Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9506/2018 ~ М-9949/2018 от 29.11.2018

Дело № 2-9506/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2018 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.

При секретаре Серикове Р.В.,

С участием истца Драгунина В.А., представителя истца Орловой Н.А., представителя ответчика Герман А.О., третьего лица Драгуниной Е.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Драгунина В. А. к УФСИН России по Амурской области о взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Драгунин В.А. обратился в суд с данным исковым заявлением к УФСИН России по Амурской области, в обоснование заявленных требований указав, что с 13.03.2003 года состоял в УФСИН России по Амурской области на учете на улучшение жилищных условий, с составом 3 человека: он, жена Драгунина Е.С., сын Драгунин Д.В. 12.12.2017 года жилищно-бытовой комиссией УФСИН России по Амурской области истец снят с учета в качестве нуждающегося в получения жилого помещения в связи с тем, что на момент постановки на учет истец был обеспечен жилым помещением общей площадью 28,1 кв.м. Решением Благовещенского городского суда истец восстановлен в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени Драгунину В.А. жилое помещение не предоставлено, в связи с чем истец полагал, что у него возникает право на получение единовременной денежной компенсации для приобретения жилья.

На основании изложенного, Драгунин В.А. просил суд взыскать с УФСИН России по Амурской области в пользу Драгунина В.А. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4874486 рублей 70 копеек.

В судебном заседании истец, представитель истца на требованиях искового заявления настаивали, подробно указали на обстоятельства, изложенные в иске, дополнительно пояснили, что 13.09.2018 года Драгунин В.А. обратился в УФСИН России по Амурской области с заявлением о предоставлении ему единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Поскольку он ранее состоял на учете на получение жилого помещения, единовременная социальная выплата может быть предоставлена ему без постановки на соответствующий учет. Полагали, что действия ответчика по отказу в выплате Драгунину В.А. единовременной социальной выплаты незаконны, в связи с чем просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика с предъявленными Драгуниным В.А. исковыми требованиями не согласилась, в обоснование своей позиции, также изложенной в письменном отзыве, указала, что порядок предоставления сотрудникам УФСИН России по Амурской области единовременной социальной выплаты регулируется Федеральным законом № 283-ФЗ «О социальный гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Постановлением Правительства РФ № 369. Процессуально-правовой порядок постановки сотрудников органов уголовно-исправительной системы РФ на учет для получения единовременной социальной выплаты носит заявительный характер. На заявителе лежит обязанность при обращении за указанной мерой социальной поддержки предоставить необходимый перечень документов, обосновывающий право на постановку на указанный учет. То есть для получения единовременной социальной выплаты сотрудник должен быть поставлен на соответствующий учет. Драгунин В.А. на таком учете не состоит, с заявлением о постановке на учет и документами, подтверждающими его право на получение единовременной социальной выплаты, в комиссию УФСИН России по Амурской области не обращался, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Третье лицо Драгунина Е.С. сочла исковые требования истца обоснованными, указала, что Драгунин В.А. обращался в жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по Амурской области, где его убедили, что лучше на учет на получение единовременной социальной выплаты не вставать, поскольку жилое помещение он получит быстрее.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Порядок прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, и Инструкцией о порядке применения названного Положения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 6 июня 2005 года N 76.

Правовую основу службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ, правила внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и индивидуальный контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.

Согласно пункту 5.2 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 06.06.2005 года N 76, на граждан, поступивших на службу в уголовно-исполнительную систему по контракту, распространяются общий порядок и условия ее прохождения, регулируемые Положением. При заключении контракта по соглашению сторон могут устанавливаться дополнительные условия, не предусмотренные Положением, с учетом особенностей службы, а также материальных и финансовых возможностей учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

Согласно Положению об УФСИН России по Амурской области, Управление является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории Амурской области для осуществления задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний. Управление возглавляет начальник, который осуществляет руководство и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций.

В судебном заседании установлено, стороной ответчика не оспаривалось и подтверждается приказами УФСИН России по Амурской области № 76-лс от 14.03.2017 года «О перемещении сотрудников УИС области», № 35 л/с от 03.09.2018 года «О прекращении контракта и увольнении», что Драгунин В.А. проходил службу в ФКУ База материально-технического и военного снабжения УФСИН России по Амурской области в должности водителя-сотрудника 1 класса.

Как следует из материалов дела, Драгунин В.А. с 13 марта 2003 года состоял в УФСИН России по Амурской области в очереди на улучшение жилищных условий, с составом семьи 3 человека: сам Драгунин В.А., жена – Драгунина Е.С., сын – Драгунин Д.В.

Согласно выписке из протокола № 5 заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам УФСИН России по Амурской области от 12 декабря 2017 года Драгунин В.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию, предусмотренному п. 6 ст. 56 ЖК РФ.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 15.05.2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административный делам Амурского областного суда от 14.08.2018 года, решение комиссии по жилищно-бытовым вопросам УФСИН России по Амурской области от 12.12.2017 года, оформленное в протоколе № 5, в части снятия Драгунина В. А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признано незаконным, на УФСИН России по Амурской области возложена обязанность восстановить Драгунина В. А. в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, под порядковым номером 4.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в настоящее время Драгунин В.А. с составом семьи 3 человека состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Давая правовую оценку обоснованности заявленных истцом требований, суд приходит к следующему.

При разрешении возникшего между сторонами спора суд, принимая во внимание характер спорных правоотношений, сущность заявленных истцом требований и обстоятельства, приведенные в их обоснование, руководствуется нормами Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также положениями утвержденных Постановлением Правительством РФ от 24 апреля 2013 года N 369 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах для предоставления единовременной социальной выплаты и периоды службы, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, определяются Правительством Российской Федерации (ч. 2).

При этом в части 3 указанной статьи Закона приведены и иные условия, наличие которых является обязательным для решения вопроса о наличии у сотрудника права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

Так, в соответствии данной ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2012 года № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, илиуполномоченного им руководителя при условии, в числе прочего, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1), проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 3).

В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

В соответствии с ч. 6 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 ФЗ).

Таким образом, ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2012 года № 283-ФЗ четко устанавливает перечень лиц, кому предоставляется единовременная социальная выплата.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).

Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункты "з, и" пункта 5 Правил).

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" Приказом ФСИН России от16 октября 2014 г. N 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).

В приложении N 1 к Порядку утвержден рекомендуемый образец заявления (рапорта) для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Таким образом, анализ вышеприведенных положений закона показывает, что для получения сотрудником уголовно-исправительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в жилищно-бытовую комиссию территориального органа ФСИН России, приложив документы, поименованные в перечне, установленном Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, подтверждающие право заявителя на постановку на указанные учет.

Вместе с тем, стороной истца в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что Драгунин В.А. обращался в комиссию по предоставлению единой социальной выплаты УФСИН России по Амурской области с заявлением установленного образца о постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, с приложением соответствующих документов и что ответчиком было рассмотрено его заявление и принято какое-либо решение по данному вопросу. При этом, в судебном заседании стороной истца не оспаривалось, что таких действий Драгуниным В.А. выполнено не было.

Учитывая, что предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения носит заявительных характер, при условии постановки сотрудника уголовно-исправительной системы на такой учет, порядок, предусмотренный федеральным законодательством для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья Драгуниным В.А. не выдержан, в связи с чем оснований для возложения на УФСИН России по Амурской области обязанности по выплате истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имеется.

Доводы стороны истца о том, что, поскольку жилое помещение истцу представлено не было, то у него возникает право на получение денежной компенсации для приобретения жилья, судом признаются ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих рассматриваемые отношения, поскольку Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается две формы обеспечения сотрудников жильем: предоставление жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При этом, для каждой из форм определен свой порядок получения социальной гарантии, в связи с чем наличие права Драгунина В.А. на получение жилого помещения не может свидетельствовать о его безусловном праве на получение единовременной социальной выплате.

На основании изложенного, основываясь на фактической и правовой стороне дела, совокупности исследованных доказательств по делу с приведенными правовыми нормами, оценив доводы и возражения сторон, представленные ими доказательства по правилам ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Драгунина В.А. о взыскании с УФСИН России по Амурской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Драгунину В. А. в удовлетворении исковых требований к УФСИН Росси по Амурской области о взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в сумме 4874486 рублей 70 копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Е.А. Фирсова

Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2018 года.

2-9506/2018 ~ М-9949/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Драгунин Вячеслав Алексеевич
Ответчики
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области
Другие
Драгунина Елена Сергеевна
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Фирсова Е.А.
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
29.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2018Передача материалов судье
03.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2018Судебное заседание
27.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее