Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1903/2017 ~ М-691/2017 от 26.01.2017

                                                                   Дело № 2-1903/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

    01 марта 2017 года                                                                                  г. Благовещенск

    Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

    председательствующего судьи Диких Е.С.

    при секретаре Волобуеве А.А.,

    с участием представителя истца Серовой С.Н. Сухановой Ю.К., представителя ответчика администрации г. Благовещенска Змеу Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Серовой Светланы Николаевны к администрации города Благовещенска о признании решений незаконными, возложении обязанности восстановлении в списке участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»,

УСТАНОВИЛ:

Серова С.Н. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что постановлением мэра города Благовещенска Амурской области от 28.03.2008 года №955 истец Серова Светлана Николаевна, 1979 года рождения и ее семья супруг МС, *** года рождения, сын - СС, *** года рождения, в соответствии со ст. 51 ЖК РФ были признаны нуждающимися в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. 07 апреля 2008 года Серова С.Н. обратилась с заявлением к мэру г. Благовещенска с просьбой о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. 27 мая 2015 года постановлением администрации г. Благовещенска № 2077 Серова С.Н. исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и снята с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, на основании подпункта «а» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в связи с превышением возраста одного из супругов 35 лет. С данным постановлением истец не согласена, поскольку считает, что оно не обоснованно и не соответствует закону. Основания для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы является исчерпывающим. Вышеуказанными Правилами не предусмотрена возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы, а предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки. Достижение предельного 35-ти летнего возраста не является основанием для внесения изменений в список очередников молодых семей - претендующих на получение социальной выплаты. Указанный возрастной ценз в 35 лет необходим только для признания молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Законных оснований для исключения истца и ее семьи из списка очередников участников подпрограммы не имелось. Поэтому считает действия органа местного самоуправления - администрации города Благовещенска Амурской области №2077 от 27.05.2015 года и комиссии по координации и контролю за исполнением подпрограмм по исключению Серовой С.Н. и ее семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» произведены в противоречие с указанными целями федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы, так как значение данной программы подразумевает реальную государственную поддержку граждан в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Просит суд признать незаконным п. 1 постановления администрации города Благовещенска Амурской области №2077 от 27.05.2015 года «Об исключении молодых семей из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в отношении Серовой Светланы Николаевны, признать незаконным решение комиссии по координации и контролю за исполнением подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» и «Улучшение жилищных условий работников муниципальных организаций города Благовещенска» муниципальной программы города Благовещенска «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска на 2015-2020 годы» (протокол №4 от 20.05.2015 года) в части исключения Серовой Светланы Николаевны из очереди на улучшение жилищных условий по достижения 35-ти летнего возраста, возложить обязанность на ответчика восстановить истца в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» под тем же номером, что и на момент исключения.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, обеспечила в суд явку своего представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований, в дополнение указав, что постановлением администрации г. Благовещенска № 2077 от 27 мая 2015 года семья Серовой С.Н. была исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. в связи с тем, что истцу исполнилось 36 лет. Однако на момент постановки на учет в администрацию г. Благовещенска истец с семьей соответствовали требованиям молодой семьи. Истец каждый год подавала заявление в администрацию г. Благовещенска на получение социальной выплаты. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Благовещенска в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285, действовавшим на момент признания истца нуждающимся были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. Согласно указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Аналогичные требования к участникам подпрограммы были продублированы в п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утв.Постановлением Правительства от 17 декабря 2010 года № 1050. Согласно условиям участия в подпрограммах «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» как на 2002-2010 гг., так и на 2011-2015 гг., возрастной ценз был одним из основных условий для получения свидетельства и социальной выплаты на улучшение жилищных условий молодых семей. Учитывая, что истцу 17 мая 2015 года исполнилось 36 лет, следовательно, семья истца перестала соответствовать условиям получения социальной выплаты, установленными в подпрограммах «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» как на 2002-2010 гг., как и на 2011-2015 гг., следовательно, отпали основания для нахождения его в списках молодых семей, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. Кроме того, согласно п. 20 Правил предоставления молодых семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации данной подпрограммы орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Таким образом, для включения лица в список молодых семей на очередной год, участник подпрограммы должен до 01 сентября текущего года подать заявление в орган местного самоуправления для включения его в список изъявивших желание получать социальную выплату на следующий (планируемый) год. Серова С.Н. в 2016 году заявление на получение социальной выплаты в 2017 года не подавала, в связи с чем, в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 года включена не была. Просит отказать в иске в полном объеме.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 7 Конституции РФ: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 27 мая 2010 года N 738-О-О, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. п. "в" и "ж" ч. 1) Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат.

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

13.05.2006 года Правительством Российской Федерации принято постановление N 285, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.

Согласно п. 5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

В рамках реализации данной подпрограммы на территории Амурской области постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на 2012-2015 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» (данный документ утратил силу с 01 января 2014 года в связи с принятием постановления Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519).

Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации г. Благовещенска № 955 от 28 марта 2008 года семья Серовой Светланы Николаевны с составом семьи 3 человека признана нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Постановлением администрации г. Благовещенска № 2077 от 27 мая 2015 года Серова Светлана Николаевны была исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с превышением возраста супругов 35 лет.

В соответствии с п. 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, которые предоставляется государственному заказчику (пункт 22 Правил).

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых, в том числе, из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23).

Аналогичные положения действовали на момент принятия Серовой С.Н. на учет и включения ее с составом семьи 3 человека в число лиц, претендующих на получение социальной выплаты, в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".

Согласно п. 22, 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования).

Таким образом, до утверждения соответствующим распоряжением администрации Амурской области списка претендентов на получение социальной выплаты по Амурской области в конкретном году, орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список «молодых семей» - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Амурской области, в том числе путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в данный список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.

Включение в списки на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, не отвечает целям и задачам федеральной подпрограммы.

Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в его Определениях N 48-АПГ12-8 от 21 ноября 2012 г. и N 89-АПГ12-4 от 26 декабря 2012 г., согласно которым учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, оспариваемая норма права, предусматривающая исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним из родителей в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.

Семья Серовой С.Н., как установлено судом, была включена в ранее действовавшую подпрограмму "Об обеспечении жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675. В 2008 года семья Серовой С.Н. была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Как следует из материалов учетного дела дата рождения Серовой Светланы Николаевны - *** года, дата рождения ее супруга МС - ***.

Следовательно, в 2015 году семья Серовой перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме на 2011-2015 годы, и обоснованно была исключена из списка претендентов на социальную выплату, поскольку супругам уже исполнилось 36 лет.

Ссылка представителя истца на то, что социальная выплата не была получена в связи с отсутствием бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников программы, несостоятельна.

Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Таким образом, как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».

При таких обстоятельствах, исковые требования Серовой С.Н. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований искового заявления Серовой Светланы Николаевны к администрации города Благовещенска о признании незаконным п. 1 постановления администрации города Благовещенска Амурской области №2077 от 27.05.2015 года «Об исключении молодых семей из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в отношении Серовой Светланы Николаевны, признании незаконным решение комиссии по координации и контролю за исполнением подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» и «Улучшение жилищных условий работников муниципальных организаций города Благовещенска» муниципальной программы города Благовещенска «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска на 2015-2020 годы» (протокол №4 от 20.05.2015 года) в части исключения Серовой Светланы Николаевны из очереди на улучшение жилищных условий по достижения 35-ти летнего возраста, возложении обязанности восстановить истца в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» под тем же номером, что и на момент исключения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                              Е.С. Диких

Решение в окончательной форме изготовлено 06 марта 2017 года.

Председательствующий                                                Е.С. Диких

2-1903/2017 ~ М-691/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Серова Светлана Николаевна
Ответчики
Администрация г Благовещенска
Другие
Суханова Ю.К.
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Диких Е.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
26.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2017Передача материалов судье
30.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2017Судебное заседание
06.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее