Дело № 2-170/2018 (2-4563/2017)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.А.,
при секретаре Карпекиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.А.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Д.А.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указал, что в период с 2014 по 2015 год содержался в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Калининградской области, условия содержания в котором являлись ненадлежащими, а именно: < Дата > он был выдворен в карцер на 15 суток. Данная камера не соответствовала требованию УИК РФ, была не пригодна для отбывания там наказания и представляла собой комнату из четырех стен, в которой отсутствует нормальное по стандарту окно, которое к тому же было заделано щитом из листа железа, имеющим отверстия размером с палец, что не позволяло дневному свету проникать в камеру. Также указывает, что в камере отсутствовала вентиляция, вместо которой установлен какой-то мотор, отсутствовал стол и стул, что причиняло неудобство в работе с документами. Полка, которая заменяет стол, представляла собой железный квадрат, сваренных из углов размером 20х20 см, стул также заменяла железная пластина из сварных углов и находился в центре камеры, что причиняло неудобство при перемещении по камере. Содержание в ненадлежащих условиях причинило истцу моральные и нравственные страдания, в связи с чем просит взыскать с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области через Министерство финансов РФ компенсацию морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания под стражей в размере 100 000 рублей.
Определением суда от < Дата > в соответствии со ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФК по Калининградской области, ФСИН России, УФСИН по Калининградской области.
Истец Д.А.А., содержащийся в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не доставлен, поскольку действующим гражданско-правовым законодательством не предусмотрено этапирование и доставление лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел. Представителя для участия в рассмотрении гражданского дела истец в суд не направил.
Представители ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ в лице УФК по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 43 УК РФ наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда, применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в лишении или ограничении прав и свобод этого лица в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
На основании ч. 2 ст. 9 УИК РФ элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от < Дата > N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно положениям ч. ч. 1, 2 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях имеет своей целью, в числе прочего, обеспечение надзора за осужденными и применение в отношении них средств исправления.
Согласно ст. 40 Федеральным законом от < Дата > N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер, в том числе, за неоднократное нарушение правил изоляции.
Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.
Содержание подозреваемых и обвиняемых в карцере одиночное. В карцере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы. В период содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитником и проведения бесед членами общественной наблюдательной комиссии с ними, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, пользование настольными играми, просмотр телепередач. Посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в карцере, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью один час.
Иные ограничения, не предусмотренные настоящей статьей, в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в карцере, не допускаются. Направление ими предложений, заявлений и жалоб осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По тем же правилам возмещается причиненный моральный вред (физические и нравственные страдания).
Приказом ФСИН РФ от < Дата > N 512 предусмотрено оборудование карцера откидной металлической кроватью с деревянными покрытием, табуретом для сиденья, столом для приема пищи, напольной чашей (унитазом), умывальником.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от < Дата > N 204-дсп утверждена Инструкция об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, в соответствии с которой в карцере устанавливаются металлическая койка с деревянным покрытием, которая должна прикрепляется к стене, прикрепленные к полу или стене стол и табурет, унитаз, умывальник полка для туалетных принадлежностей.
По делу установлено, что Д.А.А. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в периоды с < Дата > по < Дата >; с < Дата > по 14.04.2015г., а также с < Дата > по < Дата >
Как следует из представленной стороной ответчика Книги учета подозреваемых, обвиняемых и осужденных, водворенных в карцер, штрафной изолятор, помещенных в одиночную камеру, Д.А.А. был выдворен в карцер (штрафной изолятор) на 15 суток < Дата > в 20. час. 30 мин. по < Дата > 06 час. 30 мин.
Согласно акту от < Дата > по контролю соблюдений требований санитарного законодательства в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, предоставленных ФКУ МСЧ 39 ФСИН России по Калининградской области, камеры одиночного типа в учреждении расположены на 1-м этаже 5-ти этажного кирпичного здания следственного изолятора. Всего имеется в наличии 9 камер для одиночного содержания. Время содержания подследственных в карцерах от 3 до 15 суток. В карцерах имеется искусственное освещение (люминесцентные лампы), уровень искусственного освещения на момент проверки составлял 100-150 Лк, что соответствует требованиям СанПин 2.2.1/< Дата >-03 № Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». В карцерах установлены умывальники и унитазы. Санитарно-технические приборы на момент проверки в исправном состоянии. В 2011 году проведен косметических ремонт карцеров.
В соответствии с актом от < Дата > по контролю соблюдения требований санитарного законодательства при содержании осужденных в карцерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, камеры обеспечены централизованными системами водопровода, канализации, отопления, оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляцией, включаемой по графику. Вентиляция исправна, температура воздуха в камерах на момент проверки составляла 18 С. Все камеры оборудованы окнами, размер окон соответствует требования СП 15-01 «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем» МЮ РФ от 2001 < адрес > освещение камер выполнено люминесцентными лампами, уровень освещения достаточный. Во всех камерах установлены раковины и унитазы. Сантехническое оборудование исправно. Из содержания указанного акта также следует, что санитарно-гигиенические требования при содержании следственно-арестованных в карцерах в целом соответствуют требованиям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако надлежащих доказательств, подтверждающих, что в период содержания Д.А.А. в карцере ФКУ СИЗО-1 условия содержания не соответствовали требованиям закона, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено.
Как следует из пояснений ответчиков, условия содержания в карцере соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям, каких-либо жалоб от Д.А.А., в том числе на состояние здоровья не поступало.
Указанные обстоятельства, также подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Сведений о поступивших к Уполномоченному по правам человека в Калининградской области обращениях Д.А.А. с жалобами на ненадлежащие условия содержания в карцере ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, согласно соответствующего ответа на запрос суда, не имеется.
Данных о том, что он обращался в какие-либо иные органы с жалобами на ненадлежащие условия содержания ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, в том числе карцере, истцом суду не представлено.
Объективных данных, свидетельствующих о том, что перечисленные иске нарушения порядка его содержания в карцере ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области были допущены, не имеется.
Таким образом, помимо собственных утверждений Д.А.А. в иске, никаких доказательств того, что в период его нахождения следственном изоляторе карцер, в котором он содержался, были ненадлежащие условия, истцом в нарушение приведенной выше нормы процессуального права, суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
Принимая во внимание изложенное, и учитывая, что доказательств нарушения личных неимущественных прав истца в период содержания в карцере следственного изолятора в период со < Дата > по < Дата >, равно как и доказательств причинения ему морального вреда незаконными действиями (бездействием) ответчиков в деле не имеется, оснований для удовлетворения требований Д.А.А., суд не усматривает, в связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Д.А.А. оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено < Дата >.
Судья