Дело №2-1711/11 г.
Поступило в суд 17.08.11 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2011 г. г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Ачикалова С.В.,
при секретаре Уваровой Ю.В.,
с участием истца Захарова В.В.,
представителя ответчика Кожаро О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова В. В. к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бердске Новосибирской области» о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
установил:
Захаров В.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бердске Новосибирской области» (далее УПФР) о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на том основании, что является отцом двух малолетних детей: Захарова М., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, и Захаровой А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, которые находятся на его иждивении, поскольку мать первого ребенка умерла в 2005 году, а второй ребенок рожден в новом браке. Отказ УПФР в выдаче ему государственного сертификата на материнский (семейный) капитал нарушает конституционный принцип равенства родителей, закрепленный в ст.38 Конституции Российской Федерации, и противоречит её статьям 7, 15, 19 и 55.
Представитель УПФР иск не признала по тем основаниям, что в соответствии с п.1 и 3 статьи 3 Федерального закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», к субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности, относятся: 1) женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка с 1 января 2007 года; 2) женщины, родившие (усыновившие) третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года. Истец обратился в УПФР в г.Бердске Новосибирской области 05 июля 2011 года с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, в связи с рождением второго ребенка - Захаровой А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно свидетельству о рождении, матерью ребенка является Ильяскина И. В.. В свидетельстве первого ребенка - Захарова М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - матерью значится Захарова Е. В.. Право на дополнительные меры государственной поддержки, как видно из представленных документов у Захаровой Е. В. не возникло. Следовательно, право на дополнительные меры государственной поддержки, в связи со смертью Захаровой Е. В., не может перейти к Захарову В. В. и оснований для выдачи ему государственного сертификата не имеется.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, суд находит иск не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст.3 п.п.1 и 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Таким образом, из содержания и толкования данной нормы судом установлено, что право отца на материнский (семейный) капитал производно от права матери. Если ни у одной из матерей второго и третьего ребенка не возникло такое право, оно не может перейти и к отцу.
Дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей.
В связи с этим, право мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка, имеющего обоих родителей, является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда право женщины на указанные меры прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (в связи со смертью, объявлением умершей, лишением родительских прав и в других ситуациях отсутствия материнского попечения).
Дифференциация, обусловленная различиями в видах социального риска, которым подвержены мужчины и женщины, а также основаниями возникновения правоотношений по воспитанию детей, не противоречит закрепленному в ст.19 ч.1 Конституции Российской Федерации принципу равенства мужчины и женщины при реализации прав, гарантированных ст.ст. 38 и 39 Конституции Российской Федерации, а потому п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не может рассматриваться, как нарушение конституционных прав.
Такую правовую позицию занял Конституционный суд Российской Федерации в определении № 1085-О-О от 13 октября 2009 года.
На основании ст.3 п.п.1 и 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Захарову В. В. в удовлетворении иска к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бердске Новосибирской области» о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья (подпись) С.В. Ачикалов
Решение обжаловано, кассационным определением Новосибирского областного суда оставлено без изменения, вступило в законную силу «15» марта 2012 г<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>