Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7572/2017 ~ М-7175/2017 от 07.08.2017

Дело №2-7572/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2017 года                                                                                г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе

председательствующего судьи                                                        Горбаконенко А.В.,

при секретаре                                                                                    Лежниной Л.В.,

с участием истца                                                                               Набока Л.Г.,

    представителя ответчика Администрации г. Благовещенска      Змеу Ю.В.,

    представителя ответчика МКУ «БГАЖЦ»                                       Мальгиной С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Набока Л. Г. к Администрации г.Благовещенска, МКУ «БГАЖЦ» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Набока Л.Г. обратилась в суд с данным исковым заявлением, в обоснование указав, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***, состоящего из одной комнаты, общей площадью 31,7 кв.м., где она зарегистрирована и проживает.

Постановлением мэра г. Благовещенска № 685 от 15 марта 2005 года истец поставлена на учет по предоставлению жилого помещения по договору социального найма и улучшению жилищных условий.

02 июня 2013 года дом пострадал от пожара и ЧС. Квартира была подтоплена ниже уровня пола. Постановлением № 21 от 26 июля 2013 года дом был признан вневедомственной комиссией аварийным, не подлежащим ремонту и реконструкции, непригодным для проживания, угрожающим здоровью и жизни людей. Статья 85 ЖК РФ предусматривает в этом случае расселение жильцов в новые, благоустроенные квартиры. Но вместо расселения нам возвели новую крышу и мы до сих пор проживаем в этом доме. Постановлением № 5420 от 23 октября 2013 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке. Две квартиры № *** и № *** стоят пустые: угловая квартира №*** выгорела, квартира № *** вымокла при тушении пожара и в них никто не живёт. Зимой стены между квартирами промерзают. Дом, в котором она проживает - это барак 1939 года постройки, предназначался для временного проживания. Фундамента в доме нет, нижние венцы прогнили, дом находится в непригодном для жизни состоянии.

Неоднократно обращалась в администрацию г. Благовещенска о предоставлении иного жилья, но приходили только отказы.

Просит обязать администрацию г. Благовещенска предоставить во вне очередном порядке жилое помещение на условиях социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, находящееся в г. Благовещенске, площадью не менее 31,7 кв.м.

В судебном заседании истец настаивал на исковых требованиях, привел доводы, аналогичные изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Благовещенска с иском не согласился, в обоснование своих возражений представил письменный отзыв, устные пояснения, согласно которым, многоквартирный жилой дом по ул. *** в г. Благовещенск признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, № 21 от 26.07.2013 г.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.10.2008 г. Набока Л.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***.

В соответствии с постановлением администрации города Благовещенска от 23.10.2013 г. № 5420 Набока Л.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке с составом семьи один человек.

В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Указанный дом не числится в перечне аварийных многоквартирных домов - приложение № 1 к региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 № 157.

Жилой дом по ул. *** постановлением администрации города Благовещенска от 03.10.2014 № 4130 включен в муниципальную программу "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска на 2015 - 2020 годы". Указанной муниципальной программы предусмотрено переселение граждан из аварийных жилых помещений, не включенных в региональную Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда…», путем предоставления жилых помещений на территории города Благовещенска.

Между тем, поскольку жилой дом по ул. *** не включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2017 годах», следовательно, у органа местного самоуправления перед гражданами, проживающими в аварийном доме, могут возникнуть только обязательства по выкупу принадлежащего им жилого помещения в рамках ст. 32 ЖК РФ.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, требования истца о предоставлении вне очереди иного жилого помещения на условиях социального найма противоречат положениям статьи 32 ЖК РФ, предусматривающей изъятие жилого помещения у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В связи с чем, у администрации города Благовещенска отсутствуют основания для предоставления вне очереди иного жилого помещения на условиях социального найма.

В судебном заседании представитель ответчика МКУ «БГАЖЦ» возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменный отзыв с позицией, аналогичной администрации г. Благовещенска.

Выслушав пояснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Из материалов дела следует, что Набока Л.Г. на основании решения суда с 06 октября 2008 года на праве собственности принадлежит 1-комнатная квартира, расположенная по адресу: ***.

Заключением Городской межведомственной комиссии по признанию помещений муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу № 21 от 26.07.2013 г. жилой дом по ул. *** г. Благовещенска признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации города Благовещенска от 23.10.2013 г. № 5420 в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области» Набока Л.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке с составом семьи 1 человек.

Согласно ответу главы администрации г. Благовещенска от 03 сентября 2013 года № Н-2008, дом признан аварийным, переселение граждан из аварийных домов происходит в порядке очередности.

Указанный дом числился в перечне аварийных многоквартирных жилых домов муниципальной адресной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Амурской области №4130 от 03.10.2014 г. и включен во второй этап Программы с предполагаемой датой расселения декабрь 2020 года. Данные обстоятельства подтверждаются ответами администрации г. Благовещенска от 25 июня 2015 года №Н-1707, 07 сентября 2016 года № 05-19/Н-1002, 22 сентября 2016 года № Н-2335 на заявление Набока Л.Г., а также пояснениями представителя ответчика в судебном заседании.

Согласно ответа от 30 мая 2017 года № 01-17/2123 МКУ «БГАЖЦ», Набока Л.Г. на основании решения Благовещенского городского суда от 03 февраля 2017 года поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в общем и внеочередном порядке, с составом семьи 1 человек. Исполнение данного решения подтверждается постановлением администрации г. Благовещенска № 1701 от 02 июня 2017 года.

13 июня 2017 года за № 01-17/3261 МКУ «БГАЖЦ» сообщило истцу, что согласно списка она состоит в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на учете состоит с 10 февраля 2005 года, в общем списке 1942-я. На внеочередное получение жилого помещения, на учете состоит с 26 сентября 2013 года, очередь – 17-я.

Проверяя законность и обоснованность заявленных истцом требований, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 указанного Кодекса гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

При этом согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14, поскольку в ЖК РФ не установлены правовые последствия признания аварийным и подлежащим сносу и реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают собственники жилых помещений, в данном случае по аналогии подлежат применению положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу осуществляется в зависимости от включения, либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в региональную адресную программу, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Из материалов дела следует, что дом по адресу: *** не включен в реестр региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 № 157.

Постановлением администрации города Благовещенска от 03.10.2014 № 4130 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска на 2015 - 2020 годы» включающая муниципальную подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска» (далее - муниципальная подпрограмма). Сроки реализации подпрограммы - 2016-2020 годы. Указанный выше дом включен в муниципальную подпрограмму.

Из раздела 2 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014), следует, что если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, путем выкупа изымаемого жилого помещения.

В п.п. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» сказано, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Судом принимаются доводы ответчиков о том, что условиями реализации муниципальной подпрограммы не предусмотрена возможность приоритета при переселении из аварийного жилого фонда одних граждан перед другими и возможность переселения граждан во внеочередном порядке, в нарушении установленных сроков. С учетом того, что срок реализации указанной муниципальной программы применительно к многоквартирному дому истца не истек. он не включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2017 годах», у органа местного самоуправления перед гражданами проживающими в аварийном доме могут возникнуть только обязательства по выкупу принадлежащего им жилого помещения в рамках ст. 32 ЖК РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае требование истца о возложении обязанности на ответчиков предоставить ему вне очереди жилое помещение на условиях социального найма противоречит нормам действующего законодательства.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Ст. 12 ГК РФ устанавливает способы защиты гражданских прав. При этом избранный способ защиты должен быть направлен на восстановление нарушенного или оспоренного права или законного интереса.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он соответствует характеру нарушенного права и действительно приведет к реальной защите законного интереса.

По мнению суда, истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права.

Принимая во внимание, что жилой дом № *** по ул. ***, в котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение (квартира №***), признан аварийным и подлежащим сносу, истец не лишен возможности восстановления нарушенного права и охраняемых законом интересов, путем предъявления иска к органу местного самоуправления по основаниям ст. 32 ЖК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Набока Л. Г. в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Благовещенска о предоставлении в г.Благовещенске вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью 31,7 кв. м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий     судья                                                          А.В. Горбаконенко

Решение в окончательной форме принято 18 сентября 2017 г.        А.В. Горбаконенко

2-7572/2017 ~ М-7175/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Набока Людмила Григорьевна
Ответчики
администрация г. Благовещенска
БГЦАЖ
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Горбаконенко А.В.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
07.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2017Передача материалов судье
08.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2017Судебное заседание
18.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее