Дело № 2-9154/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретареСерикове Р.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района, действующего в интересах Шпитовой В. Ф., к Министерству здравоохранения Амурской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании расходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района, действующий в интересах Шпитовой В.Ф., обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с настоящим исковым заявлением к Министерству здравоохранения Амурской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании понесенныхрасходов. В обоснование заявленных требований указал, что Шпитова В.Ф. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно. Согласно информации УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) клиентская служба (на правах отдела) в Октябрьском районе Шпитова В.Ф. имеет право на социальную услугу по обеспечению лекарственными препаратами. На основании бесплатных рецептов Шпитова В.Ф. имеет право на получение лекарственного препарата ***. В ЦРА ОАО «Амурфармация», расположенной в с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области, указанное лекарственное средство для льготной категории граждан поступает согласно персонифицированным заявкам на полугодие или на год. При обращении Шпитовой В.Ф. в ЦРА ОАО «Амурфармация» препарат *** не выдан, бесплатные рецепты поставлены на отсроченное обеспечение на срок 10 дней. Не обеспечение Шпитовой В.Ф. лекарственным препаратом, необходимым для ее лечения, ведет к нарушению ее конституционных прав. Длительное отсутствие в терапии лекарственного препарата *** может повлечь ухудшение состояния здоровья Шпитовой В.Ф. и представлять ее жизни угрозу.
На основании изложенного, прокурор Октябрьского района просил суд обязать Министерство здравоохранения Амурской области обеспечить Шпитову В. Ф. бесплатным лекарственным препаратом ***; взыскать с Министерства здравоохранения Амурской области в пользу Шпитовой В. Ф. расходы на приобретение жизненно необходимого лекарственного препарата *** 250 мг.тбл № 100 в размере 1517 рублей 90 копеек; решение суда обратить к немедленному исполнению.
Будучи извещенными о месте и времени судебного заседания в него не явились представитель процессуального истца, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, материальный истец, ответчик, третьи лица, сведений о причинах неявки не представляли, ходатайств об отложении не заявляли. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассматривать дело в отсутствие не явившихся сторон.
Из письменного отзыва Министерства здравоохранения Амурской области следует, что ответчик с иском прокурора Октябрьского района не согласен, в обоснование позиции указано, что для обеспечения граждан льготными лекарственными препаратами министерство в соответствии с персонифицированными заявками, полученными от медицинских организаций области, на каждого конкретного гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь, с учетом остатков лекарственных препаратов в аптечной сети и на основании выделенных финансовых средств формируется сводная потребность в лекарственных препаратах на планируемый период. Медицинскими организациями осуществляется выписка лекарственных препаратов в соответствии с персонифицированной заявкой, а также наличием данных препаратов в аптечном учреждении на момент выписки рецепта. В случае временного отсутствия лекарственного препарата рецепт ставится на отсроченное обслуживание, после чего министерством здравоохранения области принимаются меры по обеспечению больного лекарственными препаратами. Согласно персонифицированной заявке ГБУЗ АО «Октябрьская больница» на первое и второе полугодие 2018 года для Шпитовой В.Ф. заявлено 12 упаковок лекарственного препарата «***». Согласно реестру отпущенных лекарственных препаратов Шпитова В.Ф. за период с 12.01.2018 года по июнь 2018 года была обеспечена лекарственным препаратом *** в количестве 4 упаковок, а рецепт на получение указанного препарата от 27.07.2018 года был отпущен 06.11.2018 года. Согласно протокола врачебной комиссии АО «Октябрьская больница» от 21.11.2018 года Шпитова В.Ф. обращалась за выпиской рецептов к врачам больницы за период с 01.01.2018 года по 01.12.2018 года 4 раза, и все рецепты, выписанные ей ГБУЗ АО «Октябрьская больница», были отпущены. Истец была обеспечена лекарственным препаратом за период с 01.01.2018 года по 31.08.2018 года в количестве 6 упаковок. С требованиями истца о взыскании денежных средств, потраченных на приобретение лекарственного препарата «***», ответчик также не согласился, указал, что все обязательства перед истцом были исполнены. Несвоевременная выдача лекарственных средств не является основанием для взыскания их стоимости, законом не предусматривается взыскание стоимости приобретенных за счет собственных средств лекарственных препаратов, которые подлежали бесплатной выдаче, в случае их несвоевременного предоставления. В связи сизложенным, ответчик полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Третье лицо ОАО «Амурфармация» сочло исковые требования прокурора Октябрьского района также не подлежащими удовлетворению, в обоснование указано, что Шпитова В.Ф. в 2018 году обращалась в аптеку № 18 с. Екатеринославки с льготными рецептами на получение ЛП, в частности с рецептом от 27.07.2018 года на получение ЛП ***-Те таб. 200/50 мг.в количестве 1 упаковки, который поставлен на отсроченное обеспечение 27.07.2018 года. Указанный рецепт до настоящего времени не обеспечен по причине необоснованного отказа получателя льготы от получения ЛП - ***-Те таб. 200/50 мг. (аналог ***), поступившего на аптечный склад 30.10.2018 года в количестве 798 упаковок и 31.10.2018 года в количестве 7 упаковок в аптеку № 18. По словам получателя льготы (дочери Шпитовой В.Ф.) ей нужен именно ***. По состоянию на 30.07.2018 года остаток ЛА – *** составил 0, после указанной даты прихода *** на аптечный склад не было. Однако, ЛП ***-Те таб. 200/50 мг.аналог *** есть в достаточном количестве, который поступил на аптечный склад только 30.10.2018 года, в связи с чем по вышеуказанному рецепту подавалась отсрочка в Министерство здравоохранения Амурской области на 27.07.2018 года. В настоящее время под указанный рецепт в аптеке отложен ЛП ***-Те таб. 200/50 мг. Требование получателя льготы об отпуске конкретного торгового наименования, в частности ЛП *** является незаконным и необоснованным, так как указанный рецепт выписан на получение ЛП в рамках МНН.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В ст. 4, п. п. 4, 5 ст. 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указано, что основными принципами охраны здоровья являются, в том числе ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в числе прочих применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу пунктов 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным Постановлением, инвалидам все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2008 года Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов (статья 4.1).
В соответствии с законодательством расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Согласно п. 53 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» рецепт на лекарственный препарат - письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска.
В силу п. 1.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 февраля 2007 года № 110, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень № 890).
Приложением № 1 к данному Перечню гарантировано право на получение бесплатно лекарственных средств лицам, имеющим заболевание Болезнь Паркинсона.
Аналогичная норма установлена постановлением Губернатора Амурской области № 192 от 28 апреля 2008 года «О порядке лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории области, страдающих социально значимыми заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, детей первых трех лет жизни, а также граждан, лекарственные препараты для медицинского применения которым рекомендованы решением контрольно-экспертной комиссии по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан при министерстве здравоохранения Амурской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты для медицинского применения отпускаются по рецепту врача (фельдшера) бесплатно».
В соответствии с данным Порядком также правом на получение бесплатных лекарственных препаратов обладают, в том числе больные, страдающие Болезнью Паркинсона, требующей постоянной патогенетической терапии.
В судебном заседании установлено, что Шпитова В.Ф. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, что также подтверждается справкой серии МСЭ-2012 № ***, инвалидность установлена бессрочно.
В соответствии с медицинской картой № ***, Шпитовой В.Ф. показан препарат ***. Из выписки следует, что данная терапия является для истца необходимой, обязательной и замене не подлежит.
ГБУЗ АО «Октябрьская больница» 27 июля 2018 года Шпитовой В.Ф. выдан рецепт серии 28016 № 702402 на лекарственный препарат *** в количестве 1 упаковки. Однако при обращении Шпитовой В.Ф. в филиал ЦРА № 18 ОАО «Амурфармация» лекарственный препарат истцом получен не был по причине отсутствия в аптеке.
Согласно сведениям ОАО «Амурфармация» по состоянию на 27 июля 2018 года лекарственный препарат *** или его аналог *** в ЦРА № 18 ОАО «Амурфармация» отсутствовали.
На основании п. 3.1.18. Положения о Министерстве здравоохранения Амурской области, утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 года № 458, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области Министерство здравоохранения Амурской области осуществляет функции государственного заказчика областных целевых программ и проектов в сфере деятельности министерства, в том числе обеспечивает граждан лекарственными препаратами в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно пункту 8 статьи 6.1 и пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), а процедура получения инвалидами лекарственных препаратов - пунктами 2.1 - 2.8 указанного Порядка.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и по смыслу пункта 2.7 Порядка должно осуществляться бесперебойно.
Таким образом, законодателем четко регламентирован порядок реализации права инвалида на получение дополнительной бесплатной медицинской помощи, при этом право заявителя на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения его лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от каких-либо нормативов и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных выше норм закона, суд считает, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязанности по своевременному обеспечению Шпитовой В.Ф. лекарственными препаратами, в связи с чем бездействие ответчика по не предоставлению истцу лекарственного препарата *** (аналог ***) при обращении за ним судом расцениваются как незаконные.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в частности из представленного стороной ответчика рецепта серии 28016 № 702402, лекарственные препараты *** или его аналог *** в количестве 1 упаковки был отпущен Шпитовой В.Ф. по рецепту 06 ноября 2018 года. Данное обстоятельство также не оспаривалось самой Шпитоовой В.Ф.
При этом как следует из протокола ВК от 21.11.2018 года ГБУЗ АО «Октябрьская больница» 30 октября 2018 года дочь Шпитовой В.Ф. отказывалась получать лекарственный *** по причине того, что наименование препарата не соответствует наименованию, указанному в рецепте, в то время как препарат *** является аналогом препарата ***.
Таким образом, поскольку 06.11.2018 года Шпитова В.Ф. обеспечена лекарственным препаратом *** по рецепту от 27 июля 2018 года, права и законные интересы истца в настоящее время восстановлены, так как лекарственный препарат предоставлен, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора Октябрьского района об обязании обеспечить лекарственными препаратами Шпитову В.Ф.
Кроме того, доводы стороны истца о перебойном обеспечении лекарственными препаратами судом признаются необоснованными, поскольку действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как обеспечение лекарственными препаратами на будущее время, то есть до того, как права гражданина нарушены.
Рассматривая требования истца о взыскании с Министерства здравоохранения Амурской области расходов на приобретение лекарственного препарата *** в сумме 1517 рублей 90 копеек, суд также не находит оснований для их удовлетворения, поскольку приведенным выше законодательством не предусмотрен порядок компенсации гражданам стоимости приобретенных за счет собственных средств лекарственных препаратов, которые подлежат бесплатной выдаче. Кроме того, из представленного в материалы дела кассового чека от 11 октября 2018 года не усматривается, кем были понесены расходы на приобретение лекарственного препарата *** в сумме 1517 рублей 90 копеек, в связи с чем достоверно установить, что именно истец Шпитова В.Ф. понесла данные расходы, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, прокурору Октябрьского района в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Амурской области надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прокурору Октябрьского района, действующему в интересах Шпитовой В. Ф., в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Амурской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом *** (***), взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата *** в сумме 1517 рублей 90 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
ПредседательствующийЕ.А. Фирсова
Мотивированное решение составлено 10.12.2018 года