Дело № 2-250/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Гуляевой Т.С.
при секретаре Титаренко И.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Белово 20 мая 2020 года
дело по иску Анисимова ФИО8 к Соснину ФИО9, Сосниной ФИО10 об обязании произвести ремонт жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Анисимов М.И. обратился в суд с иском к ответчикам Соснину В.А., Сосниной Т.Я., в котором просит:
Обязать солидарно ответчиков устранить недостатки жилого помещения по ул. <адрес>, Кемеровская область, в месячный срок со дня вынесения решения суда; взыскать с ответчиков солидарно 100000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
Свои исковые требования мотивирует тем, что 22 ноября 2018 года между истцом и ответчиками был заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ул.<адрес>, Кемеровская область.
Непосредственно после покупки в течение шести месяцев выявились скрытые недостатки жилого помещения, устранение которых требует значительных денежных вливаний, стоимость которых составляет 115000 рублей.
При неоднократном обращении к ответчикам, те не отрицали факт наличия недостатков, согласны были их устранить, однако до настоящего момента ничего не сделали, что вынудило истца обратиться в суд.
В судебное заседание от 20.05.2020г. истец Анисимов М.И. не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Малиновская О.С., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от 30.03.2018 года (л.д.18) в судебном заседании от 20.05.2020г. с учётом проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы представила письменное уточнение исковых требований о взыскании стоимости восстановительного ремонта, согласно которых истец просит взыскать с ответчиков денежные средства в размере 280980 рублей в равных долях, то есть по 140490 рублей с каждого в качестве расходов, необходимых для устранения скрытых недостатков жилого дома, расположенного по адресу: ул.<адрес>, Кемеровская область, а также денежные средства в размере 100000 рублей в равных долях с каждого, т.е. по 50000 рублей в качестве компенсации морального вреда, дала суду пояснения.
В судебное заседание от 20.05.2020г. ответчики Соснин В.А., Соснина Т.Я. не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Сосниной Т.Я. – Карпунов Д.Е., действующий на основании доверенностей от 16.10.2019 года, от 18.10.2019 года (л.д.19-20) в судебном заседании от 20.05.2020г. с уточненным исковым заявлением не согласился в полном объёме, поддержал доводы ранее представленного в дело письменного возражения Сосниной Т.Я. на иск (л.д.21), дал суду пояснения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и дав им правовую оценку, приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ договоры являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу п.1 ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент его заключения.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с ч.1 ст.454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену).
Согласно ч.1 ст.549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В силу ст.469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В соответствии со ст.556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Принятие покупателем недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости, в том числе в случае, когда такое несоответствие оговорено в документе о передаче недвижимости, не является основанием для освобождения продавца от ответственности за ненадлежащее исполнение договора.
В случае передачи продавцом покупателю недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости о ее качестве, применяются правила ст.475 ГК РФ, за исключением положений о праве покупателя потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору (ст.557 ГК РФ).
Положения ст.557 ГК РФ не применяется, если в договоре купли-продажи не согласовано условие о качестве недвижимого имущества.
Согласно ч.1 ст.475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В соответствии с п.2 ст.475 Гражданского кодекса РФ, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору, в том числе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При отсутствии гарантии, обязанность доказывания того обстоятельства, что товар передан продавцом с существенными недостатками, которые не могли быть обнаружены при его осмотре в момент передачи и которые проявились при его использовании, лежит на покупателе.
В судебном заседании установлено, что по договору купли-продажи земельного участка с квартирой от ДД.ММ.ГГГГ2018г. Соснин ФИО11 и Соснина ФИО12 ФИО13 продали, а покупатель Анисимов ФИО14 купил в собственность земельный участок, площадью 2168 кв.м., и расположенную на нем квартиру, общей площадью 54,3 кв.м., по адресу: Кемеровская область, <адрес> (л.д.4-5,30-31) за <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей за участок и <данные изъяты> рублей за квартиру.
Согласно п.18 указанного договора, стороны заверяют и гарантируют, что указанная недвижимость находится в пригодном для проживания состоянии.
Пунктом 29 договора предусмотрено, что в соответствии со ст.556 ГК РФ он является документом, подтверждающим передачу земельного участка и квартиры покупателю без каких либо актов и дополнительных документов. С состоянием земельного участка и квартиры покупатель ознакомлен и согласен.
Указанный договор подписан сторонами и в установленном законом порядке зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области 27.11.2018 (л.д.30-34).
Истец полагает, что ответчики скрыли наличие недостатков технического состояния квартиры, устранение которых требует значительных денежных вливаний, стоимость которых составляет 115000 рублей (по дефектной ведомости, представленной с иском).
Из искового заявления следует, что непосредственно после покупки в течение шести месяцев выявились скрытые недостатки жилого помещения (как пояснила в настоящем судебном заседании представитель истца Малиновская О.С., недостатки жилого помещения выразились в том, что протекала крыша).
При неоднократном обращении к ответчикам, те не отрицали факт наличия недостатков, согласны были их устранить, однако до настоящего момента ничего не сделали (как пояснила в настоящем судебном заседании представитель истца Малиновская О.С., неоднократное обращение истца к ответчикам имело место быть устно).
Определением суда от 19.11.2019 года по ходатайству стороны истца по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО «Институт «Сибстройпроект» (л.д.51-54), на разрешение экспертов поставлены вопросы:
1.Имеются ли в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, какие-либо дефекты (недостатки), в том числе, скрытого характера? Если да, то какие? Какова причина и давность их образования?
2.Имели ли место какие-либо дефекты (недостатки), в том числе, скрытого характера в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на момент заключения договора купли-продажи земельного участка с квартирой от ДД.ММ.ГГГГ? Если да, то какие? Какова причина их образования?
3.Являются ли дефекты (недостатки), в том числе, скрытого характера в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в случае их наличия, устранимыми? Если да, то какова стоимость их устранения?
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №/ССТЭ (л.д.63-84) повреждения гнилостного характера перекрытия в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, являются скрытыми. Наиболее вероятными техническими условиями возникновения гнилостных повреждений деревянных конструкций потолочного перекрытия является длительное нахождение конструкций в увлажненном состоянии (такими условиями могут быть: увлажнение перекрытия результате затоплений через дефекты кровли или строительство дома с использованием сырой древесины, в т.ч. - не обработанной антисептическими растворами). Установить давность образования повреждений деревянных конструкций потолочного перекрытия экспертным путем не представляется возможным в связи с отсутствием соответствующих методик, применяемых при производстве судебных строительно-технических экспертиз.
Отвечая на 2 вопрос, поставленный судом, эксперт указал, что дефекты (недостатки) деревянных конструкций потолочного перекрытия (дефекты скрытого характера) в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, учитывая длительность их формирования, отсутствие признаков выполнения ремонтных работ, существовали на момент на ДД.ММ.ГГГГ.
Отвечая на 3 вопрос, поставленный судом, эксперт указал, что, в соответствии с требованиями ВСН 53-88(р) «Правила оценки физического износа зданий и сооружений» дефекты деревянных конструкций потолочного перекрытия (таблица 27) являются устранимыми. Стоимость устранения скрытых дефектов в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с учетом необходимости выполнения дополнительных работ, составляет 280980,00 рублей.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что на момент совершения сделки в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, приобретенном истцом у ответчиков по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, имелись дефекты (недостатки) деревянных конструкций потолочного перекрытия (дефекты скрытого характера) в виде повреждений гнилостного характера, давность образования которых не установлена.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные отношения, приходит к выводу о том, что истец Анисимов М.И., приобретая имущество в виде земельного участка, площадью 2168 кв.м., и расположенную на нем квартиру, общей площадью 54,3 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> не являлся пассивной стороной сделки, не был лишен возможности осмотреть его, при необходимости с привлечением специалиста для проведения такого осмотра, тем самым проявить должную осмотрительность и осторожность до заключения сделки. Истец мог потребовать техническую документацию на жилое помещение у ответчиков, составить акт приема-передачи жилого помещения, в котором указать все существенные характеристики, отказаться от заключения договора купли-продажи в случае не достижения с ответчиками соглашения по основным качественным характеристикам приобретаемой жилой квартиры.
Истец имел возможность при необходимости пригласить специалиста-строителя для проведения осмотра, то есть проявить должную осмотрительность и осторожность, которая от него требовалась до заключения сделки, а не после ее заключения. Приобретая жилое помещение без предварительного осмотра специалистом в области строительства, покупатель добровольно принял на себя риск в отношении качества товара.
Истцом не представлены суду доказательства того, что имелись существенные нарушения требований, предъявляемых к качеству проданного жилого помещения, о которых он не знал и не мог знать до его покупки, за исключением скрытого недостатка, к которым с учетом выводов судебной строительно-технической экспертизы относятся дефекты (недостатки) деревянных конструкций потолочного перекрытия, и которые являются устранимыми.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ответчики знали об имеющимся недостатке продаваемого имущества, умышленно скрыли это от покупателя и (или) создавали препятствия для осмотра продаваемого жилого помещения до заключения сделки, истцом суду не представлено.
В силу положений ст.469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Проверка качества товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи (п.2 ст.474 ГК РФ).
Таким образом, качество товара определяется соглашением сторон в договоре, при отсутствии такого соглашения товар, пригодный для использования, считается соответствующим требованиям о качестве.
Из содержания договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что недвижимость находится в пригодном для проживания состоянии, какие-либо условия, касающиеся качества объекта недвижимости, в договоре не оговорены, в связи с чем, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения сложившегося спора является выяснение вопроса о возможности использования жилого помещения по назначению.
Как усматривается из материалов дела, на момент подписания договора купли-продажи и передачи истцу недвижимого имущества, стороны фактически произвели осмотр, на что указано в письменном возражении стороны ответчика на иск (л.д.21), не опровергалось стороной истца в ходе рассмотрения дела, и прием-передачу данного недвижимого имущества, разногласий по качеству жилого помещения между продавцом и покупателями не имелось, претензий и замечаний по техническому состоянию жилого помещения истец не предъявлял, квартира была передана и принята без каких-либо отмеченных недостатков, цена договора согласована сторонами.
Указывая в иске и в уточненном исковом заявлении на то, что непосредственно после покупки в течение шести месяцев выявились скрытые недостатки жилого помещения, истцом не указано, каким образом выявились такие скрытые недостатки, не представлено доказательств письменного обращения к ответчикам сразу после выявления таких недостатков, с указанием их количества и характера.
Каких-либо объективных и достоверных доказательств того, что жилое помещение не соответствует своему целевому назначению ввиду выявленного недостатка, судом не установлено и из материалов дела не усматривается, как и не усматривается злоупотребление продавцами своим правом. При таких обстоятельствах оснований считать, что истец при покупке квартиры был введен продавцами в заблуждение относительно информации о её техническом состоянии, не имеется.
Таким образом, суд полагает в удовлетворении исковых требований Анисимова ФИО15 к Соснину ФИО16, Сосниной ФИО17 о взыскании стоимости восстановительного ремонта, компенсации морального вреда, отказать в полном объёме, за необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Анисимова ФИО18 к Соснину ФИО19, Сосниной ФИО20 о взыскании стоимости восстановительного ремонта, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме судом принято 25 мая 2020 года.
Судья Т.С.Гуляева