Дело № 2-470/2016г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2016 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Весниной С.В.,
с участием истца Ефимова Г.В.,
представителя ответчика АО «ТНС энерго Карелия», Смирнова Ю.Н., действующего на основании доверенности от хх.хх.хххх г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ефимова Г.В. к АО «ТНС энерго Карелия» об обязании произвести перерасчет,
установил:
Ефимов Г.В. обратился в суд с исковым заявлением к АО «ТНС энерго Карелия» по следующим основаниям, считает, что плата на ОДН не начисляется если при расчете будет установлено, что объем исходя из показаний общедомового счетчика меньше, чем сумма, определенная в соответствии с п.п. 354 постановления, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается, в связи с чем цена и объем услуги определены неверно. Просит обязать ответчика произвести перерасчет ОДН за <данные изъяты> г.
В судебном заседании хх.хх.хххх истец Ефимов Г.В. увеличил исковые требования, просил признать незаконным начисление платы за электроэнергию за август 2015г. на общедомовые нужды (далее ОДН) по прибору учета, установленному в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, также и по тем основаниям, что он признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, указав, что дом, в котором он зарегистрирован, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, в доме он не проживает уже много лет, кроме того, считает, что ответчик не вправе начислять и взимать плату, т.к. договор с управляющей компанией не был заключен.
Представитель ответчика АО «ТНС энерго Карелия» в судебном заседании иск не признал, пояснил, что плата взималась на основании того, что услуга истцу предоставлялась, ОАО «МРСК Северо-Запада» был установлен счетчик на дом истца, в связи с чем они выставляли ему плату на основании показаний общедомового прибора учета.
Представители третьих лиц ООО «Север», МП "Жилфонд МО «Беломорское городское поселение»" и ОАО «МРСК Северо-Запада» в судебном заседании не присутствовали, уведомлены о рассмотрении дела должным образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление Ефимова Г.В. подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Ефимов Г.В. зарегистрирован в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: РК, <адрес>.
Счета на оплату стоимости услуг по электроснабжению на общедомовые нужды выставляются истцу Ефимову Г.В. – АО «ТНС энерго Карелия» из расчета зарегистрированных граждан в жилом помещении, в количестве - 1 человек.
Из представленной справки-акта № от хх.хх.хххх, составленной представителем филиала ОАО «МРСК С-З», следует, что на объекте (общий учет многоквартирного жилого дома, управляющая компания МП «Жилфонд» МО «Беломорское городское поселение», расположенном по адресу: <адрес> установлен счетчик электроэнергии.
Согласно представленному счету за потребленную электроэнергию за <данные изъяты> года сумма к оплате составила <данные изъяты> руб., в том числе: <данные изъяты> руб. – задолженность по состоянию на хх.хх.хххх; <данные изъяты> руб. – сумма к оплате за <данные изъяты> года.
Таким образом, в судебном заседании установлено, Ефимов Г.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: РК, <адрес>. Указанный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии, который был установлен хх.хх.хххх.
хх.хх.хххх между ООО «Север» и АМО «Беломорское городское поселение» заключен договор управления многоквартирным домом, который был заключен в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ и на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Как следует из сообщения АО «ТНС энерго Карелия» от хх.хх.хххх договор энергоснабжения в интересах потребителей проживающих по адресу: <адрес> ни с одной из управляющих организаций, в том числе ООО «Север» не заключен. Таким образом взимание платы по коммунальной услуге «электроснабжение» по указанному дому производится АО «ТНС энерго Карелия». Сведений о принятии на общем собрании собственников помещений указанного многоквартирного дома решения о внесении платы за коммунальную услугу электроснабжение непосредственно ресурсоснабжающей организации – АО «ТНС энерго Карелия», а так же о принятии собственниками помещений на общем собрании решения о распределении «сверхнормативного» объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме, не представлено.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ на АО «ТНС энерго Карелия», основным видом его деятельности является распределение электроэнергии, дополнительный вид деятельности - деятельность агентов по оптовой торговле электроэнергией и тепловой энергией (без их производства, передачи и распределения).
В соответствии со ст.ст. 153,154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (в редакции действующей в спорный период).
В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее Правила), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8 и 9 Правил исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
На основании изложенного, суд приходит к следующим выводам. Учитывая, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами или определенного в соответствии с жилищным законодательством способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. В случае непринятия такого решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающая организация не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, в том числе израсходованные на общедомовые нужды, в связи с тем, что в данном случае они не являются исполнителями этих услуг, не управляют многоквартирными домами и не отвечают за качество услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. При этом отсутствие между ресурсоснабжающей и управляющей организациями договора, регулирующего отношения по поставке соответствующего коммунального ресурса, не является в силу норм части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ и п.п. 8, 9 Правил основанием для освобождения управляющей организации от обязанностей исполнителя данной коммунальной услуги и возложения этих функций на ресурсоснабжающую организацию и не влечет для собственника жилого помещения обязанности оплаты стоимости такой потребленной услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Анализ п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012 г. (далее - Основные положения №442), показывает, что определение объемов электрической энергии, поставленной в многоквартирный дом, осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее- Правила №354) при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с п. 40 Правил №354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, нормами действующего законодательства РФ закреплено общее правило, в силу которого собственники помещений многоквартирного дома обязаны производить оплату всего объема электрической энергии, поступившего в многоквартирный дом, на границе балансовой принадлежности сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Вместе с этим, согласно части первой ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Из заключения межведомственной комиссии о признании помещения непригодным для постоянного проживания № от хх.хх.хххх следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, что подтверждается актом обследования жилого помещения № от хх.хх.хххх. Так же установлено, что общедомовой прибор учета электрической энергии был установлен сетевой компанией ОАО «МРСК Северо-Запада» по адресу: РК, <адрес>, хх.хх.хххх, что подтверждается справкой-актом № от хх.хх.хххх.
Таким образом, названный прибор учета был установлен после факта признания данного дома непригодным для проживания. Вместе с этим, ответчиком представлены суду сведения о том, что квартиры № и №, расположенные в указанном жилом доме не участвуют в расчете размера платы на общедомовые нужды, в связи с тем, что находятся в аварийном состоянии и там никто не проживает.
На основании изложенного, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на данный жилой дом требования действующего законодательства об организации обязательного учета потребленных энергетических ресурсов с использованием общедомового прибора учета не распространяются, в связи с чем показания общедомового прибора учета электроэнергии при расчетах использовать нельзя.
Действия ответчика, связанные с начислением Ефимову Г.В. платы за электроэнергию на основании данного прибора учета, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Таким образом, при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, применяются расчетные способы определения количества энергетических ресурсов, установленные согласно законодательству РФ.
На основании изложенного, требования истца Ефимова Г.В. о признании незаконным начисление платы за электроэнергии за август 2015г. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная госпошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконными действия АО «ТНС энерго Карелия» по начислению платы Ефимову Г.В. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за <данные изъяты>.
Взыскать с АО «ТНС энерго Карелия» в доход бюджета Муниципального образования «Беломорский муниципальный район» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республика Карелия через Беломорский районный суд в течение 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова
Мотивированное решение вынесено 01.07.2016г.