Дело № 2-335/2020г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2020 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием представителя истцов Руссу Е.С.,
ответчика Панкратовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Панкратовой А1 и Панкратовой А2 к Панкратовой Г.А. о восстановлении срока для принятия наследства и признании недействительным свидетельства о праве на наследство,
установил:
Панкратова А.1 и Панкратова А2 обратились в суд с настоящим исковым заявлением по следующим основаниям. 12.12.2019 умер их отец П., после смерти которого осталось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: .... Нотариусом заведено наследственное дело к имуществу умершего П., в рамках которого свидетельство о праве на наследство выдано Панкратовой Г.А. С заявлением в установленный срок они (истцы) не обратились по причине отсутствия документов, подтверждающих родство между наследодателем и Панкратовой А1. В свою очередь, Панкратова А2 не могла оформить отказ от наследства в пользу сестры Панкратовой А1. В устной форме они обращались к нотариусу и поясняли сложившуюся ситуацию. 06.08.2020 решением Сегежского городского суда установлен факт признания отцовства П. в отношении дочери Панкратовой А1. С данным решением они обратились к нотариусу Беломорского нотариального округа, однако выяснилось, что ими пропущен срок для принятия наследства. Просят суд восстановить им пропущенный срок для принятия наследства и признать недействительным ранее выданное свидетельство о праве на наследство по закону.
В судебном заседании, состоявшемся 26.10.2020, исковые требования истцами увеличены, просили исключить запись о регистрации из Единого государственного реестра недвижимости в отношении квартиры, расположенной по адресу ....
В судебном заседании представитель истцов Руссу Е.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, дополнила, что Панкратова А1 не смогла вступить в наследство в установленный законом срок в связи с тем, что отсутствовали документы, подтверждающие ее родство с умершим отцом, шел судебный процесс об установлении данного факта, что касается Панкратовой А2, то она в силу незнания закона и из-за финансовых трудностей не смогла в срок обратиться к нотариусу.
Ответчик Панкратова Г.А. иск не признала, пояснив, что после смерти ее сына, она в установленный срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, где указала всех наследников, а именно его дочерей, кроме того, лично им предлагала обратиться к нотариусу, просила не тянуть с этим. В настоящее время она вступила в наследство, частями погашает имеющуюся задолженность по коммунальным услугам в указанной квартире, намерена была продать квартиру, погасить все долги, связанные с оплатой за ЖКУ и оставшуюся сумму поделить между наследниками поровну.
Третьи лица нотариус Беломорского нотариального округа Зайкова А.Н., Управление Росреестра по РК в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст.1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
На основании ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 ГК РФ), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Как следует из копии свидетельства о рождении №, записи актов о рождении № от 20.07.1994, № от 27.02.2002, копии свидетельства об установлении отцовства №, П. является отцом Панкратовой А2, ХХ.ХХ.ХХ.р., и Панкратовой А1, ХХ.ХХ.ХХ.р.
Сведения об отце Панкратовой А1 внесены 30.09.2020 в актовую запись о рождении в соответствии с решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 06.08.2020, которым установлен факт признания отцовства П. Решение суда вступило в законную силу 12.09.2020.
12.12.2019 П. умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти № от ХХ.ХХ.ХХ.
Из материалов наследственного дела, открытого к имуществу П., следует, что с заявлением о принятии наследства в установленный законом срок обратилась его мать – Панкратова Г.А., которой 05.08.2020 выданы свидетельства о праве на наследство по закону на денежные вклады и квартиру, расположенную по адресу: ....
06.08.2020 за Панкратовой Г.А. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на вышеуказанное недвижимое имущество.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам; обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
В судебном заседании установлено, что истцами Панкратовой А1 и Панкратовой А2 пропущен установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства после смерти их отца П. На момент открытия наследства Панкратова А1 являлась несовершеннолетней и не могла самостоятельно приобретать и осуществлять свои гражданские права, к тому же отцовство наследодателя П. в отношении нее было установлено лишь после смерти П. решением суда. При этом с настоящим заявлением Панкратова А1 обратилась в шестимесячный срок после того, как причины пропуска срока отпали, а именно с момента вступления решения суда в законную силу 12.09.2020. Законный представитель Панкратовой А1 при жизни наследодателя с заявлением для реализации её прав относительно установления отцовства не обращалась.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что причины пропуска срока для принятия наследства Панкратовой А1 являются уважительными, и находит возможным восстановить этот срок.
Вместе с тем оснований для восстановления срока Панкратовой А2 суд не находит, поскольку объективных препятствий для обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти отца в установленный законом срок у нее не имелось, на момент смерти отца она достигла совершеннолетия. Изложенные ею обстоятельства не являются уважительными причинами пропуска срока, следовательно, в качестве оснований для восстановления такового расцениваться не могут.
При этом суд также принимает во внимание, что в рамках наследственного дела к имуществу П. дочери наследодателя Панкратовой А2 сообщалось об открытии наследственного дела и разъяснялось о её праве на обращение с заявлением о принятии наследства. Между тем, соответствующего заявления не поступило.
Как следует из материалов дела, ответчику Панкратовой Г.А. выданы свидетельства о праве на наследство по закону после смерти П. в размере 100%.
В силу ст. 1163 ГК РФ свидетельство о праве на наследство может быть выдано по заявлению наследника, принявшего наследство, в любое время без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая, что решение суда о восстановлении Панкратовой А1 срока для принятия наследства будет являться основаниям для выдачи наследникам новых свидетельств о праве на наследство в соответствии с установленными долями, выданные Панкратовой Г.А. свидетельства следует признать недействительными.
При изложенных обстоятельствах, требования Панкратовой А1 подлежат удовлетворению в полном объеме, в удовлетворении требований истца Панкратовой А2 следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Панкратовой А1 удовлетворить.
Восстановить Панкратовой А1, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, уроженке ..., срок для принятия наследства, открывшегося после смерти отца П., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, умершего ХХ.ХХ.ХХ в ... Республики Карелия, установив её долю в наследственном имуществе в размере 50 процентов.
Признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону от 05 августа 2020 года, зарегистрированное в реестре за №, выданное нотариусом Беломорского нотариального округа Зайковой А.Н., после смерти П., умершего ХХ.ХХ.ХХ.
Признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону от ХХ.ХХ.ХХ, зарегистрированное в реестре за №, выданное нотариусом Беломорского нотариального округа З., после смерти Панкратова А1, умершего ХХ.ХХ.ХХ.
В удовлетворении исковых требований Панкратовой А2 отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Беломорский районный суд со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова
Мотивированное решение вынесено 17 ноября 2020 года.