УИД 10RS0001-01-2022-000012-50
Дело № 2-86/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2022 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи |
Захаровой М.В., |
при секретаре |
Павлюк Н.Н., |
с участием истца |
Ланцедовой А.Д., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ланцедовой А.Д. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», администрации муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Ланцедова А.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», администрации муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указала, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ... на основании договора социального найма № 40 от 24 августа 2018 г. Жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения указан до 25 декабря 2037 г., в программу расселения аварийного жилья в Республике Карелия дом не включен. 19 января 2021 г. истец обратилась в администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» с заявлением о постановке на жилищный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, было рекомендовано поставить её на учет нуждающихся в п. Хвойный Сумпосадского сельского поселения. 17 марта 2021 г. истец обратилась к главе администрации муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения в г.Беломорске, до настоящего времени жильем не обеспечена.
По данным фактическим основаниям, указывая на то, что на территории Сумпосадского сельского поселения жилищное строительство не ведется, срок расселения аварийного дома чрезмерно длителен, денежных средств для приобретения жилья она не имеет, истец просила обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям города Беломорска, находящееся в черте города Беломорска, до конца 2023 года.
Истец Ланцедова А.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что в настоящий момент проживает в Прионежском районе Республики Карелия по адресу: ... на основании договора аренды, работает фармацевтом в аптеке г. Петрозаводска, получает заработную плату в размере 40 000 рублей, состав семьи – один человек. Малоимущей себя не считает, однако ипотеку взять не может. Доказательств обращения в администрацию «Сумпосадское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся представить не может.
Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» представителя в судебное заседание не направила, извещены надлежащим образом о слушании настоящего дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В письменных возражениях на иск указали, что истец 19 января 2021 г. обращалась в администрацию с заявлением о постановке на жилищный учет нуждающихся, по итогам рассмотрения заявления принято решение об отказе в постановке на жилищный учет в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в г. Беломорске.
Администрация муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» представителя в судебное заседание не направила, извещены надлежащим образом о слушании настоящего дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В письменных возражениях на иск указывают, что от Ланцедовой А.Д. заявлений о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не поступало. Для предоставления жилого помещения как по договору социального найма, так и жилья из маневренного фонда необходимо состоять на учете нуждающихся по основанию малоимущности, в связи с чем в удовлетворении иска просят отказать.
По определению суда в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.
Заслушав истца Ланцедову А.Д., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Как следует из материалов дела, 24 августа 2018 г. между АМО «Сумпосадское сельское поселение» и Ланцедовой А.Д. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: ..., площадью 42 кв.м. По данному адресу истец зарегистрирована с 27 августа 2018 г. в составе семьи из одного человека.
30 апреля 2021 г. заключением межведомственной комиссии жилой дом № по ... признан аварийным и непригодным для проживания.
3 мая 2021 г. постановлением администрации муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Объектов недвижимости на праве собственности Ланцедова А.Д. не имеет.
19 января 2021 г. Ланцедова А.Д. обратилась с заявлением в администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья в г. Беломорске.
5 февраля 2021г. жилищной комиссией муниципального образования «Беломорское городское поселение» истцу отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пользующихся внеочередным правом получения жилой площади, в связи с отсутствием постоянной регистрации на территории Беломорского городского поселения (выписка №1 из протокола от 5 февраля 2021 №1).
В решении также указано, что в порядке части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопроса о постановке на жилищный учет граждан, чьи жилые помещения расположены на территории муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» относится к вопросам местного значения поселения, в котором создана соответствующая жилищная комиссия, а не района.
8 февраля 2021 г. Ланцедовой А.Д. направлено информационное сообщение с разъяснением права обратиться с заявлением о постановке на жилищный учет в администрацию муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение», представив необходимый пакет документов.
Материалами дела также подтверждается, что истец с заявлением о постановке на жилищный учет в администрацию муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» не обращалась, в Книге регистрации заявлений такие сведения отсутствуют (л.д. 41).
На представленном истцом в материалы дела заявлении от 17 марта 2021 г. (л.д.22) входящий номер администрации не проставлен, квитанции об отправке почтового отправления истцом не представлено, расписки в приеме документов у истца не имеется.
С учетом распределения бремени доказывания юридически значимых обстоятельств (ст. 56 ГПК РФ), истцу в судебном заседании было предложено представить доказательства, подтверждающие факт направления заявления. Истец пояснил суду, что каких-либо доказательств ни в настоящем судебном заседании, не впоследствии представить не может, поскольку такие доказательства отсутствуют.
Согласно пояснениям, которые истец дала в судебном заседании, малоимущей она не является, не отрицает тот факт, что работает по трудовому договору в аптеке и получает заработную плату в размере 40 000 рублей.
С учетом оснований настоящего иска предметом проверки суда являются правоотношения по реализации жилищных прав гражданином, чье жилое помещение является непригодным для проживания в связи с тем, что дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, предполагает, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2). При этом статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Такое законодательное регулирование согласуется с часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможно лишь при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости граждан в жилом помещении и их малоимущности (ч. 2 ст. 49, ст. 51, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ), с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания данных правовых норм основанием для предоставления гражданину жилого помещения по договору социального найма, в том числе при признании дома аварийным и подлежащим сносу, является совокупность условий, а именно: признание гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении, а также постановка такого гражданина на жилищный учет.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения гражданина жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов органом, осуществляющим принятие на учет.
Как видно из материалов дела, жилой дом, в котором расположено имеющееся у истца на основании договора социального найма жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу. Жилое помещение расположено в п. Хвойный Сумпосадского сельского поселения Беломорского района Республики Карелия.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 9, пункта 12 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» в редакции решения XXXII сессии IV созыва Совета Сумпосадского сельского поселения № 77 от 25 июня 2021 г., пункта 6 части 1 статьи 14, пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Решения Совета муниципального образования «Беломорский муниципальный район» XXXI сессии XXVIII созыва (л.д. 80-82) ведение учета граждан-нуждающихся, чьи жилые помещения расположены на территории муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение», а также предоставление жилых помещений гражданам, принятым на учет, относится к вопросам местного значения муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение», а не района.
Между тем, истец с заявлением о признании ее малоимущей и нуждающейся в администрацию муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» не обращалась, решение о принятии ее на учет нуждающихся в жилье малоимущих граждан администрацией поселения не принималось.
Величина прожиточного минимума в Республике Карелия для трудоспособного населения по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша) в 2022 году составляет 17 451 рубль (Постановление Правительства Республики Карелия от 15 сентября 2021 г. № 412-П), в 2021 году составляла 16 677 рублей (Постановление Правительства Республики Карелия от 9 февраля 2021 г. № 29-П).
При рассмотрении настоящего дела истец не отрицала то факт, то её месячный доход существенно превышает величину прожиточного минимума и составляет 40 000 рублей.
Поскольку истец на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, с таким заявлением в администрацию муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» не обращалась, доказательств необоснованного отказа в признании её малоимущей либо нуждающейся суду не представила, суд, руководствуясь ст. 40 Конституции РФ, статьями 49-52 Жилищного кодекса Российской Федерации не усматривает оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению ей жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания за счет бюджетных средств.
Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе в своих Определениях от 5 марта 2009 г. № 376-О-П и от 21 декабря 2011 г. № 1655-О-О, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК). При этом такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Часть 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривает исчерпывающего перечня способов защиты жилищных прав, однако устанавливает, что защита жилищных прав осуществляется только теми способами, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, а также другими федеральными законами.
Таким образом, суд при решении вопроса о механизме реализации права гражданина на жилище не вправе действовать произвольно, в силу того, что дискреция правоприменительного органа в данной части ограничена установленной жилищным законодательством процедурой обеспечения граждан-нуждающихся жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для вывода о наличии у истца права на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к обоим ответчикам надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ланцедовой А.Д. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», администрации муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия.
Судья М.В. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 11 марта 2022 г.