Решение по делу № 2-1388/2016 ~ М-1063/2016 от 23.03.2016

Дело № 2-1388/2016             

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Березники 15 июня 2016 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

под председательством судьи Черепановой А.Г.,

при секретаре судебного заседания Фотиной А.Г.,

с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора К.А.,

представителя ООО «Держава» Г.Н., действующего на основании доверенности от "дата",

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Держава» о признании незаконным использование земельных участков, к Обществу с ограниченной ответственностью «Держава», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, признании незаконным использование лесных участков без договора аренды для ведения охотничьего хозяйства,

у с т а н о в и л:

Истец Березниковский межрайонный природоохранный прокурор, выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации первоначально обратился в суд с иском к ответчикам ООО «Держава» о возложении обязанности на ООО «Держава» заключить с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края договоры аренды лесных участков в размере ..... тыс. га, предоставленных в пользование для нужд охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственного соглашения от "дата", обязать ООО «Держава» приостановить деятельность по использованию лестных участков в размере ..... тыс. га, предоставленных в пользование для нужд охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственного соглашения от "дата", до заключения договора аренды. В обоснование иска указано, что прокуратурой в ходе проверки Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края установлено, что ООО «Держава» осуществляет пользование лесными участками, предоставленными ему для ведения охотничьей деятельности на основании охотхозяйственного соглашения от "дата" , в отсутствие заключенного договора аренды данных участков. Территория, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, предоставлена ответчику на срок ..... лет в границах, установленных Приложением к охотхозяйственному соглашению, и включает лесные участки, находящиеся в государственной собственности общей площадью ..... тыс. га. Заключенное ответчиком с Государственной инспекцией по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края охотхозяйственное соглашение от "дата" предусматривает предоставление охотпользователю лесных участков в аренду (пункты 2.2.1,, 2.2.5.). Однако ООО «Держава» осуществляет пользование объектами животного мира с нарушением требований Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ, Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2009, поскольку, несмотря на фактическое использование лесных участков, договор аренды лесных участков общей площадью ..... тыс. га, предоставленных на основании охотхозяйственного соглашения, охотпользователь не заключил, что также подтверждается информацией, предоставленной Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

    В судебном заседании "дата" истцом представлено уточненное исковое заявление, в котором он просит обязать ООО «Держава» заключить с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края договор аренды лесных участков в размере ..... тыс.га, предоставленных в пользование для добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий на основании охотхозяйственного соглашения от "дата".

    "дата" Березниковский межрайонный природоохранный прокурор, выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации в связи с тем, что согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края организует и осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края представил уточненное исковое заявление, в котором просит обязать ООО «Держава» заключить с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края договор аренды лесных участков в размере ..... тыс. га, предоставленных в пользование для добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий на основании охотхозяйственного соглашения от "дата", обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края заключить с ООО «Держава» договор аренды лесных участков в размере ..... тыс. га, предоставленных в пользование для добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий на основании охотхозяйственного соглашения от "дата".

    В судебном заседании "дата" истцом заявлено дополнительное требование о признании незаконным использование ООО «Держава» лесных участков без договоров аренды по охотхозяйственному соглашению от "дата" для ведения охотничьего хозяйства.

Помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора К.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает в полном объеме, приведя доводы, указанные в исковом заявлении от "дата" с дополнениями от "дата".

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Х.Е., действующая на основании доверенности от "дата", в судебное заседание не явилась, представила отзыв, в котором указывает, что против удовлетворения требований истца возражает, заключение договора аренды возможно при соблюдении определенных условий, а площадь и местоположение лесного участка, предоставляемого в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, определяется заявителем при подаче соответствующего заявления самостоятельно, но в границах лесов, определенных охотхозяйственным соглашением. Заключение договора аренды для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства носит заявительный характер. Министерством по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду. В случае вынесения решения о предоставлении лесного участка в аренду (на основании заявления заинтересованного лица с приложением необходимых документов) Министерство готовит проект договора и подписывает его. Таким образом, заявитель вправе самостоятельно определить территорию необходимую для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе, и для размещения объектов охотничьей инфраструктуры для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства согласно ст. 53 Федерального закона «Об охоте» и обратиться с соответствующим заявлением в Министерство. Таким образом, действия Министерства не противоречат государственным, общественным интересам. При этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит императивных норм, обязывающих охотпользователей взять в аренду всю площадь лесов, предусмотренную охотхозяйственным соглашением. Специальное регулирование процедуры заключения договора аренды в пределах названных территорий осуществляется с учетом особенностей правовой характеристики охотничьих угодий. Особенностью охотничьих угодий является то, что они не представляют собой самостоятельного природного объекта, а отражают лишь особые функциональные свойства природной среды быть местом обитания животных. Обособление охотничьих угодий предполагает их эксплуатацию как основного средства производства в охотничьем хозяйстве. Таким образом, право пользование объектами животного мира не предполагает безусловное пользование лесными участками. Считает, что требование истца о возложении обязанности заключить договор аренды лесных участков в размере ..... тыс. га, предоставленных в пользование для нужд охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственного соглашения от "дата" фактически не может быть исполнено.

Представитель ответчика ООО «Держава» Г.Н., действующий на основании доверенности от "дата" в судебном заседании указал, что с исковыми требованиями не согласен в полном объеме.

Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Отношения в области использования объектов животного мира и лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире». Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об охоте»), Лесным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда образуют отдельную категорию земель в соответствии с их целевым назначением.

Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляется Российской Федерацией.

Таким образом, земли лесного фонда являются исключительной собственностью Российской Федерации, а не ее субъекта. Передача отдельных полномочий субъекту Российской Федерации в области лесного хозяйства не означает прекращение права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда.

По смыслу ч. 2 ст. 27 Федерального закона «Об охоте» использование объектов животного мира при ведении охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственного соглашения.

Статьей 25 Федерального закона «Об охоте» предусмотрено, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

Частью 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяиственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Положение о необходимости оформления договора аренды содержалось и в прежней редакции Лесного кодекса РФ (ч. 5 ст. 36), действовавшей до 01.04.2010

Под охотхозяйственным соглашением, в соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об охоте», понимается договор, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Указанные контракты заключаются по результатам аукциона, проводимого в порядке, определенном ст. 28 названного Закона.В данном соглашении подлежат обязательному закреплению в качестве его условий: обязательства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов; обязательство юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.

Согласно положениям статей 88-89 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

Таким образом, лица использующие леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеют право приступить к использованию лесного участка после заключения охотхозяйственного соглашения, государственной регистрации договора аренды лесного участка, подписания акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления в уполномоченный орган или орган местного самоуправления в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.

    Судом установлено, что ООО «Держава» зарегистрировано "дата" Видом экономической деятельности, согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц, указано - охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этой области (л.д. 13-22).

"дата" между ООО «Держава» и Государственной инспекцией по охране, контролю регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края заключено охотохозяйственное соглашение , согласно которому охотопользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона, инспекция, обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (л.д. 6-11). Пунктом 2.1.3. соглашения указана площадь охотничьего угодья – ..... тыс. га. В соответствии с п. 7.1. соглашения, срок действия – 49 лет. К настоящему соглашению прилагается и является его неотъемлемой частью схема расположения охотничьего угодья (л.д. 12).

Заключенное ООО «Держава» с Государственной инспекцией по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края охотхозяйственное соглашение от "дата" предусматривает предоставление охотпользователю лесных участков в аренду (пункты 2.2.1., 2.2.5.).

Однако ООО «Держава» осуществляет пользование объектами животного мира с нарушением требований Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ, Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2009 (далее - ФЗ «Об охоте»), поскольку, несмотря на фактическое использование лесных участков, договор аренды лесных участков земель государственного лесного фонда на земельный участок общей площадью ..... тыс. га, предоставленный на основании охотхозяйственного соглашения, охотпользователь не заключил, что также подтверждается информацией, предоставленной Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об охоте», ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ, ответчик вправе осуществлять охотничью деятельность в границах предоставленных ему в пользование охотничьих угодий при условии заключения договора аренды на лесные участки, расположенные в границах данных угодий.

Согласно ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Таким образом, ответчик вправе осуществлять охотничью деятельность в границах предоставленных ему в пользование охотничьих угодий при условии заключения договора аренды на лесные участки, расположенные в границах данных угодий.

Пользование объектами животного мира в отсутствие заключенного договора аренды лесных участков является причиной неисполнения обязанностей арендатора, предусмотренных лесным законодательством (проведение натурных работ, соблюдение санитарных правил, оказание содействия в проведении лесохозяйственных и лесоустроительных работ), что может привести к возникновению вреда лесным угодьям, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания и окружающую среду, а также Российской Федерации.

Кроме того, использование лесного участка в отсутствие заключенного договора аренды на него влечет нарушение принципа платности использования леса, предусмотренного ст. 94 ЛК РФ.

На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования природоохранного прокурора в части признания незаконными использование ООО «Держава» лестных участков без договоров аренды, по охотхозяйственному соглашению от "дата" для ведения охотничьего хозяйства, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Министерство реализует часть федеральных полномочий в области лесных отношений, переданных в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ), на уровень субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3.4.24. Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 3 сентября 2012 г. № 756-п, Министерство организует и осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края; проводит единую политику внедрения и совершенствования арендных отношений в лесопользовании.

В соответствии с п.п. 3.4.13 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Министерство предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

Приказом Минприроды России от 28 октября 2015года № 445 «Об утверждении порядка подготовки и заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что для заключения договора аренды без проведения торгов в соответствии с. 3 ст. 74 ЛК РФ заинтересованное лицо подает заявление и прилагаемые к нему документы, которые рассматриваются уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что в заявлении на заключение договора аренды лесного участка указывается, в том числе, местоположение и площадь испрашиваемого лесного участка.

Исходя из изложенного следует, что заключение договора аренды возможно при соблюдении определенных условий, а площадь и местоположение лесного участка, предоставляемого в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, определяется заявителем при подаче соответствующего заявления самостоятельно, но в границах лесов, определенных охотхозяйственным соглашением.

Кроме того, заключение договора аренды для осушествления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства носит заявительный характер. Министерством по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду. В случае вынесения решения о предоставлении лесного участка в аренду (на основании заявления заинтересованного лица с приложением необходимых документов) Министерство готовит проект договора и подписывает его.

Заявитель вправе самостоятельно определить территорию необходимую для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе, и для размещения объектов охотничьей инфраструктуры для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства согласно ст. 53 Федерального закона «Об охоте» и обратиться с соответствующим заявлением в Министерство.

В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Таким образом, применительно к рассматриваемым правоотношениям суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено нормы, позволяющей понудить Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края к заключению договора аренды земельного участка с ООО «Держава».

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований прирооохранного прокурора о возложении обязанности на ООО «Держава» заключить с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края договор аренды лесных участков в размере ..... тыс. га, предоставленных в пользование для добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий на основании охотхозяйственного соглашения от "дата" и о возложении обязанности на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Держава» договор аренды лесных участков в размере ..... тыс.га, предоставленных в пользование для добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий на основании охотхозяйственного соглашения от "дата" не имеется.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Держава» подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Держава» о признании незаконным использование земельных участков, к Обществу с ограниченной ответственностью «Держава», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, признании незаконным использование лесных участков без договора аренды для ведения охотничьего хозяйства- подлежат частичному удовлетворению.

Признать незаконным использование Обществом с ограниченной ответственностью «Держава» лесных участков без договоров аренды по охотхозяйственному соглашению от "дата" для ведения охотничьего хозяйства.

Исковые требования о возложении на Общество с ограниченной ответственностью «Держава» обязанности заключить с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края договор аренды лесных участков в размере ..... тыс. га, предоставленных в пользование для добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий на основании охотхозяйственного соглашения от "дата", о возложении на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязанность заключить с Обществом с ограниченной ответственностью «Держава» договор аренды лесных участков в размере ..... тыс. га, предоставленных в пользование для добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий на основании охотхозяйственного соглашения от "дата" оставить без удовлетворения.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Держава» государственную пошлину в размере ..... рублей.

На решение может быть принесена апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения (20.06.2016).

    Судья (подпись)              А.Г. Черепанова

Копия верна, судья

    

2-1388/2016 ~ М-1063/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии
ООО Держава
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Судья
Черепанова А.Г.
Дело на странице суда
berezn--perm.sudrf.ru
23.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2016Передача материалов судье
24.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2016Судебное заседание
19.05.2016Судебное заседание
15.06.2016Судебное заседание
20.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2016Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее