
Свидетели М. и Л. показали суду, что они с рождения являются соседями семьи Г.. Они знают, что в доме <адрес> проживали мать Богданова Н.П. и его сестра и брат. В конце <данные изъяты> – начале <данные изъяты> годов прошлого века Г. уехали из Беломорска. После этого домом пользовался и ухаживал за ним лишь Богданов Н.П.
В судебном заседании установлено, что Г.И.С. являлся собственником <данные изъяты> жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ постройки, площадью <данные изъяты> кв.метра, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. Дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.метров кадастровый №.
После смерти Г.И.С. его наследник первой очереди – дочь Г.В.И. фактически вступила в права наследства на имущество, оставшееся после смерти Г.И.С., так как фактически пользовалась домом, проживала в нем, исполняла все полномочия собственника, связанные с поддержанием дома в надлежащем техническом состоянии. После смерти Г.В.И. в ДД.ММ.ГГГГ ее правопреемник – наследник первой очереди Богданов Н.П., фактически осуществлял полномочия собственника в отношении дома: пользовался им, производил его ремонт и переустройство, уплачивал установленные налоги. Каких-либо споров и притязаний на заявленное имущество не установлено.
Истец Богданов Н.П. в установленном порядке не вступал в права наследства на жилой дом и земельный участок. Однако, фактически на протяжении более 15 лет открыто непрерывно и добросовестно владел спорным домом, осуществлял полномочия собственника в отношении дома, пользовался им, производил его ремонт и переустройство, уплачивал в полном размере установленные налоги. Каких-либо споров и притязаний на заявленное имущество не установлено. Признание права собственности на дом необходимо истцу для реализации своих прав собственника в полном объеме.
На основании изложенного, суд признает требования истца законными и обоснованными, и удовлетворяет заявленный иск на основании ст.234 ГК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Признать за Богдановым Н.П. право собственности на жилой дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Сидоров
Решение в окончательной форме изготовлено 30.12.2014 г.