Дело <номер>а-614/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 31 августа 2017 года
Благовещенский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Слепичева К.А.,
при секретаре Гурылёвой О.В.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора <адрес> Суворова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации Новотроицкого сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией Новотроицкого сельсовета требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение п. 4.6.3 ФИО5-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на всем протяжении автомобильных дорог, проходящих по <адрес>, Новая, 70 лет Октября, а также по <адрес> с <адрес>, отсутствует искусственное освещение. В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ОЗ «О внесении изменений в статью <адрес> «О закреплении отдельных полномочий местного значения за сельскими поселениями» полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения находятся в ведении муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и администрацией Новотроицкого сельсовета заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий в дорожной деятельности. В связи с указанными обстоятельствами, заместителем прокурора <адрес> ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Новотроицкого сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого органом местного самоуправления был дан ответ об отсутствии в сельском бюджете денежных средств на проведение работ по освещению улиц. Вместе с тем, указанные нарушения безопасности дорожного движения могут повлечь негативные последствия для участников дорожного движения. На основании изложенного, просит признать бездействие администрации Новотроицкого сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации искусственного уличного освещения улиц Кирова, Новая, 70 лет Октября и <адрес> с <адрес>, незаконным, и обязать администрацию Новотроицкого сельсовета <адрес> выполнить работы по обеспечению искусственным уличным освещением проезжей части на всем протяжении улиц Кирова, Новая, 70 лет Октября и <адрес> с <адрес>, Новотроицкого сельсовета, <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца – старший помощник прокурора <адрес> Суворов Е.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно обратил внимание, что отсутствие в бюджете денежных средств не является основанием для неисполнения законодательства Российской Федерации в сфере дорожной деятельности.
В судебное заседание не явились: представитель административного ответчика – администрации Новотроицкого сельсовета <адрес>, представители заинтересованных лиц – администрации <адрес>, ОГИБДД МО МВД России «Благовещенский», будучи извещены о времени и месте рассмотрения административного дела. В соответствии со ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами зашиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принимая во внимание, что требования об устранении нарушений требований законодательства заявлены прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с предусмотренными законом способами защиты гражданских прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим административным иском.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой <адрес> проверки исполнения администрацией Новотроицкого сельсовета требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлено, что на всем протяжении автомобильных дорог, проходящих по <адрес>, Новая, 70 лет Октября, а также по <адрес> с <адрес> отсутствует искусственное освещение, что не соответствует действующему законодательству Российской Федерации в сфере дорожной деятельности. Указанные обстоятельства подтверждены актом проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленным помощником прокурора <адрес> ФИО3 совместно со старшим государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России «Благовещенский» ФИО4, и приложенным к нему фотоматериалом.
В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 4.6.3 ФИО5-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Таким образом, отсутствие надлежащего искусственного освещения на всем протяжении автомобильных дорог, проходящих по <адрес>, Новая, 70 лет Октября, а также по <адрес> с <адрес>, является нарушением приведенных правовых норм и требований ГОСТ. Обстоятельства нарушения ФИО5 50597-93 административным ответчиком не опровергнуты, доказательств соответствия освещения требованиям ГОСТ не представлено.
Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 указанного Федерального закона).
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О внесении изменения в статью <адрес> «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» из полномочий сельских поселений исключены полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них. Указанные полномочия с ДД.ММ.ГГГГ переданы в ведение муниципального района.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Новотроицкого сельсовета <адрес> и администрацией <адрес> заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий <номер>, согласно п. 1.1.1 которого администрация <адрес> передает администрации поселения района осуществление части полномочий по вопросам осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в <адрес> и обеспечению безопасности дорожного движения на них переданы администрацией <адрес> в ведение администрации Новотроицкого сельсовета.
При этом согласно п. 2.1. соглашения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, передача осуществления части полномочий по предмету настоящего соглашения осуществляется за счет межбюджетного трансферта, предоставляемого из бюджета <адрес> в бюджет Новотроицкого сельсовета. Сумма указанного межбюджетного трансферта на 2017 год в соответствии с п. 3.1.1. соглашения составляет <данные изъяты> рублей. Администрация поселения осуществляет переданные ей администрацией района полномочия в пределах выделенных на эти цели финансовых средств (п. 3.1.2), и несет ответственность за осуществление переданных ей полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами.
Уведомлением <номер> по расчетам между бюджетами от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается предоставление главным администратором доходов бюджета администрацией <адрес> из районного бюджета <адрес> главному администратору доходов бюджета администрации Новотроицкого сельсовета в бюджет сельского поселения межбюджетного трансферта на реализацию муниципальной программы «Развитие сетей автомобильных дорог общего пользования <адрес> на 2017-2019 годы» в размере <данные изъяты> рублей.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то обстоятельство, что отсутствие освещения на улицах <адрес> создает непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, не позволяет в полной мере осуществлять охрану общественного порядка, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что полномочия по освещению автомобильных дорог, проходящих по <адрес>, Новая, 70 лет Октября, а также по <адрес> с <адрес>, выходят за пределы финансового обеспечения, предусмотренного соглашением о передаче осуществления части полномочий <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Новотроицкого сельсовета и администрацией <адрес>, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и наличии оснований для их удовлетворения.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Рассматривая требование прокурора о возложении на администрацию Новотроицкого сельсовета обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание, что муниципальная программа по развитию сетей автомобильных дорог общего пользования <адрес> предусмотрена на период 2017-2019 годы, суд находит указанный срок обоснованным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора <адрес> к администрации Новотроицкого сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению действий – удовлетворить.
Признать бездействие администрации Новотроицкого сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации искусственного уличного освещения улиц Кирова, Новая, 70 лет Октября и <адрес> с <адрес> – незаконным.
Обязать администрацию Новотроицкого сельсовета <адрес> выполнить работы по обеспечению искусственным уличным освещением проезжей части на всем протяжении улиц Кирова, Новая, 70 лет Октября и <адрес> с <адрес>, Новотроицкого сельсовета, <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.