№(1)/2012
РЕШЕНИЕ
ФИО13
ДД.ММ.ГГГГ город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Климовой СВ.
при секретаре Вдовенко О.В.
с участием представителя истцов по доверенностям Новомлинова С.В., представителя ответчика администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности Багаутдинова О.Х., представителя ответчика Медведевой Л.М. по доверенности Марина Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ереминой Тамары Викторовны, Еремина Сергея Николаевича к Москалевой Елене Ивановне, Медведевой Любови Максимовне, Ромашкину Владимиру Николаевичу, администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области о переводе квартиры в часть жилого дома и признании права собственности на долю жилого помещения,-
установил:
Истцы обратились в суд с исками, в которых просят признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, 1/4 долей жилого дома по данному адресу и признать право собственности на 161/1000 долю жилого дома <адрес>, общей площадью 27,4 кв.м., по 13,7 кв.м. за каждым.
Обосновывая свои требования тем, что истцам на основании договора на приватизацию жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Жилой дом <адрес> представляет собой одноэтажное строение, состоящее из четырех квартир, расположенное на земельном участке. На земельном участке возведены надворные постройки, которыми пользуются истцы. В настоящее время истцы намерены оформить в собственность земельный участок, расположенный по спорному адресу. Однако оформить в собственность данный земельный участок не представляется возможным, так как жилое помещение имеет статус квартиры, в связи с чем истцы обратились в суд с исковым заявлением.
Определением Балашовского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ереминой Тамары Викторовны, Еремина Сергея Николаевича о переводе квартиры в часть жилого дома и признании права собственности на долю жилого помещения объединены в одно производство.
Истцы Еремин С.Н., Еремина Т.В. в судебном заседании не участвовали, о времени, дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, согласно письменного заявления просили дело рассмотреть в их отсутствие с участием представителя по доверенностям Новомлинова С.В.
Представитель истцов по доверенностям Новомлинов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, выдвигая в обоснование вышеуказанные доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах.
Представитель ответчика администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности Багаутдинов О.Х. просил суд вынести решение в соответствие с действующим законодательством.
Ответчики Москалева Е.Н., Ромашкин В.Н. в судебном заседании не участвовали, о времени, дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом не явились.
Ответчик Медведева Л.М. в судебном заседании не присутствовала, о времени, дне и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно письменного заявления просила дело рассмотреть в её отсутствие с участием представителя по доверенности Марина Д.В., который высказал согласие с иском.
Суд, выслушав мнение представителя истцов, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статья 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3) и 55 (часть 1 и 3), необходимость ограничений федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения жилым помещением предопределяется целями защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а сами возможные ограничения указанных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть пропорциональными, соразмерными, не иметь обратно силы и не затрагивать существо данных прав, т.е. не искажать основное содержание норм статей 35 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Это означает, что регулирование права собственности на жилое помещение, как и прав и обязанностей сторон в договоре найма жилого помещения, в том числе при переходе права собственности на жилое помещение, должно осуществляться на основе баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений.
Согласно ст. 288, ч 1 ст. 209 ГК РФ и ч 1 ст. 30 ЖК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин -собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
В собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам (ч. 1 ст. 213 ГК РФ).
В судебном заседании достоверно установлено и подтверждено материалами дела, что истцам на праве совместной собственности принадлежит квартира <адрес> (договор на приватизацию жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и интересы других лиц.
Статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Отличительным элементом определения квартиры является указание на то, что квартира обеспечивает прямой доступ к помещению общего пользования в многоквартирном доме.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Жилищный кодекс РФ не раскрывает содержания таких понятий, как "многоквартирный жилой дом" и "часть жилого дома".
Однако, из анализа положений ст. ст. 16, 36 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", можно сделать вывод о том, что "многоквартирный дом" представляет собой совокупность квартир и общего имущества собственников помещений в таком доме, не являющегося частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Из разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР "О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом собственности на жилой дом" от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), следует, что "часть жилого дома" представляет собой ее изолированную часть, имеющую отдельный вход.
Дом <адрес> представляет собой четыре обособленные части с комплексом жилых и нежилых помещений, разделенных общей капитальной стеной, имеющих четыре отдельных выхода, поименованные в технической документации, как квартиры. В одной из них проживают истцы.
Согласно справки Балашовского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ вход в <адрес> в <адрес> осуществляется отдельно.
Таким образом, между истцами и ответчиками сложился определенный порядок пользования домом не в целом, а его отдельными частями, которые являются изолированными друг от друга, имеют отдельные входы и системы коммуникаций.
Как усматривается из заключения строительно-технической экспертизы жилое помещение по адресу: <адрес>, является отдельно стоящим жилым домом, состоящим из четырех квартир. Жилой дом обеспечен необходимыми эвакуационными выходами. При строительстве дома были предусмотрены меры, обеспечивающие выполнение санитарно-эпидемиологических требований по охране здоровья людей и окружающей среды. Инженерные системы дома смонтированы с учетом требований безопасности. Жилой дом подключен к центральной системам электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения; отопление осуществляется от автономных источников тепла на газовом топливе; канализация осуществляется в местный септик с последующим вывозом отходов в городские очистные сооружения.
Согласно заключению строительно-технической экспертизы общая площадь жилого <адрес> в <адрес> составляет - 170,4 кв.м., в том числе жилая площадь 92,4 кв.м. Квартира <адрес> имеет общую площадь 27,4 кв.м, в том числе жилую площадь 21,3 кв.м. Размер доли квартиры <адрес> составляет 161/1000 долю.
Жилой дом <адрес> соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других граждан, не создает угрозу жизни и здоровью граждан как проживающих в данном доме, так и в непосредственное близости от него.
Удовлетворяя исковые требования и признавая спорную квартиру частью жилого дома, суд исходит из установленных обстоятельств по делу, подтверждающихся имеющимися в материалах дела доказательствами, из которых следует, что жилое помещение истцов фактически является составной частью единого объекта недвижимости жилого дома <адрес>, поскольку имеется отдельный вход, и не имеется мест общего пользования и коммуникаций.
При таких обстоятельствах суд считает возможным признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, частью жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и признать за истцами право общей долевой собственности на 161/1000 долю жилого дома по вышеуказанному по адресу, общей площадью 170, 4 кв.м., в том числе жилой площадью 92,4 кв.м., в равных долях за каждым, то есть по 161/2000 доли за каждым истцом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 170, 4 ░░.░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 92,4 ░░.░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 161/2000 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 170, 4 ░░.░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 92,4 ░░.░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 161/2000 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 170, 4 ░░.░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 92,4 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░.░░.░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░