Дело № 2-135/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2019 г. г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Сидорова А.А.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием истца Галяевой В.В., третьего лица Чепурко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галяевой Валентины Владимировны к Администрации МО «Беломорский муниципальный район» о признании права собственности на гараж,
у с т а н о в и л:
Галяева В.В. обратилась в суд с указанным выше иском по тем основаниям, что 04.10.2013 С.В.И. уступил ей право пользования гаражным боксом № 7 в ГК, расположенном по адресу: <адрес>. ГК, состоящий из 14 гаражных боксов, был построен в 1985-1986 годах на основании Решения Исполнительного комитета Беломорского городского совета народных депутатов от 27.11.1985 № 246. Согласно п.4 указанного выше Решения под строительство гаражных боксов был отведен земельный участок в микрорайоне № 1. На постройку кооперативных гаражей была выдана проектно-сметная документация. Гаражный бокс № 7 пригоден к эксплуатации, используется по своему назначению, находится в хорошем техническом состоянии, является капитальным кирпичным строением, имеющим фундамент и отдельный вход.
Право собственности на гараж ранее не было оформлено. В настоящее время оформить право собственности на гаражный бокс не представляется возможным в связи с отсутствием на него правоустанавливающих документов. Истец просила суд признать за ней право собственности на указанный выше кирпичный гараж в силу приобретательной давности.
В судебном заседании истец Галяева В.В. поддержала свои исковые требования и пояснила, что гаражи ГК строились членами кооператива в «советские времена» в соответствии с установленным на тот момент порядком. Ранее ее боксом пользовался член кооператива С.В.И., который ей уступил свое право на участие в гаражном кооперативе, поскольку переезжал на жительство в другую местность. ГК проходил государственную регистрацию, но к моменту подачи иска в суд уже ликвидирован и исключен из реестра юридических лиц. При этом ГК не оформил право собственности на гаражи и не оформил свои права на пользование земельным участком под гаражами. Все владельцы гаражей вынуждены будут самостоятельно оформлять свои права на гаражные боксы. Ее соседями по гаражным боксам являются Чепурко Н.В. и Пакулина И.А.
Представители ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, представили отзыв, в котором указали, что при вынесении судебного решения полагаются на усмотрение суда.
Представители третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Третье лицо Чепурко Н.В. в судебном заседании поддержала иск Галяевой В.В. и пояснила, что она является соседкой истца по ГК. Ее муж принимал участие в кооперативе со дня его основания. Мэрия выдала разрешение на постройку 14 гаражных боксов и выделяла им место для строительства. Она знает, что ранее гаражным боксом пользовался С.В.И., который уступил истцу свое право членства в кооперативе. Кооператив не оформил надлежащим образом свои права на гаражные боксы и на земельный участок под ними. Теперь им приходится заниматься оформлением своих прав на гаражные боксы.
Третьи лица Семенов В.И. и Пакулина И.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, отзывы на иск не представили.
Заслушав истца, третье лицо, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Исполнительного комитета Беломорского городского совета народных депутатов от 27.11.1985 № 246 был организован ГК из 14 владельцев авто-мототехники, согласован устав ГК, утвержден список членов ГК, в который, в том числе, были включены П.А.С., Чепурко А.В., П.В.М. и П.А.С.2, а также отведен земельный участок для строительства 14 боксов.
Согласно протокола от 02.04.1986, на общем собрании членов ГК был избран председатель кооператива – П.А.С. и принят устав кооператива.
11.05.2005 был утвержден новый устав потребительского ГК и он был зарегистрирован в качестве юридического лица, организованного 14 участниками, в том числе, С.В.И. 07.02.2017 потребительский ГК был ликвидирован и исключен из реестра юридических лиц. Указанные обстоятельства подтверждаются копией устава и выпиской из ЕГРЮЛ.
16.09.2013 член потребительского ГК С.В.И. подал заявление об исключении из членов кооперативов и разрешении ему продажи своего пая (гаража), а Галяева В.В. – подала заявление на вступление в члены кооператива и приобретение пая (гаража) у С.В.И. 01.12.2013 на общем собрании членов потребительского ГК С.В.И. был исключен из членов кооператива, а Галяева В.В. была принята в члены кооператива. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями соответствующих заявлений, протоколом собрания членов кооператива и договором купли продажи от 04.10.2013.
Как следует из технического паспорта на здания гаражей ГК и гаражный бокс № 7, изготовленных ГУП РК РГЦ «Недвижимость» 31.08.2018, на <адрес>, расположено кирпичное здание гаражей (14 боксов) с инвентарным номером 2741, общей площадью 307,5 кв.м., том числе гаражный бокс №7, общей площадью 23,7 кв.м. Гаражи возведены на ленточном бутобетонном фундаменте.
Согласно сведений кадастровой публичной карты, карты функционального зонирования г.Беломорска, гараж Галяевой В.В. возведен на <адрес> на участке, расположенном в территориальной зоне Т (АГ) – Зоны транспортной инфраструктуры размещения объектов автомобильного транспорта, на территории, занятой индивидуальными кирпичными гаражами и хозяйственными постройками. Границы участка не установлены.
Как следует из уведомления Управления Росреестра по РК Галяевой В.В. было отказано во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (гараже) в ЕГРН, поскольку не представлены документы, подтверждающие факт того, что он ранее был учтен в качестве объекта недвижимого имущества.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля П.А.С. показал суду, что с момента создания ГК до момента его ликвидации он являлся председателем этого кооператива. После получения разрешения на строительство и выделении земельного участка члены кооператива на свои средства возвели 14 гаражных боксов – по 1 на каждого. Часть членов кооператива вышло из него и их боксы были переданы иным лицам. Так П.В.М., владевший гаражным боксом № 7, уступил свое членство в кооперативе С.В.И., а уже последний вышел из кооператива в 2013 и уступил свое членство и имущественный пай Галяевой В.В. Последняя пользуется гаражным боксом до настоящего времени. В период своей деятельности кооператив не оформил свои права на пользование земельным участком и на гаражи. Поэтому в настоящее время бывшие члены кооператива оформляют права на гаражные боксы, которые находятся в их пользовании.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах на гаражные боксы ГК и земельные участки под гаражами.
В силу ч.ч.3 и 4 ст.1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Частью 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
С 31 января 1998 года, в связи с введением в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним на территории РФ подлежат государственной регистрации.
Частями 1 и 3 ст.234 ГК РФ установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
В судебном заседании установлено, что в 1985. в установленном порядке было выдано разрешение на строительство 14 гаражных боксов ГК на <адрес>. Гаражные боксы возводились членами ГК своими силами за счет собственных средств. Гаражи официально в эксплуатацию не вводились. ГК в 2005 г. был зарегистрирован как ГК. Он был ликвидирован и исключен из списка юридических лиц в 2017. Право собственности ГК на гаражи не регистрировалось. Кооператив не оформил свои права на земельный участок под гаражами. К настоящему времени гаражными боксами пользуются по назначению бывшие члены кооператива. У владельцев гаражей не оформлены права на пользование земельными участками под гаражами. Гаражи не поставлены на кадастровый учет.
Истец Галяева В.В. в установленном порядке вступила в члены ГК в 2013, внесла плату за имущественный пай (гаражный бокс) и с того времени пользуется гаражным боксом по назначению.
Исследованные в судебном заседании доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что представители ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» достоверно знали о построенных ГК гаражах, не возражали против их эксплуатации и не принимали к Кооперативу или его членам какие-либо меры, в целях оспаривания их прав на строение гаражей и земельный участок, на котором они возведены.
Согласно исследованной технической документации, гараж, находящийся в пользовании Галяевой В.В., является завершенным строительством объектом – гаражным боксом, возведенном из кирпича. Гаражи, в котором расположен гаражный бокс истца, отображен на карте градостроительного зонирования г.Беломорска. Земельный участок, на котором находится гаражный бокс, расположен на землях поселений в территориальной зоне транспортной инфраструктуры размещения объектов автомобильного транспорта, и не имеет обременений.
Используемое истцом строение (гаражный бокс) не имеет признаков самовольной постройки, так как создано на земельном участке, отведенном в установленном ранее порядке, и с получением необходимых на это разрешений (ч.1 ст.223 ГК РФ). Нарушений действующего законодательства на момент возведения гаража и в настоящее время не установлено. Каких-либо претензий со стороны третьих лиц на указанный объект не установлено.
В настоящее время в установленном порядке истец не может зарегистрировать свое право собственности на гараж, поскольку не имеет надлежащих правоустанавливающих документов на гараж и земельный участок. Кооператив, который ранее осуществляя строительство и эксплуатацию гаражей, к настоящему времени ликвидирован. Галяева В.В., как бывший член ГК, продолжает пользоваться своим гаражным боксом № 7 (имущественным паем).
Со дня возведения спорного объекта и до настоящего времени прошло более 32 лет. К настоящему времени истекли сроки приобретательной давности на этот объект, в течение которых местный орган исполнительной власти в установленном порядке мог поставить вопрос о сносе этого строения или об его изъятии, однако таких требований не предъявлялось, никто из заинтересованных лиц не оспаривал законность возведения гаражного бокса и право Галяевой В.В. на этот гаражный бокс.
Суд приходит к выводу, что в настоящее время истец не имеет иной возможности защитить свои права собственности на гараж нежели путем подтверждения (признания) их в судебном порядке.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Галяевой В.В. являются обоснованными и, в силу п.3 ч.1 ст.8, абз. 2 ст.12, 234 Гражданского Кодекса РФ, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Признать право собственности Галяевой Валентины Владимировны на недвижимое имущество - гаражный бокс №7, общей площадью 23,7 квадратных метров, расположенный в ГК, инвентарный № 2741, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: Сидоров А.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.04.2019.