Дело №12-135/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 мая 2016 года г. Белорецк
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Баженовой Е.Г.,
при секретаре Гариповой Р.Б.,
с участием представителя Прокопьева Д.В. - Шадаевой Л.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Прокопьева Д. В. на постановление и.о. главного государственного инспектора труда в №... от ... о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан №... от ... Прокопьев Д.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ... рублей.
С указанным Постановлением Прокопьев Д.В. не согласен, просит Постановление и.о. главного государственного инспектора труда в РБ №... от ... отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что не согласен с вынесенным постановлением по следующим основаниям: государственная инспекция труда делает формальный вывод, который свидетельствует о непринятии им всех зависящих мер по надлежащему выполнению требований трудового законодательства; в ходе проведенного расследования не установлено ни одного факта, подтверждающего обстоятельства получения травмы Кариевой Ф.Ф., т.к. никаких происшествий в ночь с ... в ЦЛП №11 БМК не зафиксировано, считает, что административное правонарушение не совершал, указывает, что его вина в совершении административного правонарушения не доказана, просит постановление о привлечении его к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Прокопьев Д.В. не явился, в направленном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Прокопьева Д.В. - Шадаева Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании жалобу Прокопьева Д.В. поддержала, просила удовлетворить, постановление и.о. главного государственного инспектора труда в №... от ... отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Прокопьева Д.В.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Исходя из положений части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Работник, состоящий в трудовых отношениях, обязан, прежде всего добросовестно исполнять свои трудовые обязанности; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда; выполнять требования по охране труда и обеспечению его безопасности, бережно относиться к имуществу работодателя и других работников (статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обеспечение надлежащего контроля по организации работ по охране труда возлагается на работодателя (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что по извещению АО Мечел «АО Белорецкий металлургический комбинат» ЦЛП № 11 от ... Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан проведено комиссионное расследование несчастного случая с тяжелым исходом, произошедшего ... с работником АО Мечел «АО Белорецкий металлургический комбинат» ЦЛП № 11 - Кариевой Ф.Ф.
Из протокола об административном правонарушении №... от ... следует, что в ходе расследования несчастного случая установлено, что ... в ... часа в АО «Белорецкий металлургический комбинат» по адресу: ... старший мастер Прокопьев Д.В. не обеспечил безопасные условия труда, а именно не обеспечил соблюдения работником трудовой и производственной дисциплины, требований правил безопасности, инструкций по безопасному ведению работ, технологических режимов и регламентов, применении ими безопасных приемов труда, тем самым нарушил ст. 212 ТК РФ и п. 9.3 ПСУОТиПБ №... «Положение о системе управления охраной труда, организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» на ОАО «БМК». Ответственным за выявленные нарушения является старший мастер АО «БМК» Прокопьев Д.В.
Постановлением о назначении административного наказания №... от ... Прокопьев Д.В. за указанное выше административное правонарушение привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда;
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Согласно п. 9.3 Положения о системе управления охраной труда, организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОАО «БМК» мастер обеспечивает соблюдение рабочими трудовой и производственной дисциплины, требований правил пожарной безопасности, инструкций по безопасному ведению работ, технологических режимов и регламентов, применение ими безопасных приемов труда. Не допускает работы на неисправном оборудовании или применение рабочими неисправных инструментов, приспособлений. Принимает меры по прекращению работ, остановке оборудования в случае угрозы здоровью и жизни работающих.
Из представленных в дело материалов невозможно установить какие именно действия или бездействия мастера Прокопьева Д.В. привели к тому, что он не обеспечил соблюдение работником трудовой и производственной дисциплины, требований правил безопасности, инструкций по безопасному ведению работ, технологических режимов и регламентов, применении ими безопасных приемов труда. Из обжалуемого текста постановления и протокола об административном правонарушении не видно, нарушена ли трудовая и производственная дисциплина, нарушены ли правила безопасности, инструкции по безопасному ведению работ, технологические режимы и регламенты лицами, находящимися в подчинении мастера участка, кем конкретно совершено нарушение и что именно нарушено, то есть какие конкретно нормы трудовой и производственной дисциплины, требований правил безопасности, инструкций по безопасному ведению работ, технологических режимов и регламентов, не установлена причинно-следственная связь между действия (бездействием) мастера Прокопьева Д.В. и возникшими последствиями, в результате чего состав, предусмотренный частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, не раскрыт.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Срок привлечения к административной ответственности по статье 5.27.1 согласно ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год.
С учетом изложенного, суд считает необходимым вернуть дело на новое рассмотрение должностному лицу для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, при котором необходимо исследовать должностную инструкцию старшего мастера волочильного участка, установить причинно-следственную связь между действиями (бездействиями) мастера Прокопьева Д.В., повлекшую за собой образование состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, указать какие конкретно действия (бездействия) мастера Прокопьева Д.В. повлекли за собой образование состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, указать кем конкретно и какие конкретно нарушены нормы трудовой и производственной дисциплины, требований правил безопасности, инструкций по безопасному ведению работ, технологических режимов и регламентов и какие конкретно действия или бездействия привлекаемого к административной ответственности лица привели к указанным нарушениям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6. - 30.9. КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Прокопьева Д. В. на постановление и.о. главного государственного инспектора труда в №... №...-№... от ...- удовлетворить частично.
Постановление и.о. главного государственного инспектора труда в РБ №... ... о привлечении Прокопьева Д. В. к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья Е.Г. Баженова