Производство № 2-7720/2020
УИД 28RS0004-01-2020-011636-39
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 декабря 2020 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,
при секретаре Облавацкой Д.В.,
с участием представителя истца Управления ЖКХ города Благовещенска – Панковой Е.В., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления ЖКХ города Благовещенска к обществу с ограниченной ответственностью "УК Амурблагуправление" о возложении обязанности создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрация города Благовещенска обратилось в суд с настоящим исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "УК Амурблагуправление"; в обоснование требований указано следующее.
В реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории муниципального образования города Благовещенска были внесены сведения о раннее созданной контейнерной площадке, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером ***, сформированного для многоквартирного дома по адресу: ул. Кольцевая, 36, и предназначенной для многоквартирных домов, расположенных по ул. Кольцевая, 34, 34/1, 36, сведения о которой содержались в постановлении администрации города Благовещенска от 05.10.2010 №4441.
Также в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования г. Благовещенска внесены сведения о ранее созданной контейнерной площадке расположенной на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, предназначенной для многоквартирных домов, расположенных по ул. Островского, 251, 253, 253/1, сведения о которой содержаться в постановлении администрации г. Благовещенска от 05.10.2010 № 4441. При этом установлено, что для многоквартирного дома по ул. Островского, 253/2, в границах земельного участка с кадастровым номером ***, сформированного для данного многоквартирного дома, фактически отсутствует место (площадка) накопления ТКО, а в реестре мест (площадок) накопления ТКО отсутствует информация о наличии контейнерной площадки, предназначенной для указанного многоквартирного дома.
Таким образом, жильцами многоквартирного дома по ул. Островского, 253/2, производится складирование ТКО на указанные выше контейнерные площадки, при отсутствии правовых оснований для этого. По имеющейся в Управлении ЖКХ г. Благовещенска информации, управление МКД по ул. Островского, д. 253/2, в отношении которого не закреплено право пользования какой-либо контейнерной площадкой, осуществляется ООО «УК Амурблагуправление».
Письмами Управления ЖКХ г. Благовещенска письмами от 05.07.2019, 15.11.2019, 28.02.2020, направленными в ООО «УК Амурблагуправление», сообщалось о необходимости согласования нового места размещения контейнерной площадки и организации места (площадки) накопления ТКО указанного дома.
В декабре 2019 года был осуществлен выезд специалиста управления ЖКХ г. Благовещенска совместно с представителем ООО «УК Амурблагупраление» с целью рассмотрения места для размещения контейнерной площадки для многоквартирного дома по ул. Островского, 253/2.
По состоянию на 07.10.2020 г. в Комиссию по вопросам определения мест (площадок) накопления ТКО, утвержденную постановлением администрации г. Благовещенска от 17.04.2019 № 1231, заявки от управляющей организации или собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Островского, 253/2, о согласовании создании места (площадки) накопления ТКО для указанного дома не поступало, место (площадка) накопления ТКО не обустроено, в реестр мест (площадок) накопления ТКО сведений о месте накопления ТКО не вносились.
Из норм гражданского законодательства следует, что бремя содержания имущества, в том числе и соблюдение при этом установленных законных интересов других собственников и иных лиц, установленных обязательных правил, касающихся его содержания, возлагается на собственника имущества.
Таким образом, обязанность по содержанию земельного участка с элементами благоустройства, в т.ч. и контейнерной площадки, в состоянии, соответствующем обязательным требованиям безопасности исполняется путем организации управления домом.
Обязанность по организации места (площадки) накопления ТКО, образовавшихся от многоквартирных домов возлагается на лицо, осуществляющее управление многоквартирными домами, в данном случае на ООО «УК Амурблагуправленеи».
Места (площадки) накопления ТКО создаются в соответствии с «Правилами устройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их за», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 и Порядком принятия решения о создании или согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г. Благовещенска и порядком принятия решения о включении сведений в реестр мест площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Благовещенска», утвержденным постановлением администрации города Благовещенска от 17.04.2019 № 1231.
В соответствии с этим Порядком, в управление ЖКХ города Благовещенска подается заявка о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО. Рассмотрение заявки и принятие решения осуществляются Комиссией в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления. В случае запроса позиции надзорного органа в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам для сбора и накопления ТКО, срок рассмотрения заявки может быть увеличен по решению Комиссии до 20 календарных дней.
Таким образом, срок согласования нового места (площадки) накопления ТКО, с учетом времени на согласование места (площадки) накопления ТКО (от 10 до 20 дней) и с учетом времени на проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (от 10 до 30 дней), может занять около 50 дней. Следовательно, необходимо установить соответствующий срок, который является разумным и исполнимым.
На основании изложенного истец просит суд возложить на общество с ограниченной ответственностью «УК Амурблагуправление» обязанность создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома по ул. 253/2, по ул. Островского, г. Благовещенска в границах земельного участка принадлежащего собственнику(-ам) ТКО на праве собственности, аренды, пользования, ином предусмотренном законодательством праве, а также на основании разрешения на размещение объектов без предоставления земельного участка в течение 50 (пятидесяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Управления ЖКХ г. Благовещенска Панкова Е.В. на требованиях искового заявления настаивала, изложила доводы аналогичные доводам искового заявления, дополнительно пояснила, ссылаясь на п. 3.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда №170, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для ТБО, т.е. для каждого дома должны быть своя площадка для накопления отходов. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года каждый имеет право на благополучную окружающую среду. Таким образом, отсутствие контейнерной площадки для собственников МКД № 253/2 по ул. Островского создает неблагоприятные условия для жителей близлежащих домов. Управляющая компания не осуществляет деятельность по организации сбора отходов. Следует требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание не явились представитель ответчика ООО «УК Амурблагуправление», представитель Управления Роспотребнадзора по Амурской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав позицию представителя истца, изучив имеющиеся в деле материалы, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО «УК Амурблагуправление» является управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Островского, д. 253/2.
В судебном заседании установлено, что вблизи многоквартирных домов по адресу: Кольцевая, №34, №34/1 и №36 (в границах земельного участка с кадастровым номером *** г. Благовещенска), сформированная для многоквартирного жилого дома по адресу ул. Кольцевая, д. 36, находится контейнерная площадка для сбора ТКО для указанных выше многоквартирных домов, сведения о которой содержались в постановлении администрации г. Благовещенска № 4441 от 05.10.2010 г.
Также в реестр мест (площадок) накопления ТКО внесены сведения о ранее созданной контейнерной площадке расположенной н земельном участке, государтвенная собственность на который не разграничена, предназначеной для многоквартирных домов, расположенных по ул. Островского, 251, 253, 253/1, сведения о которой также содержаться в выше указанном постановлении.
Из материалов дела следует, что 18.10.2019 г. от УК ООО «Золотой ключ», осуществляющей управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Благовещенск, ул. Кольцевая, д. 34, 34/1 и 36 в адрес Управление ЖКХ г. Благовещенска поступило обращение, из которого следует, что контейнерная площадка для этих домов является общей, а в адрес компании поступают жалобы от жильцов домов о том, что жильцы соседнего дома по ул. Островского, д. 253/2, выносят мусор на их контейнерную площадку; при проверке этих жалоб УК ООО «Золотой ключ» установлено, что ООО «УК Амурблагуправление» произвело демонтаж мусорных контейнеров с площадки, принадлежащей дому по ул. Островского, 253/2, в связи с чем жильцы указанного дома выносят мусор на контейнерные площадки соседних домов; в соответствии с планом благоустройства дома по ул. Островского, 253/2, мусорные контейнеры должны быть размещены возле 1-го подъезда дома со стороны ул. Перспективной.
05.07.2019 года № 06-28/3748 в адрес ООО «УК Амурблагуправление» заместителем начальника управления ЖКХ г. Благовещенска, председателем комиссии по определению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Благовещенска Ваяй С.А., в связи с вышеуказанным обращением УК ООО «Золотой ключ», направлено сообщение о необходимости согласования мест (площадок) накопления ТКО для указанного дома в соответствии с планом благоустройства, входящего в состав проектной документации на многоквартирный дом по адресу: ул. Островского, 253/2, по которому контейнерная площадка определена на существующей контейнерной площадке, расположенной по ул. Перспективная.
Между тем, ООО «УК Амурблагуправление» за согласованием по настоящее время не обращалось.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городских и других поселений.
В Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ указано, что органы местного самоуправления не должны осуществлять установку и управление контейнерами по накоплению ТБО, поскольку данная обязанность является деятельностью хозяйствующих субъектов, к которым администрация муниципального образования не относится, на территории муниципального образования администрация обладает властно-распорядительной функцией.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен дом, с элементами благоустройства является общим имуществом собственников помещений в доме.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила, содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях, в том числе, надлежащего содержания общего имущества собственников в многоквартирном доме организуется управление.
При этом, согласно п. п. 1, 1.1. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать среди прочего безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества и соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Таким образом, обязанность по содержанию земельного участка с элементами благоустройства в состоянии, соответствующем обязательным требованиям безопасности исполняется путем организации управления домом.
Как установлено ранее, управление домом № 253/2 по ул. Островского осуществляется ООО «УК Амурблагуправление».
Пунктами 16 и 17 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительностью», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правила) определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией.
Следовательно, выбрав способ управления домом путем привлечения ООО «УК Амурблагуправление», собственники многоквартирного дома № 253/2 по ул. Островского, тем самым исполнили обязанность по надлежащему содержанию общего имущества, в том числе и по соблюдению установленных обязательных правил и требований переложив соответствующие функции на ООО «УК Амурблагуправление», а управляющая компания приняла на себя соответствующие обязанности, в том числе и связанные с исполнением этих обязанностей риски.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
При этом, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 290.
Согласно п. 3.7.1 правил и норм технической эксплуатации жилого фонда № 170, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
В силу п. 6.8. Правил благоустройства территории муниципального образования г. Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 18.07.2019 г. №58/70, создание (размещение) мест (площадок) накопления ТКО осуществляется в границах земельного участка, принадлежащего собственникам ТКО на праве собственности, аренды, пользования, ином предусмотренном законодательством траве, а также на основании разрешения на размещение объектов без предоставления земельного участка.
Из совокупности приведенных нормативно-правовых актов следует, что обязанность по организации и вывозу бытовых отходов в жилищном фонде (включающая в себя установку контейнерных площадок и мусоросборников в соответствии с требованиями действующего законодательства своими силами или с привлечением специализированных организаций), возлагается на организацию, осуществляющую управление многоквартирным жилым домом, т.е. на ООО «УК Амурблагуправление».
Следовательно, лицами, ответственным за нарушение требований к размещению контейнерной площадки являются ООО «УК Амурблагуправление», в настоящее время обязанность по созданию нового места (площадки) накопления ТКО, образующихся от многоквартирного дома расположенного по ул. Островского, 253/2, не исполнена.
Доказательств невозможности расположения площадки, для многоквартирного дома расположенного по адресу ул. Островского, 253/2, ответчиками не представлено, т.к. приняв дома в управление, ответчики приняли на себя обязанность по соблюдению соответствующих обязательных правил и норм и все связанные с этим риски.
Суд, также обращает внимание на то, что за многоквартирным домом по адресу ул. Островского, 253/2, не закреплено право пользования, какой-либо контейнерной площадкой, в т.ч. контейнерной площадкой, которая принадлежит многоквартирному дому, по адресу: Кольцевая, 36, для многоквартирных домов по адресу: ул. Кольцевая, 34, 34/1 и 36, без получения необходимых разрешений и согласований, в том числе, как того требует п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88, с органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Таким образом, учитывая, что правила по установке и обустройству контейнеров для сбора мусора нарушены, обязанность по организации обслуживания жилого дома возложена на управляющую компанию, то требования управления ЖКХ администрации города Благовещенска о возложении обязанности ООО «УК Амурблагуправление» обеспечить создание места (площадки) накопления ТКО для сбора твердых бытовых отходов для жилого дома, расположенного по адресу: ул. Островского, д. 253/2, г. Благовещенска подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 3.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, сбор бытовых отходов следует производить в переносимые металлические мусоросборники вместимостью до 100л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 человек либо в контейнеры до 800л - для домов с населением 200 человек и более.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170, которые являются обязательными для исполнения управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Системное толкование совокупности приведенных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что в ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются лишь ввиду работы и услуги (для которых требуется общее собрание собственников жилых помещений), оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые не указаны в нормативных требованиях к содержанию и эксплуатации дома.
Таким образом, обязанности управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов по организации и обеспечению надлежащего состояния мест для временного складирования отходов, учитывая гарантированное Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, ссылки управляющих компаний на отсутствие протокола общего собрания жильцов либо материальных средств на оборудование и содержание контейнерных площадок не имеют правового значения, т.к. управляющие компании являются специализированными коммерческими организациями, а нормальное необходимое содержание и благоустройство многоэтажных жилых домов является их предпринимательским риском.
На основании изложенного, оборудование контейнерных площадок для установления мусороприемников с установкой необходимого количества контейнеров и бункеров-накопителей и поддержании ее в надлежащем санитарно-техническом состоянии, оформлении договора аренды на земельный участок для размещения и оборудования контейнерной площадки для установления мусоросборников на придомовой территории многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: ул. Островского, 253/2 входит в обязанности управляющей компании указанного дома, то есть ООО «УК Амурблагуправление».
При таких обстоятельствах, исковые требования управления ЖКХ администрации города Благовещенска о возложении обязанности на ООО «УК Амурблагуправление» создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку размещение контейнерной площадки на придомовой территории многоквартирных жилых домов с учетом их застройки и требований СанПиН 42-128-4690-88 возможно при надлежащем согласовании с представителями собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, управления ЖКХ администрации города Благовещенска в соответствии с «Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и введение их в реестр», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года № 1039 и «Порядком принятия решения о создании или согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Благовещенска и порядок принятия решения о включении сведений в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Благовещенска», утв. постановлением администрации города Благовещенска от 17.04.2019 года 1231, суд считает необходимым установить срок исполнения данных работ в течение 50 дней со дня вступления в законную силу решения суда
С учетом изложенного, на ООО «УК Амурблагуправление» подлежат возложению обязанности по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома по ул. Островского, 253/2 г. Благовещенска в границах земельного участка принадлежащего собственнику (ам) ТКО на праве собственности, аренды, пользования, ином предусмотренном законодательством праве, а также на основании разрешения на размещение объектов без предоставления земельного участка в течение 50 дней с момента вступления решения суда в законную силу в течение 50 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом суд отмечает, что данное решение суда является основанием для проведения общего собрания собственников многоквартирного дома и разрешения вопросов об определении места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, разрешения вопроса финансирования расходов, связанных с демонтажем и созданием места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления ЖКХ города Благовещенска – удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «УК Амурблагуправление» обязанность создать в течение 50 (пятидесяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома № 253/2 по ул. Островского, г. Благовещенска, Амурской области в границах земельного участка, принадлежащего собственнику(-ам) ТКО на праве собственности, аренды, пользования, ином предусмотренном законодательством праве, а также на основании разрешения на размещение объектов без предоставления земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.В. Кастрюков
Решение в окончательной форме составлено 18.01.2021 года