№ 12-85/2016
РЕШЕНИЕ
13 апреля 2016 года г.Белорецк
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Вильдановой А.Р.,
с участием помощника Белорецкого межрайонного прокурора Исянбаевой Э.С., представителя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ Батраковой Н.В. по доверенности,
при секретаре Мухаметдиновой М.З.,
рассмотрев в судебном заседании протест Белорецкого межрайонного прокурора на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Стабредова В.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Стабредов В.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Белорецкий межрайонный прокурор подал протест, в котором просит вышеуказанное постановление отменить, материал об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании помощник Белорецкого межрайонного прокурора Исянбаева Э.С. изложенные в протесте доводы поддержала, суду показала, что Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения административного законодательства, в ходе которой выявлены грубые нарушения. Постановлением председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Стабредов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях. Считает, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит достаточных сведений о присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при составлении данного протокола, предоставлялись ли им объяснения и замечания по содержанию протокола. Кроме того, протокол не содержит данных о разъяснении Стабредову В.В. его прав и обязанностей, возможность ознакомления с протоколом последнему также не была представлена. Кроме того, протокол не подписан должностным лицом, его составившим и лицом, в отношении которого он составлен. Доказательств направления Стабредову В.В. копии протокола материал не содержит. Согласно штампу входящей корреспонденции материал об административном правонарушении в отношении Стабредова В.В. поступил в административную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, тогда как протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о его формальном составлении. Материалы по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ не содержат данных присутствовал ли Стабредов В.В. при рассмотрении дела, что влечет нарушение его права на защиту, в том числе на предоставление доказательств, дачу объяснений, заявление ходатайств. Данных о том, что Стабредову В.В. вручена копия постановления, либо направлена заказным письмом, материалы не содержат, а потому Стабредов В.В. лишен права его обжалования. При вынесении постановления административной комиссией не установлены обстоятельства совершения правонарушения, не установлено посягали ли действия Стабредова В.В. на здоровье, честь и достоинство членов семьи, совместно проживающих лиц, время совершения административного правонарушения, в связи с чем, объективная сторона вменяемого административного правонарушения, наличие события административного правонарушения не установлены. Кроме того, установлено, что материалы дела в отношении Стабредова В.В. поступили в административную комиссию администрации муниципального района Белорецкий район РБ ДД.ММ.ГГГГ, протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ, а рассмотрены материалы и протокол лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть на <данные изъяты> день с момента поступления материалов и на <данные изъяты> день после составления протокола об административном правонарушении. Также оспариваемое постановление не содержит информации о получателе штрафа. Изучение материала показало, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, каковым является Стабредов В.В., при даче им объяснений ДД.ММ.ГГГГ не были разъяснены права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ. Свидетелю ФИО1 не были предварительно разъяснены ее права и обязанности, предусмотренные частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, в связи с чем объяснения вышеуказанных лиц получены с нарушениями норм КоАП РФ и их нельзя признать допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении. Просит постановление председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Стабредова В.В. отменить, производство по делу прекратить.
Представитель административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ Батракова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с доводами, изложенными Белорецким межрайонным прокурором в протесте, не согласилась, суду показала, что о времени и месте рассмотрения административного материала Стабредов В.В. был извещен, но доказательств этому нет. Действительно административный материал в отношении Стабредова В.В. поступил в административную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, но с целью ненарушения сроков протокол был составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Стабредов В.В., будучи надлежаще извещенным о дне и времени слушания по делу, в судебное заседание не явился.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ судья при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В силу п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Материалами дела установлено, что судебное извещение и телеграмма о времени и месте судебного заседания по гражданскому делу направлены Стабредову В.В. судом по указанному в постановлении адресу с уведомлением о вручении.
Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 221 от ДД.ММ.ГГГГ, вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность. По истечении установленного срока хранения, не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено между оператором почтовой связи и пользователем.
Из материалов дела следует, что судебное извещение, направленное по месту жительства Стабредова В.В., как регистрируемое почтовое отправление, возвращено в суд, так как истек срок хранения.
Уклонение Стабредова В.В. от явки в учреждение почтовой связи для получения судебного извещения и телеграммы расценивается судом как отказ от их получения.
Учитывая, что Стабредов В.В. в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил об отложении рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.72Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76).
В соответствии со ст.1.1КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей2.1КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст.22.1КоАП РФ административными комиссиями, созданными в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, установленных этими законами.
Таким законом Республики Башкортостан является Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, принятый Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ст. 1.1 указанного Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях законодательство Республики Башкортостан об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законах, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Кодекса.
Поскольку порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях не урегулирован Кодексом Республики Башкортостан об административных правонарушениях, следовательно, эти правоотношения подлежат разрешению в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13.8 КоАП Республики Башкортостан совершение рукоприкладства, ругательств, иных действий, посягающих на здоровье, честь и достоинство членов семьи, а также совместно проживающих лиц (семейно-бытовое дебоширство), если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере трехсот рублей.
Как установлено в судебном заседании, следует из административного дела, ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть Отдела МВД России по Белорецкому району от ФИО1 поступило сообщение о том, что по <адрес> скандалит муж.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1, Стабредова В.В. отобраны объяснения и ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела МВД России по Белорецкому району вынесено определение о передаче административного дела в отношении Стабредова В.В. по подведомственности в административную комиссию.
Изучение данного материала показало, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, каковым является Стабредов В.В., при даче им объяснений ДД.ММ.ГГГГ не были разъяснены права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ. Свидетелю ФИО1 не были предварительно разъяснены ее права и обязанности, предусмотренные частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ.
Поскольку нарушением, влекущим невозможность использования доказательств может быть признано, в частности получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется, производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.2, ч.3 ст.25.5 КоАП РФ, объяснения вышеуказанных лиц получены с нарушениями норм КоАП РФ и их нельзя признать допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела МВД России по Белорецкому району вынесено определение о передаче административного дела в отношении Стабредова В.В. по подведомственности в административную комиссию.
ДД.ММ.ГГГГ данный материал, согласно штампу входящей корреспонденции, поступил в административную комиссию.
Как верно указал в своем представлении прокурор, протокол об административном правонарушении в отношении Стабредова В.В. составлен заведующим сектором муниципального контроля, заместителем председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, то есть до поступления материала в административную комиссию.
В соответствии с частью 1 статьи28.2КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ст.29.8КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:
1) дата и место рассмотрения дела;
2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
3) событие рассматриваемого административного правонарушения;
4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
7) документы, исследованные при рассмотрении дела.
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.
Согласно п.3-4.1 ст.28.2КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, по смыслу указанных положений, физическое лицо должно присутствовать при составлении протокола.
Согласно п. 4 ч. 1 ст.29.7КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Следовательно, рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении Стабредова В.В. к административной ответственности возможны только при условии наличия данных о надлежащем извещении его о месте и времени рассмотрения указанного дела.
Исходя из положений ч. 1 ст.1.6КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в п. 10 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Если в ходе рассмотрения дела будет выявлено, что протокол был составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Вместе с тем из материалов дела следует, что о времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении Стабредов В.В. надлежащим образом не извещен, процессуальные права и обязанности ему не разъяснены, подпись должностного лица, составившего протокол отсутствует, доказательства направления Стабредову В.В. копии протокола отсутствуют.
Таким образом, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие Стабредова В.В., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с нарушением требований, предусмотренных статьей28.2КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из текста постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Стабредова В.В. производилось в его отсутствие, тогда как в силу ст.25.1КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи28.6КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, в нарушение указанной нормы, постановление вынесено в отсутствие привлекаемого к административному наказанию лица.
Сведения об извещении Стабредова В.В. о месте и времени рассмотрения дела отсутствуют, поскольку в протоколе № об административном правонарушении после фразы «Рассмотрение материалов дела об административном правонарушении состоится в ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в малом зале администрации муниципального района Белорецкий район РБ, по адресу: <адрес>» подпись Стабредова В.В. отсутствует. Иных доказательств, свидетельствующих об извещении Стабредова В.В., не имеется.
Указанные обстоятельства лишили Стабредова В.В. возможности реализовать свои права на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.
В силу п.п.4, 6 ч.1 ст.29.10КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Согласно ст.26.1КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Так, административная ответственность по ч. 1 ст.13.8 КоАП РБ за семейно-бытовоедебоширствопредусмотрена в случае совершения рукоприкладства, ругательств, иных действий, посягающих на здоровье, честь и достоинство членов семьи, а также совместно проживающих лиц если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации, то есть состав вменяемого административного правонарушения является альтернативным.
Между тем, административной комиссией обстоятельства совершения правонарушения не установлены, в постановлении не отражены, не установлено в чем выразились действия Стабредова В.В., посягал ли он на здоровье, честь и достоинство членов семьи, совместно проживающих лиц, время совершения административного правонарушения.
Кроме того, согласно части 2 статьи4.1КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер завершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В нарушение данного требования и ст.26.1КоАП РФ обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность правонарушителя, по делу не установлены и в постановлении об административном правонарушении не указаны.
Также в нарушение ч. 2 ст.4.1КоАП РФ постановление не содержит указания на обстоятельства, которые учитывались при назначении наказания в виде штрафа (характер совместного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение и т.п.).
Согласно п. 6 ч. 1 ст.24.5КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ст.4.5КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Со дня совершения Стабредовым В.В. административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ, прошло более двух месяцев, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.3 - 30.12 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Стабредова В.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст.24.5КоАП РФ.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Белорецкий межрайонный суд РБ в течение 10 дней.
Судья: А.Р.Вильданова