Дело № 2-193/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2019 года село Бабаюрт
Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Шаипова А.А., с участием представителя истца Мингалиевой Гульнары Темирсултановны - Меджидова А.А., действующего на основании доверенности от 30 августа 2018 года, представителя ответчика Джанбиева Кураша Мусаевича - адвоката Чатаева М.А., действующего на основании ордера № 041900 от 16 июля 2017 года, при секретаре Чораевой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя Меджидова А.А. в интересах Мингалиевой Гульнары Темирсултановны к Джанбиеву Курашу Мусаевичу о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок и прекращении права собственности на указанное имущество,
у с т а н о в и л:
Представитель Меджидов А.А. в интересах Мингалиевой Г.Т. обратился в суд с иском к Джанбиеву К.М. о признании права собственности в порядке наследования на наследственное имущество в виде земельного участка площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: РД, Бабаюртовский район, село Бабаюрт ул. <адрес> прекращении права собственности на указанное имущество Джанбиева Мусы Темирсолтановича, умершего 15 февраля 2018 года. В обосновании иска в исковом заявлении указано, что 29 марта 2002 года умерла Джанбиева Умуш Аскендеровна. Истец по отношению к умершей является дочерью и наследником первой очереди. После смерти Джанбиевой У.А. открылось наследство в виде страховой суммы, хранящегося в Хасавюртовском агентстве филиала ООО «РГС-Юг» управления по РД « Росгострах Юг» на основании страхового свидетельства серии № счету № 9360 и земельного участка предоставленного ей для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов и принадлежащего ей на праве пожизненно-наследуемого владения, расположенного по адресу: РД, Бабаюртовский район, село Бабаюрт ул. <адрес> После смерти ФИО2, умершей 29 марта 2002 года истец фактически приняла наследство на часть имущества в виде страховой суммы, хранящегося в Хасавюртовском агентстве филиала ООО «РГС-Юг» управления по РД « Росгострах Юг» на основании страхового свидетельства серии 00104 № 691650 по счету № 9360 на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Акмурзаевой Т.Э. (наследственное дело № 63/312). Указанные действия совершены в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Истица обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства на земельный участок, расположенный по адресу: РД, Бабаюртовский район, село Бабаюрт ул. <адрес> Истец лишен возможности реализации наследственных прав по наследственному делу № 56/2018 в отношении указанного земельного участка в связи с тем, что право собственности на него зарегистрировано за Джанбиевым Мусой Темирсолтановичем, умершим 15 февраля 2018 года, которым завещан этот участок своему сыну Джанбиеву Курашу Мусаевичу, 13 августа 20101 года рождения.
В судебном заседании представитель истца Меджидов А.А. поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что на момент смерти наследодателя ФИО2, умершей 29 марта 2002 года наследниками по закону первой очереди являлись её дочери - Мингалиева Гульнара Темирсолтановна, зарегистрированная в селе Бабаюрт по <адрес> проживавшая в сел Люксембург Бабаюртовского района РД, ФИО4 и ФИО5, зарегистрированные и проживающие в с. Эндирей Хасавюртовского района РД, а так же сын - Джанбиев Муса Темирсолтанович, зарегистрированный и проживавший по адресу: РД, Бабаюртовский район, село Бабаюрт ул. Хасавюртовская (Биймурзаева) <адрес>. В 2004 году его доверитель обратилась к нотариусу Акмурзаевой Т.Э. с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти ФИО2 в виде страховой суммы, хранящейся в Хасавюртовском агентстве филиала ООО «РГС-Юг» управления по РД « Росгострах Юг» на основании страхового свидетельства серии 00104 № по счету №, ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону и были получены указанные суммы.
14 февраля 2018 года его доверитель Мингалиева Г.Т. письменно обратилась к нотариусу Акмурзаевой Т.Э. о выдаче свидетельства о праве на наследство на оставшуюся часть наследственного имущества в виде земельного участка площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: РД, Бабаюртовский район, село Бабаюрт ул. Хасавюртовская (Биймурзаева) <адрес>, а другие наследники ФИО4 и ФИО5 - об отказе от принятия наследственного имущества. 6 февраля 2019 года нотариусом Акмурзаевой Т.Э. отказано его доверителю Мингалиевой Г.Т. в выдаче свидетельства о праве на наследство на указанный земельный участок, ссылаясь на то, что 26 февраля 2018 года право собственности на него зарегистрировано за её братом ФИО6, который завещал его своему сыну ФИО7, рекомендовав обратиться в суд об установлении факта его принадлежности наследодателю. Его доверитель является наследником первой очереди, приняла часть наследственного имущества, но не может принять наследство в виде земельного участка в связи с наличием незаконно зарегистрированного права собственности на него за Джанбиевым М.Т. Принятие указанных сумм как части наследства означает принятие ею всего наследства, в том числе и земельного участка в связи с чем просит удовлетворить исковые требования полностью.
В судебном заседании представитель ответчика адвокат Чатаев М.А., назначенный в порядке ст.50 ГПК РФ исковые требования не признал и пояснил суду, что истец Мингалиева Г.Т. в 2004 года обратилась к нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство и ей оно выдано на получение только страховой суммы, хранящейся в Хасавюртовском агентстве филиала ООО «РГС-Юг» управления по РД «Росгострах Юг» на основании страхового свидетельства серии 00104 № 691650 по счету № 9360 с причитающимися процентами и компенсацией, поскольку именно она была указана в завещательном распоряжении наследодателя. За принятием наследства в виде оспариваемого земельного участка ФИО1 не обращалась в установленные сроки, ей свидетельство о праве на наследство по закону не выдавалось. Следовательно, она не вправе оспаривать указанный земельный участок.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица нотариус Акмурзаева Т.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, направив заверенные копии наследственного дела № 63/2004 к имуществу Джанбиевой Умуш Аскендеровны и наследственного дела № 121/2018 к имуществу Джанбиева Мусы Темирсолтановича.
Суд, выслушав объяснения представителя истца Меджидова А.А., представителя ответчика Чатаева М.А. и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из наследственного дела № 63, заведенного 23 марта 2004 года после смерти Джанбиевой У.А. нотариусом Бабаюртовского нотариального округа Акмурзаевой Т.Э., усматривается, что Мингалиева Г.Т. обратилась к ней с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти матери ФИО2 в виде страховой суммы, хранящейся в Хасавюртовском агентстве филиала ООО «РГС-Юг» управления по РД « Росгострах Юг» на основании страхового свидетельства серии 00104 № 691650 по счету № 9360, указав, что других наследников не имеется. 24 марта 2004 года ей выдано свидетельство о праве на наследство на получение указанной страховой суммы.
Из страхового свидетельства по смешанному страхованию жизни серии 00104 № 691650 по счету № 9360 выданного 31 марта 1988 года видно, что ФИО2 сделано завещательное распоряжение о выплате страховой суммы ФИО16.
Согласно статье 8.1 Федерального закона от 26.11.2001 года № 147-ФЗ (ред. от 11.11.2003 года) "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", если до введения в действие части третьей Кодекса вкладчиком в соответствии со статьей 561 Гражданского кодекса РСФСР было сделано распоряжение о выдаче вклада в случае своей смерти, находящиеся на данном вкладе денежные средства не входят в состав наследственного имущества и на порядок и условия их выдачи не распространяются нормы раздела V "Наследственное право" части третьей Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
При таких обстоятельствах довод представителя истца Меджидова А.А. о принятии его доверителем всего наследственного имущества путем принятия его части в виде страховой суммы не состоятелен, поскольку завещательное распоряжение на выплату Мингалиевой Г.Т. денежных средств сделано до введения в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации Кодекса и они не входят в состав наследственного имущества.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных названным Кодексом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Из п. 2 ст. 1152 ГК РФ следует, что принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Часть 1 ст. 1153 ГК РФ предусматривает что, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лиц заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершает действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом: принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
В силу ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о наследовании" от 29 мая 2012 г. № 9 под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Судом установлено, наследниками первой очереди ФИО2, умершей 29 марта 2002 года являлись её дочери - Мингалиева Гульнара Темирсолтановна, зарегистрированная в селе Бабаюрт по <адрес> проживавшая в с. Люксембург Бабаюртовского района РД, ФИО4 и ФИО5, зарегистрированные и проживающие в с. Эндирей Хасавюртовского района РД, а так же сын - ФИО6, зарегистрированный и проживавший на момент её смерти по адресу: РД, Бабаюртовский район, село Бабаюрт ул. Хасавюртовская (Биймурзаева) <адрес>. Истец Мингалиева Г.Т. обратилась к нотариусу Акмурзаевой Т.Э. о выдаче свидетельства о праве на наследство на указанный земельный участок 6 февраля 2019 года, а наследники ФИО4 и ФИО5 отказались от принятия наследственного имущества 6 августа 2018 года. Эти обстоятельства истцом не оспариваются.
Из наследственного дела № 63, заведенного 23 марта 2004 года и наследственного дела № 121/2018, заведенного 6 августа 2018 года видно, что истец Мингалиева Г.Т. обращалась с заявлением о принятии наследства открывшегося после смерти ФИО2, умершей 29 марта 2002 года в виде земельного участка площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: РД, Бабаюртовский район, село Бабаюрт ул. Хасавюртовская (Биймурзаева) <адрес> 6 феврале 2019 года и в нем не содержатся просьбы о восстановлении пропущенного срока.
Следовательно, истцом пропущен и шестимесячный пресекательный срок, установленный в пункте 1 статьи 1155 ГК РФ для обращения с заявлением о восстановлении срока для принятия наследств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 Кодекса), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что для признания за истцом Мингалиевой Г.Т. права собственности на земельный участок в порядке наследования не имеется, поскольку в период открытия наследства она совместно с наследодателем по указанному адресу не проживала, в установленный законом срок наследство не приняла и без уважительных причин пропущен срок исковой давности, о восстановлении которого она не просит.
Свои требования о признании за ним права собственности и признании прекратившим права собственности Джанбиева М.Т. на оспариваемый земельный участок, истец обосновывал фактическим принятием части наследства матери.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Джанбиевым М.Т. зарегистрировано право собственности на оспариваемый земельный участок площадью 400 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: РД, Бабаюртовский район, с. Бабаюрт.
Из завещания <адрес>8 составленного 1 февраля 2018 года видно, что Джанбиев М.Т. завещает земельный участок, находящийся по адресу: РД, <адрес> Джанбиеву Курашу Мусаевичу.
Истцом зарегистрированное право собственности Джанбиева М.Т. на указанный земельный участок и его завещание не оспорено.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, в том числе объяснения сторон, письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковое требование о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок и производное от него требование о прекращении права собственности на указанный участок не подлежат удовлетворению, поскольку в качестве ответчика истцом указано ненадлежащее лицо, поскольку по искам о признании права оспаривается материальное право и материально-правовой интерес лица, считающегося собственником спорного имущества, тогда как соответствующих требований к ФИО7 не предъявлено, так же истцом требования о восстановлении срока на принятие наследства и признании его принявшим наследство не заявлены, не представлены доказательства, с достоверностью свидетельствующие о том, что истец фактически приняла наследство после смерти Джанбиевой У.А., умершей 29 марта 2002 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Мингалиевой Гульнары Темирсултановны к Джанбиеву Курашу Мусаевичу о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок и прекращении права собственности на указанное имущество, отказать
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд РД через Бабаюртовский районный суд.
Председательствующий А.А.Шаипов