Решение по делу № 2-1469/2020 ~ М-819/2020 от 19.02.2020

Дело № 2-1469/2020 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2020 года                     г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

в составе: председательствующего судьи Сердюковой А.Ю.

при секретаре судебного заседания Андрееве С.Е.,

с участием истца Шалагиновой А.В., представителя ответчика Кузьминой Т.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шалагиновой А. В. к Государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в назначении и выплате пособия по беременности и родам, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Шалагинова А.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонд социального страхования РФ о признании незаконным отказа в назначении и выплате пособия по беременности и родам, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указала что согласно листку нетрудоспособности она с (дата) освобождена от работы по (дата). (дата) у нее родился ребенок ФИО. До рождения ребенка она работала в трех организациях: в КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Комсомольска-на-Амуре» Министерства здравоохранения Хабаровского края (основное место работы) с (дата) до выхода в отпуск по беременности и родам, в КГБУЗ «Детская городская больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края (внешнее совместительство) с (дата) до выхода в отпуск по беременности и родам, в КГБУЗ «Городская больница №7» Министерства здравоохранения Хабаровского края (внешнее совместительство) с (дата) до ухода в отпуск по беременности и родам. В соответствии с частью 2 статьи 13 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам должно было ей назначено и выплачено страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности). Однако пособие по беременности и родам было выплачено только по двум местам работы: КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Комсомольска-на-Амуре» Министерства здравоохранения Хабаровского края, КГБУЗ «Детская городская больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края. (дата) она обратилась к ответчику с заявлением, в котором указала, что имеет право на получение пособия по беременности и родам со всех мест работы, однако получила указанное пособие только с двух мест работы, просила дать письменный ответ в связи с данными обстоятельствами. Ей был дан ответ ответчиком, в котором разъяснен порядок назначения и выплаты пособия, с которым она не согласна. Просила признать незаконным отказ ответчика в назначении ей пособия по беременности и родам по месту работы в КГБУЗ «Городская больница №7», обязать ответчика назначить и выплатить пособие по беременности и родам в связи с рождением ФИО, (дата) года рождения по месту работы в КГБУЗ «Городская больница №7» Министерства здравоохранения Хабаровского края.

В судебном заседании истица Шалагинова А.В. на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Доводы, указанные в иске подтвердила. Полагает, что пособие по беременности и родам в порядке части 2 статьи 13 Закона 255-ФЗ должно быть ей назначено и выплачено по всем местам работы, включая КГБУЗ «Городская больница №7», из расчета пропорционально отработанному времени, противном случае, страхователь напрасно перечислял за нее страховые взносы за отработанный период. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Кузьмина Т.В. представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому с исковыми требованиями не согласна, поскольку страховой случай наступил в (дата) Расчет страхового обеспечения (пособие по беременности и родам) согласно ст. 10,11,14 Закона №255-ФЗ осуществляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам. Работая на момент наступления страхового случая у 3-х работодателей, застрахованное лицо имеет признаки трудоустройства, обозначенные в части 2 статьи 13 Закона 255-ФЗ (трудоустройство в течение 2-х предшествующих годах у одних и тех же страхователей только по двум местам работы: КГБУЗ «Комсомольская ССМП» и КГБУЗ «ДГБ», в соответствии с частью 2.2 статьи 13 Закона №255-ФЗ (занятость по разным местам работы). Поэтому, если застрахованное лицо выбирает способ обращения за назначением пособия, предусмотренный частью 2 статьи 13 Закона №255-ФЗ, он может обратиться только к тем работодателям, где период трудоустройства включает (дата) В рассматриваемой ситуации использование для назначения пособия по беременности и родам заработка КГБУЗ «Городская больница №7», заработанного в (дата) возможно только в случае обращения застрахованного в рамках части 2.2. статьи 13 Закона №255-ФЗ к одному из работодателей по выбору, с предоставлением справок о заработке от других страхователей. Истица имеет право выбора, но настаивает именно на выплате пособия по всем местам работы на период наступления страхового случая – по ч.2 статьи 13 Закона №255-ФЗ. В таком случае, выплата ей может быть произведена только по двум местам работы, так как период работы в КГБУЗ «Городская больница №7» меньше двух лет. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1; статья 39, часть 1).

Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе форм и способов государственной поддержки и социальной защиты семей, имеющих детей, регламентации условий и порядка их предоставления; устанавливая гарантии государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства, законодатель вправе использовать дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств. Вместе с тем при осуществлении соответствующего правового регулирования он связан требованиями Конституции Российской Федерации, которые обязывают его обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом принципы справедливости, равенства и соразмерности.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, призванная обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и предусматривает, в том числе, пособия, имеющие целью предоставить материальную поддержку в период вынашивания ребенка и воспитания в первые годы его жизни, т.е. в самый ответственный и сложный период (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком).

Указанные пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (а к ним относятся все лица, работающие по трудовому договору), предоставляются в рамках системы обязательного социального страхования, включающей обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данный вид социального страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 №255-ФЗ, предполагает уплату работодателем, выступающим в качестве страхователя занятых у него работников, страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 4.1).

Согласно названному Федеральному закону страховыми случаями, наступление которых влечет обязанность страховщика осуществлять страховое обеспечение, признаются, в частности, беременность и роды, рождение ребенка (детей), а видами страхового обеспечения является, в частности, пособие по беременности и родам.

Согласно ст. 255 ТК РФ, женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

В соответствии с пп.5,7 п. 2 ст. 8 ФЗ от 16.07.199 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам являются страховым обеспечением.

В соответствии с пп. 1 п.1 ст. 9 ФЗ от 16.07.199 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.199 № 165-ФЗ, страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (п.1 ст. 22 ФЗ от 16.07.199 № 165-ФЗ).

    Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определены ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Согласно ч. 2 ст. 1.3, ч. 2 ст. 1.4 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются беременность и роды. Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является пособие по беременности и родам.

    В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что на момент наступления страхового случая - (дата), Шалагинова А.В. была занята у нескольких работодателей: по основному месту работы с (дата) на основании приказа от (дата) (№) переведена фельдшером выездной бригады МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», что подтверждено записью в трудовой книжке; по внешнему совместительству - согласно справке КГБУЗ «Детская городская больница» от (дата) (№), Шалагинова А.В. работает по совместительству в КГБУЗ «Детская городская больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в должности фельдшер (педиатрического участка, выполняющего отдельные функции врача педиатра) с (дата) (приказ о приеме на работу (№) от (дата)) по настоящее время; согласно справке КГБУЗ «Городская больница № 7» (№) от (дата), Шалагинова А.В. работает в КГБУЗ «Городская больница № 7» Министерства здравоохранения Хабаровского края с (дата) по настоящее время на основании приказа (№) от (дата) в должности фельдшер.

Согласно ч.1 ст. 14 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.

В дело представлена карточка-расчет страхового обеспечения застрахованному лицу, согласно которой, Шалагиновой А.М. была произведена выплата пособия по беременности и родам по основанному месту работы - КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Комсомольска-на-Амуре» министерства здравоохранения Хабаровского края в сумме 216 876 рублей 80 копеек за период с (дата) по (дата). Также произведена выплата пособия по беременности и родам по месту работы по внешнему совместительству - краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в сумме 109 008 рублей 20 копеек за период с (дата) по (дата).

В выплате пособия по месту работы по внешнему совместительству в краевом государственном бюджетном учреждение здравоохранения «Городская больница № 7» Министерства здравоохранения Хабаровского края Шалагиновой А.В. было отказано в соответствии с ч.2 ст. 13 ФЗ-255 от 29.12.2006.

Согласно ответу на заявление Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации от (дата), данному на заявление Шалагиновой А.В. от (дата), в рассматриваемой ситуации, работая на момент наступления страхового случая у трех работодателей, застрахованное лицо имеет признаки трудоустройства, обозначенные в ч. 2 ст.13 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ - трудоустройство в течение двух лет, предшествующих наступлению страхового случая у одних и тех же страхователей - по основному месту работы - КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Комсомольск-на-Амуре» Министерства здравоохранения Хабаровского края и по внешнему совместительству - КГБУЗ «Детская городская больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края, так и признаки трудоустройства, предусмотренные ч. 2.2 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ - занятость по разным местам работы. При этом действующим законодательством не предусмотрено одновременное применение различных порядков обращения за назначением пособий. Право выбора предоставлено застрахованному лицу, если застрахованное лицо выбирает способ обращения за назначением пособий, предусмотренный ч. 2 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ, оно может обратиться только к тем работодателям, где период трудоустройства включает (дата). Использование для назначения пособия среднего заработка, полученного в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Городская больница № 7», полученного в 2018 году возможно только в случае обращения застрахованного лица в рамках ч. 2.2 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ к одному из действующих работодателей с предоставлением справок о заработке от других страхователей. При этом суммарный средний заработок при расчете пособия будет ограничен предельной величиной базы для исчисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи)

В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

Данная норма таким образом устанавливает для застрахованных лиц, занятых у нескольких работодателей, различные правила обеспечения пособиями по беременности и родам и пособиями по уходу за ребенком. При этом, необходимым условием назначения пособия по всем местам работы является двухлетний срок занятости застрахованного лица на этих работах, который обусловлен порядком исчисления пособия, указанным в ч.1 ст. 14 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Пунктом 19 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" воспроизведено предписание части 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и, кроме того, установлено, что в этих случаях при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается, а при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком - учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие (абзац первый).

Как следует из п.2.1 и 2.2 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Устанавливая различные условия обеспечения застрахованных лиц, занятых у нескольких работодателей, пособием по беременности и родам, с одной стороны, и ежемесячным пособием по уходу за ребенком - с другой, законодатель исходил из особенностей соответствующих страховых случаев, предопределенных наличием или отсутствием такого признака, как нетрудоспособность застрахованного лица, учитывал целевое назначение указанных пособий, их значение в жизни матери и ребенка, а также построение системы обязательного социального страхования на принципах солидарности, автономности и финансовой устойчивости.

Принимая во внимание, что застрахованное лицо Шалагинова А.В. на момент наступления страхового случая - (дата) была занята работой по внешнему совместительству в КГБУЗ «Городская больница № 7» Министерства здравоохранения Хабаровского края менее двух лет, предшествующих моменту наступления страхового случая, учитывая, что выплата пособия по беременности и родам по основному месту работы - КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Комсомольска-на-Амуре» Министерства здравоохранения Хабаровского края, а также по месту работы по внешнему совместительству – КГБУЗ «Детская городская больница» Министерства здравоохранения Хабаровского, края была произведена по правилам п. 2 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", абзаца 1 п. 19 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", как того требовала истица, суд приходит к выводу, что у Шалагиновой А.В. не возникло право на получение пособия по месту работы в КГБУЗ «Городская больница № 7» Министерства здравоохранения Хабаровского края, так как действующим законодательством не предусмотрено одновременное применение различных порядков обращения за назначением пособий. Право выбора предоставлено застрахованному лицу, и поскольку Шалагинова А.В. выбрала способ обращения за назначением пособий, предусмотренный ч. 2 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ, то она вправе обратиться только к тем работодателям, где период ее трудоустройства составляет не менее двух лет до даты возникновения страхового случая.

Доводы истца в оспариваемой части суд расценивает как неверное толкование действующих правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шалагиновой А. В. к Государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в назначении и выплате пособия по беременности и родам, возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре.

Судья                                    Сердюкова А.Ю.

    

2-1469/2020 ~ М-819/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шалагинова Александра Владимировна
Ответчики
ГУ-Хабаровское региональное отделение фонда социального страхования РФ
Другие
Кузьмина Татьяна Владимировна
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Судья
_Сердюкова Анна Юрьевна
Дело на сайте суда
centralny--hbr.sudrf.ru
19.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2020Передача материалов судье
20.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Подготовка дела (собеседование)
13.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2020Судебное заседание
14.04.2020Судебное заседание
20.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2021Дело оформлено
12.03.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее