УИД 36RS0010-01-2020-001420-02
Дело № 2а-983/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2020 г. г. Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Оленина Д.С.,
при секретаре Гринцевич И.И.,
с участием:
прокурора Михелкина К.В.,
представителя заинтересованного лица Карасева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Сухинина Александра Анатольевича к Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, председателю Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, председателю Избирательной комиссии Воронежской области об оспаривании действий (бездействия) Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области,
установил:
Сухинин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 24 КАС РФ к Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области об оспаривании действий (бездействия) Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области.
В обоснование административного иска указано, что 13 сентября 2020 года на территории Борисоглебского городского округа Воронежской области состоятся выборы депутатов в Воронежскую областную Думу седьмого созыва по одномандатному избирательному округу.
Административный истец является зарегистрированным кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 19.
По утверждению административного истца, Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа Воронежской области в нарушение требований п. 14 ст. 63 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не оповестила его, как кандидата, и, не пригласила на передачу бюллетеней из вышестоящей избирательной комиссии в нижестоящую, т.е. произвела передачу не публично и не гласно. О факте передачи бюллетеней административный истец узнал 08.09.2020.
Сухинин А.А. с учетом уточнения исковых требований просит признать незаконными и необоснованными действия Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа по передаче избирательных бюллетеней в Территориальную избирательную комиссию Борисоглебского городского округа из Избирательной комиссии Воронежской области без оповещения о дате и времени кандидата в депутаты и обязать последнюю устранить допущенное нарушение.
В судебное заседание административный истец Сухинин А.А., извещенный надлежащим образом о дне и времени слушания дела не явился, ходатайств об отложении слушания дела не представил.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, являющаяся одновременно председателем ТИК БГО Смелова Е.А. в судебное заседание не явилась. В представленных возражениях указала, что действующее законодательство не регламентирует форму оповещения о действии по передаче, выбраковке и уничтожении избирательных бюллетеней. Информация до всех заинтересованных лиц была доведена путем размещения на информационном стенде в здании администрации БГО, а также на странице ТИК на официальном сайте администрации БГО. Факт передачи бюллетеней в отсутствие кандидата в депутаты Сухинина А.А. его прав не нарушил. А поскольку нет нарушений прав, в иске следует отказать.
Административный ответчик председатель избирательной комиссии Воронежской области Канищев С.В., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Избирательной комиссии Воронежской области в судебное заседание не явился, в представленных возражениях иск не признал, указав, что решением Избирательной комиссии Воронежской области от 03 июня 2020 года № 130/841-6 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 возложены на Территориальную избирательную комиссию Борисоглебского городского округа Воронежской области. 29 августа 2020 года Избирательной комиссией Воронежской области принято решение № 164/1052-6 о времени и месте передачи избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва. Данным решением определены даты, время, место получения-передачи изготовленных избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, а также предусмотрено информирование уполномоченных представителей избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы Избирательной комиссией Воронежской области на выборах депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, о месте и времени передачи избирательных бюллетеней, председателям окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва поручено проинформировать членов окружных, территориальных избирательных комиссий, зарегистрированных кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва о месте и времени получения избирательных бюллетеней, передаче их участковым избирательным комиссиям. В целях исполнения данного решения было подготовлено и отправлено представителям политических партий, участвующих в выборах, исходящее письмо Избирательной комиссии Воронежской области от 30 августа 2020 года № 01-23/946 с указанием даты, времени и места получения-передачи изготовленных избирательных бюллетеней, указанная информация также была размещена на главной странице официального сайта Избирательной комиссии Воронежской области в сети Интернет – www.voronezhazbirkom.ru Воронежской области в разделе «Новость дня», а непосредственно решение комиссии - в разделе «Документы комиссии». Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа, 30 августа 2020 года также разместила указанную выше информацию о передаче бюллетеней на информационном стенде Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа, расположенном в здании администрации Борисоглебского городского округа (г. Борисоглебск, ул. Свободы, д. 207) у входа в помещение Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа, а также на странице Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа на официальном сайте администрации Борисоглебского городского округа. В соответствии с указанным выше решением Избирательной комиссии Воронежской области от 29 августа 2020 года № 164/1052-6 окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу № 19 2 сентября 2020 года получила избирательные бюллетени через организацию, осуществляющую услуги по доставке - ФГУП «Главный центр специальной связи». Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 12 августа 2020 года № 159/1019-6 «О вопросах, связанных с изготовлением и доставкой (передачей) избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва» определено, что при передаче бюллетеней из Избирательной комиссии Воронежской области в окружную избирательную комиссию через организацию, осуществляющую услуги по доставке, проверяется целостность упаковки, соответствие фактического количества пачек и количества бюллетеней, указанных на пачках, количеству, указанному в акте и в решении Избирательной комиссии Воронежской области о распределении бюллетеней. Один экземпляр акта остается в ОИК, один экземпляр - у представителя организации, осуществляющей услуги по доставке, а один незамедлительно направляется в ИКВО. Вскрытие пачек с бюллетенями, обязательный поштучный пересчет бюллетеней и выбраковка осуществляется при передаче бюллетеней от Территориальной избирательной комиссии в участковые избирательные комиссии (пункт 3.10 решения Избирательной комиссии Воронежской области от 12 августа 2020 года № 159/1019-6). О времени и месте передачи избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва в участковые избирательные комиссии Борисоглебского городского округа кандидат в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва Сухинин А.А. был оповещен лично председателем Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа по телефону 08 сентября 2020 года в 8 часов 30 минут, после чего 09 сентября 2020 года Сухинин А.А., непосредственно присутствовал при передаче избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям.
Таким образом, Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа, в том числе, и её председатель, не нарушили действующее законодательство о выборах, не допустили нарушений прав и законных интересов кандидата в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва Сухинина А.А.
Заинтересованные лица Владимиров В.В., Гуторов М.С., Мордвинов В.Н., Нетёсов А.П., Ширяев Д.Г. извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель заинтересованного лица Ширяева Д.Г. – Карасев А.А. иск не признал, пояснил, что нарушений в работе территориальной избирательной комиссии не было.
Выслушав участников процесса, заслушав заключение старшего помощника Борисоглебского межрайпрокурора Михелкина К.В., полагавшего, что нарушений требований закона при передаче бюллетеней не было, доказательств нарушения прав административного истца не имеется, что является основанием для отказа в иске, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
13 сентября 2020 года состоятся выборы депутатов в Воронежскую областную Думу VII созыва.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, установлены Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать всуде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Сухинин А.А. являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты в Воронежскую областную Думу VII созыва по одномандатному избирательному округу № 19 обратился с административным исковым заявлением о признании действий Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа незаконными, по мотиву того, что Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа не были выполнены требования п. 14 ст. 63 Федерального закона № 67-ФЗ а именно: Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа Воронежской области не уведомила его о, как кандидата, для участия в предстоящей передаче избирательных бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с частью 1 статьи 30 указанного Закона на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительного разрешения. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
Пункт 14 ст. 63 Федерального закона 67-ФЗ предусматривает право кандидатов, фамилии которых внесены в избирательный бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), представителей этих кандидатов, представителей избирательных объединений, наименования которых указаны в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении, а также подписывать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).
Данный пункт также обязывает соответствующие комиссии оповестить указанных лиц о месте и времени передачи бюллетеней, а также предоставить возможность каждому кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней.
В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
Глава 7 Федерального закона № 67-ФЗ определяет гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.
При этом, нормы указанной главы предусматривают императивное определение информационного обеспечения выборов, которое бы способствовало осознанному волеизъявлению граждан.
Общих, либо специальных норм, определяющих необходимость индивидуального оповещения, либо «приглашения» каждого участника избирательного процесса о работе избирательной комиссии, в частности, о передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, законодательство не содержит.
Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа Воронежской области осуществила информирование избирателей, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и иных заинтересованных лиц о ходе и подготовке выборов, работе избирательной комиссии путем размещения информации 30 августа 2020 года, т.е. заблаговременно, о месте и времени передачи бюллетеней на информационном стенде в здании администрации БГО, а также на официальном сайте администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области на странице Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области с адресом:/http://adminborisoglebsk.ru/index.php?page=vybory-deputatov-borisoglebskoj-gorodskoj-dumy-bgo-vo-7sozyva/.
Представителям политических партий, участвующих в выборах, в том числе и Сухинину А.А., было направлено исходящее письмо Избирательной комиссии Воронежской области от 30 августа 2020 года № 01-23/946 с указанием даты, времени и места получения-передачи изготовленных избирательных бюллетеней. Указанная информация также была размещена на главной странице официального сайта Избирательной комиссии Воронежской области в сети Интернет – www.voronezhazbirkom.ru Воронежской области в разделе «Новость дня», а непосредственно решение комиссии - в разделе «Документы комиссии».
Административным истцом Сухининым А.А. также не опровергнута информация о том, что он был оповещен лично председателем Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа по телефону 08 сентября 2020 года в 8 часов 30 минут, после чего 09 сентября 2020 года Сухинин А.А. непосредственно присутствовал при передаче избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям.
Таким образом, суд приходит к выводу о надлежащем исполнении Территориальной избирательной комиссией Борисоглебского городского округа Воронежской области обязанности по оповещению заинтересованных лиц о месте и времени передачи бюллетеней,
Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46, 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда. Административный истец Сухинин А.А. не указал в чём, в настоящее время, заключается нарушение его прав как кандидата, и каким образом его права должны быть восстановлены; суду он не представил требований и доказательств, указывающих на необходимость восстановления или защиты его прав в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с п. 2 ст. 3 КАС РФ задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Суд считает, что административный иск в заявленной редакции удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Сухинина Александра Анатольевича к Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, председателю Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, председателю Избирательной комиссии Воронежской области об оспаривании действий (бездействия) Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательном виде.
Председательствующий:
УИД 36RS0010-01-2020-001420-02
Дело № 2а-983/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2020 г. г. Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Оленина Д.С.,
при секретаре Гринцевич И.И.,
с участием:
прокурора Михелкина К.В.,
представителя заинтересованного лица Карасева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Сухинина Александра Анатольевича к Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, председателю Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, председателю Избирательной комиссии Воронежской области об оспаривании действий (бездействия) Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области,
установил:
Сухинин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 24 КАС РФ к Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области об оспаривании действий (бездействия) Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области.
В обоснование административного иска указано, что 13 сентября 2020 года на территории Борисоглебского городского округа Воронежской области состоятся выборы депутатов в Воронежскую областную Думу седьмого созыва по одномандатному избирательному округу.
Административный истец является зарегистрированным кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 19.
По утверждению административного истца, Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа Воронежской области в нарушение требований п. 14 ст. 63 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не оповестила его, как кандидата, и, не пригласила на передачу бюллетеней из вышестоящей избирательной комиссии в нижестоящую, т.е. произвела передачу не публично и не гласно. О факте передачи бюллетеней административный истец узнал 08.09.2020.
Сухинин А.А. с учетом уточнения исковых требований просит признать незаконными и необоснованными действия Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа по передаче избирательных бюллетеней в Территориальную избирательную комиссию Борисоглебского городского округа из Избирательной комиссии Воронежской области без оповещения о дате и времени кандидата в депутаты и обязать последнюю устранить допущенное нарушение.
В судебное заседание административный истец Сухинин А.А., извещенный надлежащим образом о дне и времени слушания дела не явился, ходатайств об отложении слушания дела не представил.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, являющаяся одновременно председателем ТИК БГО Смелова Е.А. в судебное заседание не явилась. В представленных возражениях указала, что действующее законодательство не регламентирует форму оповещения о действии по передаче, выбраковке и уничтожении избирательных бюллетеней. Информация до всех заинтересованных лиц была доведена путем размещения на информационном стенде в здании администрации БГО, а также на странице ТИК на официальном сайте администрации БГО. Факт передачи бюллетеней в отсутствие кандидата в депутаты Сухинина А.А. его прав не нарушил. А поскольку нет нарушений прав, в иске следует отказать.
Административный ответчик председатель избирательной комиссии Воронежской области Канищев С.В., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Избирательной комиссии Воронежской области в судебное заседание не явился, в представленных возражениях иск не признал, указав, что решением Избирательной комиссии Воронежской области от 03 июня 2020 года № 130/841-6 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 возложены на Территориальную избирательную комиссию Борисоглебского городского округа Воронежской области. 29 августа 2020 года Избирательной комиссией Воронежской области принято решение № 164/1052-6 о времени и месте передачи избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва. Данным решением определены даты, время, место получения-передачи изготовленных избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, а также предусмотрено информирование уполномоченных представителей избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы Избирательной комиссией Воронежской области на выборах депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, о месте и времени передачи избирательных бюллетеней, председателям окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва поручено проинформировать членов окружных, территориальных избирательных комиссий, зарегистрированных кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва о месте и времени получения избирательных бюллетеней, передаче их участковым избирательным комиссиям. В целях исполнения данного решения было подготовлено и отправлено представителям политических партий, участвующих в выборах, исходящее письмо Избирательной комиссии Воронежской области от 30 августа 2020 года № 01-23/946 с указанием даты, времени и места получения-передачи изготовленных избирательных бюллетеней, указанная информация также была размещена на главной странице официального сайта Избирательной комиссии Воронежской области в сети Интернет – www.voronezhazbirkom.ru Воронежской области в разделе «Новость дня», а непосредственно решение комиссии - в разделе «Документы комиссии». Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа, 30 августа 2020 года также разместила указанную выше информацию о передаче бюллетеней на информационном стенде Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа, расположенном в здании администрации Борисоглебского городского округа (г. Борисоглебск, ул. Свободы, д. 207) у входа в помещение Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа, а также на странице Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа на официальном сайте администрации Борисоглебского городского округа. В соответствии с указанным выше решением Избирательной комиссии Воронежской области от 29 августа 2020 года № 164/1052-6 окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу № 19 2 сентября 2020 года получила избирательные бюллетени через организацию, осуществляющую услуги по доставке - ФГУП «Главный центр специальной связи». Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 12 августа 2020 года № 159/1019-6 «О вопросах, связанных с изготовлением и доставкой (передачей) избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва» определено, что при передаче бюллетеней из Избирательной комиссии Воронежской области в окружную избирательную комиссию через организацию, осуществляющую услуги по доставке, проверяется целостность упаковки, соответствие фактического количества пачек и количества бюллетеней, указанных на пачках, количеству, указанному в акте и в решении Избирательной комиссии Воронежской области о распределении бюллетеней. Один экземпляр акта остается в ОИК, один экземпляр - у представителя организации, осуществляющей услуги по доставке, а один незамедлительно направляется в ИКВО. Вскрытие пачек с бюллетенями, обязательный поштучный пересчет бюллетеней и выбраковка осуществляется при передаче бюллетеней от Территориальной избирательной комиссии в участковые избирательные комиссии (пункт 3.10 решения Избирательной комиссии Воронежской области от 12 августа 2020 года № 159/1019-6). О времени и месте передачи избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва в участковые избирательные комиссии Борисоглебского городского округа кандидат в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва Сухинин А.А. был оповещен лично председателем Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа по телефону 08 сентября 2020 года в 8 часов 30 минут, после чего 09 сентября 2020 года Сухинин А.А., непосредственно присутствовал при передаче избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям.
Таким образом, Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа, в том числе, и её председатель, не нарушили действующее законодательство о выборах, не допустили нарушений прав и законных интересов кандидата в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва Сухинина А.А.
Заинтересованные лица Владимиров В.В., Гуторов М.С., Мордвинов В.Н., Нетёсов А.П., Ширяев Д.Г. извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель заинтересованного лица Ширяева Д.Г. – Карасев А.А. иск не признал, пояснил, что нарушений в работе территориальной избирательной комиссии не было.
Выслушав участников процесса, заслушав заключение старшего помощника Борисоглебского межрайпрокурора Михелкина К.В., полагавшего, что нарушений требований закона при передаче бюллетеней не было, доказательств нарушения прав административного истца не имеется, что является основанием для отказа в иске, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
13 сентября 2020 года состоятся выборы депутатов в Воронежскую областную Думу VII созыва.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, установлены Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать всуде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Сухинин А.А. являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты в Воронежскую областную Думу VII созыва по одномандатному избирательному округу № 19 обратился с административным исковым заявлением о признании действий Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа незаконными, по мотиву того, что Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа не были выполнены требования п. 14 ст. 63 Федерального закона № 67-ФЗ а именно: Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа Воронежской области не уведомила его о, как кандидата, для участия в предстоящей передаче избирательных бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с частью 1 статьи 30 указанного Закона на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительного разрешения. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
Пункт 14 ст. 63 Федерального закона 67-ФЗ предусматривает право кандидатов, фамилии которых внесены в избирательный бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), представителей этих кандидатов, представителей избирательных объединений, наименования которых указаны в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении, а также подписывать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).
Данный пункт также обязывает соответствующие комиссии оповестить указанных лиц о месте и времени передачи бюллетеней, а также предоставить возможность каждому кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней.
В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
Глава 7 Федерального закона № 67-ФЗ определяет гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.
При этом, нормы указанной главы предусматривают императивное определение информационного обеспечения выборов, которое бы способствовало осознанному волеизъявлению граждан.
Общих, либо специальных норм, определяющих необходимость индивидуального оповещения, либо «приглашения» каждого участника избирательного процесса о работе избирательной комиссии, в частности, о передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, законодательство не содержит.
Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа Воронежской области осуществила информирование избирателей, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и иных заинтересованных лиц о ходе и подготовке выборов, работе избирательной комиссии путем размещения информации 30 августа 2020 года, т.е. заблаговременно, о месте и времени передачи бюллетеней на информационном стенде в здании администрации БГО, а также на официальном сайте администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области на странице Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области с адресом:/http://adminborisoglebsk.ru/index.php?page=vybory-deputatov-borisoglebskoj-gorodskoj-dumy-bgo-vo-7sozyva/.
Представителям политических партий, участвующих в выборах, в том числе и Сухинину А.А., было направлено исходящее письмо Избирательной комиссии Воронежской области от 30 августа 2020 года № 01-23/946 с указанием даты, времени и места получения-передачи изготовленных избирательных бюллетеней. Указанная информация также была размещена на главной странице официального сайта Избирательной комиссии Воронежской области в сети Интернет – www.voronezhazbirkom.ru Воронежской области в разделе «Новость дня», а непосредственно решение комиссии - в разделе «Документы комиссии».
Административным истцом Сухининым А.А. также не опровергнута информация о том, что он был оповещен лично председателем Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа по телефону 08 сентября 2020 года в 8 часов 30 минут, после чего 09 сентября 2020 года Сухинин А.А. непосредственно присутствовал при передаче избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям.
Таким образом, суд приходит к выводу о надлежащем исполнении Территориальной избирательной комиссией Борисоглебского городского округа Воронежской области обязанности по оповещению заинтересованных лиц о месте и времени передачи бюллетеней,
Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46, 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда. Административный истец Сухинин А.А. не указал в чём, в настоящее время, заключается нарушение его прав как кандидата, и каким образом его права должны быть восстановлены; суду он не представил требований и доказательств, указывающих на необходимость восстановления или защиты его прав в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с п. 2 ст. 3 КАС РФ задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Суд считает, что административный иск в заявленной редакции удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Сухинина Александра Анатольевича к Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, председателю Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, председателю Избирательной комиссии Воронежской области об оспаривании действий (бездействия) Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательном виде.
Председательствующий: