РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Баяндай ДД.ММ.ГГГГ
Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе судьи Орноевой Т.А., при секретаре Ботогоевой Г.А., с участием ответчика Комарова А.Н., представителя ответчика- адвоката Панищевой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Иркутской области к Комарову Александру Николаевичу о взыскании денежных средств,
установил:
Министерство сельского хозяйства Иркутской области обратилось в суд с исковым заявлением к Комарову А.Н. о взыскании денежных средств в размере 215326,30 рублей, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком было заключено Соглашение № о предоставлении субсидии в 2020 году, в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказание услуг в области сельского хозяйства.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в пп.13 п.2.3 Соглашения внесены изменения- размер предоставляемых субсидий на содержание товарного поголовья коров и (или) племенных коров, производство и реализацию на убой в живой массе крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей и индейки и на приобретение молодняка крупного рогатого скота для откорма составлял 150000 рублей.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в пп.11 п.2.3 Соглашения внесены изменения- размер предоставляемых субсидий на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока составлял 51168 рублей.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в пп.9 п.2.3 Соглашения внесены изменения- размер предоставляемых субсидий на возмещение части затрат на материально-ресурсное обеспечение агротехнических работ под урожай текущего года составлял 14158,30 рублей.
Свои обязательства Министерство сельского хозяйства выполнило, обеспечило перечисление названной субсидии в размере 215326,30 рублей.
В силу п. 4.3.2 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению получатель обязуется обеспечить достижение результатов предоставления субсидий в соответствии с п.4.1.4.1 настоящего Соглашения, в том числе не прекращать деятельность в году предоставления субсидии.
Согласно п.22 Положения о предоставлении субсидий, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2013 № 78-пп, в случае нарушения получателем условий, установленных пп. 1-12 п.7, главами 3-8 настоящего Положения, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, в том числе по достижению результата предоставления субсидии, предусмотренных настоящим Положением, министерство направляет получателю требование о возврате полученных субсидий в течение 20 рабочих дней со дня подписания документа, подтверждающего выявление фактов данного нарушения. Субсидии подлежат возврату в течение 20 рабочих дней со дня направления министерством указанного требования.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик Комаров А.Н. прекратил деятельность крестьянского фермерского хозяйства, т.е. нарушил условие по исполнению обязательства о не прекращении деятельности в году предоставления субсидии.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено требование о возврате субсидии в размере 215326,30 рублей, которое Комаровым А.Н. не выполнено.
На основании изложенного, просит взыскать с Комарова Александра Николаевича в пользу Министерства сельского хозяйства Иркутской области субсидии, предоставленные по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 215326,30 рублей.
В судебное заседание представитель истца не явился, просит рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Комаров А.Н. исковые требования признал частично, пояснил, что выделенную субсидию он использовал по назначению, полагая, что субсидия возврату не подлежит.
Представитель ответчика, адвокат Панищева Т.Д. просила отказать в удовлетворении иска в части взыскании субсидии, поскольку требования истца не основаны на законе.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Из материалов дела следует, что на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Министерством сельского хозяйства Иркутской области и индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского фермерского хозяйства Комаровым Александром Николаевичем, последнему были предоставлены субсидии на 2020 в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой ( в том числе на арендованных основных средства) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства, в общей сумме 215326,30 рублей.
Указанные субсидии были предоставлены за счет средств областного бюджета в соответствии с Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе средств федерального бюджета, в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средства) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области № 78-пп от 11.03.2013 ( далее Положение).
Свои обязательства по соглашению истцом были выполнены и средства в полном объеме были перечислены ИП главе КФХ Комарову А.Н., что подтверждается платежными поручениями:
- № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 150000 рублей на содержание товарного поголовья коров и (или) племенных коров, на производство и реализацию на убой в живой массе крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, индейки и на приобретение молодняка крупного рогатого скота для откорма (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению о предоставлении субсидии в 2020 году);
- № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 51168 рублей, на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению о предоставлении субсидии в 2020 году);
- № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 14158,30 рублей, на возмещение части затрат на материально-ресурсное обеспечение агротехнических работ под урожай текущего года (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению о предоставлении субсидии в 2020 году).
Факт получения денежных средств ответчик Комаров А.Н. не оспаривает.
Согласно п.4.1.4.1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, результаты предоставления субсидий в приложении № к настоящему соглашению, являются неотъемлемой частью настоящего соглашения.
В силу п. 2 Приложения № к соглашению №, Комаров А.Н. обязался не прекращать деятельность в году предоставления субсидии.
С условиями получения субсидии Комаров А.Н. был ознакомлен, согласен, о чем свидетельствуют его подписи в Соглашении, в дополнительных соглашениях, а также в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что получатель субсидии обязуется не прекращать деятельность в году предоставления субсидии ( л.д.25).
Однако, ДД.ММ.ГГГГ, до истечения 2020 года, ответчик по своему решению прекратил хозяйственную деятельность, что подтверждается сведениями ЕГРИП, тем самым нарушив условия предоставления субсидии.
Согласно пп.9 п.7 Положения субсидии предоставляются при соблюдении получателями, в том числе, условия о не прекращение деятельности в году предоставления субсидии (для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов).
В случае нарушения получателем условий, установленных подпунктами 1 - 12 пункта 7, главами 3 - 8 настоящего Положения, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, в том числе по достижению результата предоставления субсидии, предусмотренных настоящим Положением, министерство направляет получателю требование о возврате полученных субсидий в течение 20 рабочих дней со дня подписания документа, подтверждающего выявление фактов данного нарушения. Субсидии подлежат возврату в течение 20 рабочих дней со дня направления министерством указанного требования ( п.22 Положения).
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика было направлено требование о возврате субсидий, что соответствует п.4.1.5 соглашения. Данное требование Комаровым А.Н. не выполнено.
В силу п.4.3.3.2 Соглашения получатель обязуется в случае получения от Министерства требования в соответствии с п.4.1.5 соглашения возвращать в областной бюджет субсидии в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу п.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп.3 п.3 названной нормы права).
При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий ( пп.2 п.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из вышеприведенного следует, что ответчик не исполнил принятые на себя обязательства, прекратил осуществление предпринимательской деятельности, то есть до истечения, предусмотренного договором срока. Доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, им не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о возврате ответчиком денежной суммы субсидии, предоставленной ему, как индивидуальному предпринимателю.
Довод ответчика о том, что полученную субсидию он использовал по назначению, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку основанием подачи Министерством сельского хозяйства Иркутской области иска в суд послужило прекращение ответчиком предпринимательской деятельности до истечения предусмотренного договором срока, а не нецелевое использование безвозмездной субсидии и невыполнение других условий, предусмотренных договором.
В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно вышеприведенной норме с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5353,26 рублей в бюджет МО «Баяндаевский район».
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░ 215326,30 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 5353,26 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
<░░░░░> ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░,
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.194-198 ░░░ ░░, ░░░
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░ 215326,30 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░ 5353,26 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░