2-1-89/2021
64RS0007-01-2020-004186-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2021 года г. Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Тарараксиной С.Э.,
при секретаре Ланиной К.А.,
с участием представителя истца по доверенности Авилкина А.С.,
представителя Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии,
установил:
Решением комиссии по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, в стаж работы, дающей право в назначении досрочной страховой пенсии, не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей медпункта <адрес> в льготной исчислении;
- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 обратилась в суд с иском, с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК ПРФ, к ответчику Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) (далее ГУ УПФ РФ в <адрес>) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии, мотивируя свои требования тем, что УПФ РФ в <адрес> решением № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, поскольку отсутствует требуемая продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Данный отказ в назначении пенсии считает незаконным и просит включить в специальный стаж спорные периоды работы в должности заведующей медпункта <адрес> в льготной исчислении, и в календарном исчислении период нахождения на курсах повышения квалификации.
В судебное заседание ФИО3 не явилась, о дне слушания дела извещена надлежавшим образом, согласно письменному обращению просила о рассмотрении дела в её отсутствие, с участием представителя ФИО6 поддерживая требования в полном объёме.
Представитель истца по доверенности ФИО6 поддержал требования доверительницы, просил об их удовлетворении, полагая таковые основанные на законе.
Представитель ГУ Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> ( межрайонное) по доверенности ФИО7 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве. Указала, что согласно требования пенсионного законодательства в стаж на соответствующих видах работ может быть засчитана не любая лечебная деятельность, а только работа в должностях и учреждениях, поименованных в соответствующем Списке. В ходе проверки документов приложенных к заявлению ФИО3 о назначении пенсии не усматривается занятость истца в должности заведующей медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер), соответственно не могут быть включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как должность «заведующая медпунктом» не поименована Списком от 29.10.2002г. №, спорный период не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении, а также не поименована Постановлением Правительства от 06.09.1991г. №. Дополнила, что согласно п.2 Приложения № к приказу Минздрава РФ от 15.10.1999г. № наименование должности «заведующий» (структурным подразделением) дополняется наименованием специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда, дающих право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии ФИО3 не имеется. За время нахождения ФИО3 на курсах, за ней сохранялось место работы, заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, юридического значения не имеет, поскольку в указанный период истец получала дополнительное образование и лечебную деятельность не осуществляла.
Анализируя в совокупности доводы сторон, имеющиеся в деле доказательства и законодательство, подлежащее применению к рассматриваемому спору, суд находит заявленный иск ФИО3 подлежащим удовлетворению в части, исходя из следующего.
Право каждого гражданина на социальное обеспечение гарантируется ст. 39 Конституции РФ и Федеральными законами.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение". Так, в подп. "н" п. 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в том числе:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с действующим законодательством (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), так и в соответствии с ранее действующим законодательством (Постановление Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) право на пенсию предоставляется медицинским работникам при наличии одновременно двух условий: работа в определенных должностях и определенных лечебных учреждениях.
В судебном заседании бесспорно установлено, и не оспаривалось сторонами, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях, в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа, что послужило основанием к обращению в суд с иском.
Решением УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ отменено ранее принятое решение в отношении ФИО3, и вновь отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность.
Страховой стаж истицы на дату обращения за пенсией составил 25 лет 9 месяцев 28 дней - по Постановлению №; 28 лет 5 месяцев 18 дней - по Постановлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, и 28 лет 5 месяцев 18 дней - по Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
Индивидуальный пенсионный коэффициент составил 72,026.
В стаж, дающий право на досрочное назначение ФИО3 пенсии лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не включены период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей медпункта <адрес> МО, поскольку не поименована Списком от ДД.ММ.ГГГГ, ни постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, ни постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, а также отсутствуют сведения о занятости в должности, относящейся к числу среднего медицинского персонала.
С данными основаниями отказа и вышеприведенными доводами представителя ответчика, суд не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, и подтверждено материалами дела, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла свою деятельность в должности медицинской сестры стационара « Балашовской детской больнице» приказом № от ДД.ММ.ГГГГ переведена медпункт <адрес> Сельского ФИО2. С ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность заведующей медицинским пунктом согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ Балашовской центральной районной больницы.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением исполкома № ФИО3 принята на должность санитарки Ленинского медпункта, от занимаемой должности санитарки освобождена ДД.ММ.ГГГГ ( распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшем в вышеуказанный спорный периоды работы истца (до ДД.ММ.ГГГГ), в стаж работы по специальности работников здравоохранения засчитывалась работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения. К числу указанных работ может быть отнесена работа в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом ( медицинским пунктом).
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
Данную позиция корреспондирует пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
Из пояснений представителя истца ФИО6 следует, что в спорный период ФИО3 осуществляла лечебную деятельность: оказывала доврачебную медицинскую помощь жителям села, выполняла работу фельдшера, поскольку именно для оказания медицинской помощи организовывался медицинский пункт в селе, а не для выполнения контролирующих функций. В расчетно- платежных ведомостях Соцземледельского Сельского ФИО2 имеются сведения о работе заведующей медпунктом ФИО3 и санитарки ФИО3
При таких обстоятельствах, неверное указание наименование должности не может являться основанием для исключения спорного периода из стажа, поскольку это не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ.
В соответствии с п. 1 Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного Приказов Минздрава ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 1000 "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений", фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.
Фельдшерско-акушерский пункт (медпункт) находится в ведении сельского ФИО2 народных депутатов. Руководство деятельностью фельдшерско-акушерского пункта осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинен.
Персонал фельдшерско-акушерского пункта руководствуется в своей работе действующим Законодательством, настоящим положением, приказами, инструкциями и методическими указаниями Министерства здравоохранения ФИО4, а также указаниями и распоряжениями руководителя учреждения, которому подчиняется ФАП.
На фельдшерско-акушерский пункт возлагается:
- оказание населению доврачебной медицинской помощи;
- своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача;
- организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов и др.);
- проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма;
- проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности.
При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях") к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Согласно расчетно- платежным ведомостям за 1989-1991 г.г. о начислении ФИО3 заработной платы в спорный период, последней назначалась заработная плата по должности заведующей медицинским пунктом и санитарки.
Отдельной ставки фельдшера или медицинской сестры не было (справка архива (л.д. 191)), что свидетельствует о том, что, будучи заведующей медицинского пункта, ФИО3 одновременно выполняла работу фельдшера.
Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Учитывая характер работы истца в спорный период, неполное наименование должности истца без указания наименования должности среднего медицинского персонала, предусмотренного в Списке, фельдшер (акушерка, медсестра), не должно ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, поскольку она фактически выполняла работу, предусмотренную Списком и дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.
Из Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516.
В свою очередь, согласно абз. 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами.
В силу абз. 2 п. 5 названных Правил в стаж на соответствующих видах работ также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, т.е. периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей работником согласно занимаемой должности на основании трудового договора с работодателем.
Аналогичным образом должен включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии и период повышения квалификации, так как повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности (статья 54 "Основ законодательства об охране здоровья граждан").
В Рекомендации МОТ от ДД.ММ.ГГГГ N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п. 11).
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, соответственно, период нахождения на курсах повышения квалификации (курсах усовершенствования) является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В период работы ФИО3 в ГБУ Здравоохранения « Видноский перинатальный центр» ФИО3 – медицинская сестра палатная (гинекологического отделения) направлялась в командировку с целью усовершенствования квалификации с сохранением заработной платы, что подтверждается приказами, представленными стороной истца (л.д. 164,165).
Возможность включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена 187 Трудового кодекса Российской Федерации. Из изложенного следует, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежали включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в качестве специального стажа, связанного с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку периодичность повышения квалификации, продолжительность программ обучения предусмотрены законодательством и обусловлены самим фактом нахождения лица на медицинской должности.
В связи с тем, что данная лечебная работа истицы осуществлялась в лечебном учреждении (Ленинском медпункте), расположенном в сельской местности, указанный период работы также подлежит льготному исчислению как 1 год работы за 1 год и 3 месяца на основании подпункта "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с чем, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год 3 мес., при этом период нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении.
В силу частей 1 и 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Таким образом, действующее пенсионное законодательство предусматривает заявительный характер назначения пенсии, устанавливающий обязательное обращение гражданина, предполагающего наличие у него права на пенсию, с письменным заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган, который только при наличии заявления обязан начать процедуру назначения пенсии.
По смыслу указанных выше правовых норм, осуществление права на пенсию по старости, если оно не ставится в зависимость от достижения гражданином определенного возраста, реализуется гражданином путем обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.
По настоящему делу установлено и материалами дела подтверждается, что с заявлением о назначении пенсии в территориальный пенсионный орган истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
В досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ ФИО3 отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы, связанного с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, 30 лет.
Разрешая вопрос о зачете в специальный стаж истца оспариваемых периодов обучения, суд пришел к выводу, что ФИО3 стаж работы, дающий право на досрочную пенсию на момент обращения составит 30 лет 2 месяца 24 дня, необходимый для обращения 30 летний стаж приходится на ДД.ММ.ГГГГ, при этом право на страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», п. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», с учетом указанных изменений в страховое законодательство, ФИО3 приобретёт право на назначение досрочной страховой пенсии по истечении 1 года 6 месяцев с момента выработки необходимого льготного стажа, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным решение УПФ РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано ФИО3 в досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения период:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей медпункта <адрес> муниципального образования в льготной исчислении;
- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения с ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд.
Председательствующий С.Э. Тарараксина