Дело № 2–509/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Березники Пермский край 17 февраля 2015 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Баязитовой К.С.,
при секретаре Вердьие М.С.,
с участием помощника прокурора г.Березники Бородкиной Н.Н.,
истца Кирьянова П.А.,
представителя ответчика ТУ Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району Бижановой М.Н., действующей на основании доверенности от <дата>.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники Пермского края гражданское дело по иску прокурора г.Березники в интересах Кирьянова П.А. к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Березники в интересах Кирьянова П.А. обратился в суд с иском к ответчикам Правительству Пермского края, ТУ Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что Кирьянов П.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. <дата> Кирьянов П.А. был определен на воспитание и содержание по нормам детского дома в МОУ «.....», жилое помещение за ним не закреплялось. <дата>. Кирьянов П.А. был поставлен на учет для улучшения жилищных условий по внеочередному списку, номер очереди ..... В настоящее время Кирьянову П.А. исполнилось ..... лет, он проживает на территории г.Березники, не является собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, завершил обучение в образовательных учреждениях профессионального образования, в связи с чем имеет право на предоставление ему жилого помещения. Просит возложить на ответчиков обязанность предоставить Кирьянову П.А. по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное применительно к условиям г.Березники, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение общей площадью на менее ..... кв.м., на территории г.Березники.
Помощник прокурора Бородкина Н.Н. в судебном заседании на иске настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Кирьянов П.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что он проживает в г.Березники и не согласен на предоставление ему жилого помещения в ином населенном пункте.
Представитель ответчика ТУ Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району Бижанова М.Н. в судебном заседании не согласна с исковыми требованиями в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на ТУ Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району. Пояснила, что Кирьянов П.А. действительно имеет право на внеочередное получение жилья, однако ТУ Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Правительства Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что не согласен с иском в части предоставления жилья конкретно на территории г.Березники. Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот на <дата>., строительство и регистрация государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории г.Березники в <дата> не планируется. Федеральное законодательство предусматривает предоставления жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают данные лица, т.е. на территории всего Пермского края, а не в границах г.Березники.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Судом установлено, что истец Кирьянов П.А. родился <дата> в ..... (л.д.11). Решением Березниковского городского суда Пермской области от <дата>. мать истца - К.И. была лишена родительских прав в отношении сына Кирьянова П.А. Отец истца – К.А. ограничен в родительских правах в отношении сына Кирьянова П.А. (л.д.20). <дата> К.А. умер (л.д.15).
Распоряжением Главы местного самоуправления г.Березники Пермской области от <дата>. Кирьянов П.А. был определен в общеобразовательную школу-интернат на содержание по нормам детского дома (л.д.21, 22).
<дата>. Кирьянов П.А. достиг совершеннолетия. Из представленных документов следует, что истец получил профессиональное образование (л.д.17, 19).
При определении Кирьянова П.А. в школу-интернат жилое помещение за ним не закреплялось. Из сообщений Управления Росреестра по Пермскому краю, Березниковского филиала ГУП «.....» следует, что права на жилые помещения за Кирьяновым П.А. не зарегистрированы (л.д.16, 27).
Решением ТУ <адрес> по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району от <дата> Кирьянов П.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.10).
До настоящего времени жилое помещение Кирьянову П.А. не предоставлено.
На основании ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159–ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
1) по достижении возраста 18 лет;
2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и достигшие возраста 14 лет.
В соответствии с п.1 ч.1 и ч.2 ст.8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования прокурора г.Березники в интересах Кирьянова П.А. обоснованны, поскольку установлено, что Кирьянов П.А. проживает в г.Березники Пермского края, относится к числу детей-сирот, достиг 18-летнего возраста, не является нанимателем, членом семьи нанимателя или собственником жилого помещения, включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, однако в нарушение требований действующего законодательства жилым помещением не обеспечен.
Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что требование истца о предоставлении жилого помещения только на территории г.Березники необоснованно. В соответствии с п.1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013г. № 1194-п, в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края предоставление гражданам жилых помещений в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства, возможно только с согласия указанных граждан. Истец Кирьянов П.А. в судебном заседании пояснил, что он не согласен на предоставление жилого помещения в другом городе.
Обязанность по обеспечению Кирьянова П.А. жилым помещением специализированного жилищного фонда должна быть возложена на Правительство Пермского края, т.к., согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.1, ст.11 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» исполнительная власть в Пермском крае осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края. Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края. Правительство Пермского края возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края. Правительство Пермского края в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов губернатора Пермского края, актов губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
Таким образом, именно Правительство Пермского края является надлежащим ответчиком в споре, поскольку именно на нем лежит обязанность по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения.
Требования к Территориальному управлению Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району предъявлены необоснованно, поскольку на данный орган возложена обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Данная обязанность Территориальным управлением Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району исполнена, истец Кирьянов П.А. включен в указанный список, его право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда закреплено законом и никем не оспаривается. В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Территориальному управлению Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ..... ░░.░., ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░>.).
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░