Производство № 2-9263/2021
УИД 28RS0004-01-2021-013020-74
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 ноября 2021 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,
при секретаре Тицкой О.А.,
с участием истца ЕВ, третьего лица АВ, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ГЕ, ДЕ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ЕВ к Министерству социальной защиты населения Амурской области об оспаривании уведомления (отказа) в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, признании права на предоставление выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ЕВ обратился в суд с настоящим иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области, указав в обоснование, что с 2016 г. является собственником жилого дома № ***, общей площадью 172,1 кв. м, жилой площадью 64,3 кв. м, где проживает постоянно с семьей в составе: жена АВ, сынДЕ, дочь ДЕ, сын ГЕ
Летом 2021 жилой дом истца в результате чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) – подъема уровня воды р. Зея пострадал, что подтверждается актом обследования помещения № 142 от 13.09.2021 и заключением от 13.09.2021 межведомственной комиссии администрации Благовещенского района.
Уведомлением от 29.09.2021 года № 06-25/9420 Министерства социальной защиты населения Амурской области истцу отказано в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения по мотивам наличия у него в собственности иного жилого помещения.
Данный отказа является незаконным, т.к. имевшееся на день объявления ЧС 24.06.2021 в собственности истца жилое помещение (квартира № ***) по своей общей площади 48,5 кв.м., жилой площади 27,1 кв.м. не позволяло истцу проживать с семьей из пяти человек, спорный жилой дом является единственным пригодным для проживания семьи жильем; пострадал в результате чрезвычайной ситуации.
Поэтому истец просит суд признать незаконным уведомление Министерства социальной защиты населения Амурской области от 29.02.2021 № 06-25/9420 об отказе в предоставлении ему выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, признать за ним право на получение такой выплаты.
При разрешении спора в суде истец ЕВ на доводах и требованиях заявления настаивал полностью, пояснив, что квартира № *** досталась ему от родственника, находится в аварийном, непригодном для проживания состоянии; постоянным местом жительства семьи является жилой дом № ***, пострадавший в результате ЧС.
Третье лицо АВ поддержала доводы и требования иска, указав, что живут семьей вс. Владимировка, откуда детей в школу в с. Усть-Ивановка возит автобус; в квартире № *** фактически не проживают, т.к. это невозможно. Плата за коммунальные услуги в квартире начисляется по нормативам.
Представители ответчика и иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили. В силу статей 167, 165.1 ГПК РФ исковое заявление рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости полного отказа в иске.
Из материалов дела следует, что в собственности истца находится жилое помещение – жилой дом № ***, общей площадью 172,1 кв. м, жилой площадью 64,3 кв. м.
Также из материалов дела усматривается, что истец являлся на момент объявления ЧС в Благовещенском районе Амурской области в июне 2021 г. собственником жилого помещения – кв. № ***., общей площадью 48,5 кв. м, жилой площадью 27,1 кв. м, состоящей из 2-х комнат.
Обстоятельства фактического постоянного проживания истца с семьей в составе: жена АВ, сын ДЕ, дочь ДЕ, сын ГЕ, в жилом доме № ***, суд полагает установленными, подтвержденными, в т.ч. справкой от 09.11.2021 № 1254 администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о количестве граждан, зарегистрированных и фактически проживающих в жилом доме № ***, справками от 15.10.2021 МАОУ Усть-Ивановская СОШ о обучении несовершеннолетних ДЕ и ГЕ
Также суд принимает во внимание, что согласно акту от 13.09.2021 обследования помещения жилого дома истца и заключению от 13.09.2021 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, городской межведомственной комиссией по оценкежилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, назначенной Постановлением администрации Благовещенского района от 23.04.2021 г. № 523, выявлены основания для признания спорного помещения истца подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
Суд полагает, что при рассмотрении обращения истца о признании жилого помещения пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации Городская межведомственная комиссия верно руководствовалась Положением опризнании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее Положение от 28 января 2006 г. N 47) (с последующими изменениями и дополнениями).
Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 N 94-р "О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области" с 26 мая 2021 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой затрагивает территорию, в том числе г. Благовещенска и Благовещенского района.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пп. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в связи с угрозой подтопления (подъемом уровня рек) на территории Благовещенского района, с целью предотвращения гибели населения и сельскохозяйственных животных и предупреждения чрезвычайных ситуаций, постановлением администрации Благовещенского района от 21.06.2021 № 695 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Благовещенского района.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в летом 2021 года, был подтоплен жилой дом истца, являющейся, по существу, единственных жильем для истца и его семьи.
Согласно оспариваемому уведомлению от 29.02.2021 года № 06-25/9420 Министерства социальной защиты населения Амурской области формальным основанием для отказа истцу в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения послужили мотивы наличия у него в собственности иного жилого помещения по адресу: ***.
Суд полагает, что эти мотивы для отказа истцу в предоставлении спорной выплаты являлись законными и обоснованными.
Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2019 № 1327 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями» предусмотрено, что мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп. «а» п. 6 Правил).
Аналогичная норма установлена п. 1.3. Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утв. постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596 (далее – Правила от 22 октября 2019 года № 596), согласно которому право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Суд принимает во внимание, что порядок обращения с заявлениемна капитальный ремонт и документов, поданных заявителем в его обоснование, предусмотренный разделом 3 Правил от 22 октября 2019 года № 596, истцом был соблюден.
В силу п. 3.8 Правил от 22 октября 2019 года № 596 рассмотрение заявлений на капитальный ремонт и документов, поданных заявителями (представителями), осуществляется комиссией, указанной в пункте 2.10 настоящих Правил. Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления от ГКУ УСЗН в министерство пакета документов заявителя или в течение 5 рабочих дней со дня получения министерством сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 3.7 настоящих Правил, рассматривает их и принимает одно из следующих решений: 1) о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения; 2) об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.
Между тем, поскольку пострадавший в результате паводка жилой дом № ***. являлся не единственным местом жительства истца, т.к. в его в собственности имеется иное жилое помещение, отказ Министерства социальной защиты населения Амурской области в предоставлении выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения являлся законным.
В требовании об оспаривании этого отказа, а равно в требовании о признании за истцом права на предоставление спорной выплаты следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ЕВ к Министерству социальной защиты населения Амурской области об оспаривании уведомления (отказа) в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, признании права на предоставление выплаты – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.В. Кастрюков
Решение в окончательной форме составлено 01.12.2021 года