Дело № 2-4778/2019
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
01 августа 2019 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кобзаревой О.А.
при секретаре Джабуа Ж.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашихинского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к АО "Горбрус", ООО "Авалон" о признании незаконным действия и обязании приостановить деятельность
установил:
Балашихинский городской прокурор Московской области обратился в суд с вышеназванным иском, с учетом изменения исковых требований, в котором просит признать деятельность ООО «Авалон» и АО «Горбрус» по кремации в здании(комплекс ритуальных услуг) с №, расположенном по адресу: <адрес>, в части нарушения требований по установлению санитарно-защитной зоны, предусмотренной СанПин 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружения и иных объектов» незаконной и, обязать приостановить деятельность по кремации до получения согласования в установленном порядке проекта обоснования санитарнозащитной зоны предприятия, получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам, проведения оценки риска здоровья населения, организации мероприятий для окончательного установления санитарно-защитной зоны с получением Постановления Главного государственного врача об установлении окончательного размера санитарно-защитной зоны.
В судебном заседании представителя прокуратуры на требованиях настаивали.
Представители АО «Горбрус» с требованиями не согласны, представили письменный отзыв, в котором указывают, что СанПин 2.2.1/2.1.11200-03 к ним не может быть применены, поскольку крематорий введен в эксплуатацию до их принятия, данный СанПин относится к вновь возводимым строениям, строения крематория были введены еще о постройки домов, по произведенным замерам выброс вредных веществ не превышает допустимые.
Ответчик ООО «Авалон», третьи лица ООО «Николо-Архангельская гранитная мастерская», Роспотребнадзор своих представителей не направили, извещены телеграммами.
Третье лицо Администрация г/о Балашиха с иском согласна.
Ранее неявившиеся стороны неоднократно извещались судом, их неявка в судебное заседание 01.08.2019 признана судом неуважительной, ходатайств об отложении не заявлено.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 24 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Городской прокуратурой в ходе проведенных совместно со специалистами Территориального отдела по Московской области в Ногинском районе, городах Балашиха, Реутов, Черноголовка, Электросталь надзорных мероприятий установлено, что АО «Горбрус», осуществляющее деятельность по кремации по адресу: <адрес> допускаются нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).
Крематорий находится на земельном участке с кадастровым номером №, категории земель отнесенной к землям поселений (земли населенных пунктов) и видом разрешенного использования для организации ритуальных услуг, принадлежащем на праве собственности ООО «Николо-Архангельская гранитная мастерская» (свидетельство о государственной регистрации права от 11.05.2000 № №).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Балашиха, утвержденными решением Совета депутатов Городского округа Балашиха 27.12.2017 № 03/50, территория крематория расположена в зоне СП-1 (зона мест погребения).
Вид деятельности предприятия: организация похорон и предоставление связанных с ними услуг: кремация и автотранспортные перевозки при выполнении ритуальных услуг.
Распоряжением Главы Балашихинского района Московской области от 01.02.1999 № 42р строящемуся комплексу ритуальных услуг с двумя кремационными печами на территории Никольско-Архангельского кладбища был присвоен адрес: <адрес>
Постановлением Главы Балашихинского района Московской области от 04.08.2000 № 787 утвержден акт Государственной комиссии от 25.07.2000 № 000775 о приемке в эксплуатацию законченного строительством комплекса ритуальных услуг ЗАО «Горбрус» по вышеуказанному адресу.
Постановлением Главы Балашихинского района Московской области от 17.11.2003 № 1273 данному зданию был присвоен новый почтовый адрес: <адрес>
В настоящее время крематорий размещен в 3-х этажном (подземных этажей – 1) кирпичном здании - комплексе ритуальных услуг, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности ООО «Авалон».
Указанное здание 01.01.2019 предоставлено в аренду АО «Горбрус» на основании договора от 01.01.2019 № №
Также, в соответствии с договором об от 01.01.2013 № 1, ООО «Авалон» передано в аренду АО «Горбрус» оборудование для функционирования крематория.
В кремационном цехе установлены 2 кремационные печи (Ener TEK); печи оснащены камерами дожига и системами контроля загрязнения окружающей среды.
Имеется помещение обработки кремированных остатков, в специальном кремуляторе производится перемалывание несгоревших остатков. Кремулятор оборудован местной вытяжной вентиляцией. Помещения кремационного цеха, ритуальных залов оборудованы общеобменной приточно-вытяжной механической вентиляцией.
В 2015 году для АО «Горбрус» ИП Погореловым С.А. разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов, на который имеется экспертное заключение от 29.02.2016 № 44-092, утвержденное главным врачом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области».
Согласно санитарной классификации по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 крематорий АО «Горбрус» относится к предприятиям 1-го класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны - 1000м (подраздел 7.1.12, класс I п. 6. «крематории, при количестве печей более одной»).
Согласно п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.
В ходе проверки установлено, что АО «Горбрус» получено разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух № 54/767МО, утверждены нормативы вредных веществ по конкретным источникам и веществам.
Для предприятия в 2016 году разработан проект «Обоснование возможности сокращения СЗЗ комплекса ритуальных услуг» (разработчик ООО «Столичная Экологическая Компания», г. Москва), в котором проектом обосновывается интегральная СЗЗ по границе фактического размещения жилой застройки.
Данный проект не согласован в установленном порядке, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам не оформлено.
По итогам плановой проверки проведенной Территориальным отделом по Московской области в Ногинском районе, городах Балашиха, Реутов, Черноголовка, Электросталь в 2016 года в отношении АО «Горбрус» вынесено постановление об административном правонарушении по ст. 6.3. КОАП РФ, дано предписание о согласовании в установленном порядке проекта обоснования санитарно-защитной предприятия и установления санитарно-защитной зоны со сроком исполнения до 01.10.2017.
В октябре 2017 года внеплановой проверкой предписания установлено, что оно не выполнено, по итогам проверки составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, материалы проверки направлены для привлечения к ответственности мировому судье Ногинского судебного участка, мировым судьей принято решение о привлечении АО «Горбрус» к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб.). АО «Горбрус» дано новое предписание со сроком исполнения до 20.12.2018.
Территориальным отделом по Московской области в Ногинском районе, городах Балашиха, Реутов, Черноголовка, Электросталь 25.01.2019 проведена проверка в отношении АО «Горбрус» выполнения предписания территориального отдела Роспотребнадзора от 31.10.2017 № 165-Б, со сроком исполнения до 20.12.2018.
Актом проверки от 25.01.2019 установлено, что предписание от 31.10.2017 № 165-Б не выполнено: Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия не оформлено, оценка риска здоровью населения от деятельности предприятия не проведена, мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны не проводились, санитарно-защитная зона не установлена.
В связи с изложенным, в отношении АО «Горбрус» 25.01.2019 составлен протокол № 17Б об административном правонарушении, выдано предписание от 31.01.2019 со сроком исполнения 01.03.2019.
До настоящего времени требования органа контроля не выполнены, проект не согласован в установленном порядке, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам не оформлено.
Кроме этого, установлено, что 08.04.2019 договор аренды здания крематория от 01.01.2018 № 17/08/17А и договор аренды оборудования для функционирования крематория от 01.01.2013 № 1, заключенные между ООО «Авалон» и АО «Горбрус» расторгнуты.
В соответствии с актом приема - передачи от 08.04.2019 здание крематория и оборудование передано ООО «Авалон».
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 08.05.2019 № ЮЭ9965-19-46366493 ООО «Авалон» 19.04.2019 внесены изменения в сведения о дополнительных видах деятельности, а именно добавлен вид деятельности – 96.03. Организация похорон и представление связанных с ними услуг.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при хранении и реализации продукции.
Во исполнение данной нормы закона разработаны санитарно - эпидемиологические требования, предусмотренные СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Согласно п. 1.2 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
На основании п. 2.1 санитарных правил в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно п. 3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В соответствии с разделом IV СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
- оценки риска здоровью населения.
Из положений ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) следует, что граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Однако АО «Горбрус» и ООО «Авалон», как собственником и правообладатели здания крематория и оборудования для его функционирования, проигнорированы требования Федеральных законов от 30.03.1999 № 52-ФЗ и № 7-ФЗ, и иных нормативных документов в данной сфере, поскольку в период с 2016 года по настоящее время хозяйствующие субъекты не приняли надлежащих мер, предусмотренных законом.
В пункте 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, действующего в редакции от 9 сентября 2010 года, установлено, что их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и т.д., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Из буквального толкования данного положения следует, что указанные СанПиН распространяются только в отношении вновь строящихся и реконструируемых объектов. Однако, ряд иных положений СанПиН (например, пункты 3.5, 3.12, 3.17, 4.5, 4.6) прямо устанавливают требования, касающиеся действующих объектов.
Так в пункте 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
В связи с этим является ошибочным вывод ответчиков, что на них как действующее предприятие вышеуказанные Санитарные правила и нормы не распространяются.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, санитарно-защитные зоны устанавливаются не в отношении юридических или физических лиц, а в отношении объектов, которые используются и эксплуатируются.
Доводы об отмене предписания от 31.0.2019 решением арбитражного суда Московской области от 04.07.2019 не имеют юридического значения в рамках рассматриваемого дела, поскольку суд не связан только доводами выданного предписания, а рассматривает действующего законодательства в части соблюдения санитарно-защитной зоны в целом с учетом негативного влияния на благополучие и здоровье населения.
Кроме того, в настоящее время 20.07.2019 на решение арбитражного суда Московской области от 04.07.2019 принята апелляционная жалоба, что подтверждается копией жалобы с отметкой о принятии.
Поскольку в силу ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, суд находит, что прокурор правомерно, в силу положений ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, права на санитарно-эпидемиологическое благополучие которых и благоприятную окружающую среду нарушены деятельностью ответчиков.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Балашихинского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконной деятельность ООО «Авалон» и АО «Горбрус» по кремации в здании (комплекс ритуальных услуг) с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в части нарушения требований по установлению санитарно-
защитной зоны, предусмотренной СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03 «Санитарно-
защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Приостановить деятельность по кремации в здании с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, до получения согласования в
установленном порядке проекта обоснования санитарно-защитной зоны
предприятия, получения санитарно-эпидемиологического заключения о
соответствии проекта санитарным правилам, проведения оценки риска здоровья
населения, организации мероприятия для окончательного установления
санитарно-защитной зоны с получением Постановления Главного
государственного врача об установлении окончательного размера санитарно-защитной зоны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Кобзарева
Решение в окончательной форме принято 06 августа 2019 года
Судья О.А.Кобзарева.