Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-94/2018 от 04.07.2018

Дело 12-94/2018

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес>                                                         13 августа 2018 года

<адрес>

Судья Боровского районного суда <адрес> Гришина Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственность «СпецТехТрейд» на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственность (далее ООО) «СпецТехТрейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.

Генеральный директор ООО «СпецТехТрейд» не согласившись с указанным постановлением, подал жалобу, в которой просил постановление должностного лица отменить как незаконные и необоснованные.

В судебном заседании защитник ООО «СпецТехТрейд» Бандерова А.А. доводы жалобы поддержала и пояснила, что оснований для привлечения ООО «СпецТехТрейд» к административной ответственности не имелось, так как общество занимается строительством жилых и нежилых зданий и стационарных источников негативного воздействия на окружающую среду не имеет. Кроме того, каких либо доказательств осуществления выбросов ООО «СпецТехТрейд» не имеется, инструментальных замеров атмосферного воздуха не проводилось. Также не могут быть расценены как стационарные источники выбросов вредных веществ: топливозаправщик, а также открытая стоянка автотранспорта. В связи с чем полагала, что в действиях ООО «СтецТехТрейд» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, а потому просила обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

Кроме того, просила удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования, так как жалоба своевременно направлялась в Арбитражный суд <адрес>.

Должностное лицо Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> ФИО3 с доводами жалобы не согласился и указал, что до ДД.ММ.ГГГГ ООО «СпецТехТрейд» имело разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Вместе с тем с ДД.ММ.ГГГГ ООО «СпецТехТрейд» продолжило осуществлять производственную деятельность в отсутствие указанного разрешения. Согласно проведенной ООО «СпецТехТрейд» инвентаризации у общества имеются стационарные источники, осуществляющие выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Таким образом, ООО «СпецТехТрейд» осуществляло выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, в связи с чем было привлечено к административной ответственности.

Выслушав защитника Бандерову А.А., поддержавшую доводы жалобы, должностное лицо Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу постановление главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлен десятидневный срок на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении со дня получения постановления.

Согласно ч.2 ст.30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.

Согласно материалам дела первоначально заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении было подано в арбитражный суд и принято им к производству. Оснований полагать, что данное заявление подано за пределами срока, установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

При таком положении первоначальное обращение ООО «СпецТехТрейд» в арбитражный суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении является уважительной причиной пропуска процессуального срока обжалования данного постановления в суд общей юрисдикции, а потому указный срок подлежит восстановлению.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, рассматривает орган, осуществляющий государственный экологический контроль.

Согласно ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух. К загрязняющим веществам относятся химические или биологические вещества либо смесь таких веществ в атмосферном воздухе, оказывающие при определенной концентрации неблагоприятное воздействие на здоровье человека, объекты растительного и животного мира и другие составляющие окружающей природной среды.

Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент реализации объективной стороны. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В статье 1 Федерального закона 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» приведено понятие «загрязняющее вещество», под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона №7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона №96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Так, постановлением заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «СпецТехТрейд» осуществляющее деятельность по строительству жилых и нежилых зданий и эксплуатирующее:

нежилое помещение площадью 163,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> «Боровский», <адрес> (договор безвозмездного пользования нежилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ б/н);

земельный участок общей площадью 5948,0 кв.м, (кадастровый ), расположенный по адресу: <адрес> «Боровский», ПСК СХА колхоз «Пригородное» (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>, письмо соучредителя ООО «СТТ» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ);

земельный участок общей площадью 8220,0 кв.м, (кадастровый ), расположенный по адресу: <адрес> «Боровский», <адрес>, стр.1 (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>, письмо соучредителя ООО «СТТ» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ);

нежилое помещение общей площадью 345,6 кв.м, (кадастровый ), расположенное по адресу: <адрес>, ПСК СХА колхоз «Пригородное», в районе <адрес> «Боровский», стр.1, пом.1 (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>, письмо соучредителя ООО «СТТ» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ),

в течение периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло деятельность, неразрывно связанную с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, установленными материалами инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на ДД.ММ.ГГГГ и проектом нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «СпецТехТрейд», разработанным в 2017 г., а именно

топливозаправщик (источник ), в процессе эксплуатации (использования) которого осуществляются выбросы в атмосферный воздух следующих вредных (загрязняющих) веществ:

углеводороды предельные С 12-С19: 0,051874 т/год;

сероводород: 0,000146 т/год;

ремонтный бокс (источник ), в процессе эксплуатации (использования) которого осуществляются выбросы в атмосферный воздух следующих вредных (загрязняющих) веществ:

железа оксид: 0,001212 т/год;

углерода оксид: 0,00071 т/год;

марганец и его соединения: 0,000067 т/год;

фтористый водород: 0,000047 т/год;

пыль неорганическая 20-70% Si02: 0,000015 т/год;

пыль абразивная: 0,000665 т/год;

масло минеральное: 0,00002 т/год;

азота диоксид: 0,000141 т/год;

азота оксид: 0,Q0000048 т/год;

сажа: 0,00000014 т/год;

серы диоксид: 0,00000058 т/год;

бензин нефтяной: 0,000003 т/год;

керосин: 0,000003 т/год;

открытая стоянка автотранспорта (источник ), в процессе эксплуатации (использования) которого осуществляются выбросы в атмосферный воздух следующих вредных (загрязняющих) веществ:

азота диоксид: 0,035805 т/год;

азота оксид: 0,005818 т/год;

сажа: 0,002771 т/год;

серы диоксид: 0,004594 т/год;

углерода оксид: 0,147208 т/год;

керосин: 0,029394 т/год;

открытая стоянка автотранспорта (источник Щ| 6004), в процессе эксплуатации (использования) которого осуществляются выбросы в атмосферный воздух следующих вредных (загрязняющих) веществ:

азота диоксид: 0,052978 т/год;

азота оксид: 0,008609 т/год;

сажа: 0,018179 т/год;

серы диоксид: 0,008604 т/год;

углерода оксид: 0,225035 т/год;

керосин: 0,038162 т/год,

которые относятся к вредным (загрязняющим) веществам, поскольку они указаны в Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Изложенные в постановлении обстоятельства подтверждается материалами инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «СпецТехТрейд» на ДД.ММ.ГГГГ, материалами проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «СпецТехТрейд», разработанного в 2017 г., экспертным заключением филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , письмом ООО «СпецТехТрейд» от ДД.ММ.ГГГГ -ДП, заявкой природопользователя ООО «СпецТехТрейд», а также объяснениями заместителя директора по общим вопросам ООО «СпецТехТрейд» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт осуществления деятельности ООО «СпецТехТрейд» в период с октября 2017 года по март 2018 года, защитником не оспаривался.

Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ООО «СпецТехТрейд» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридическая квалификация действий ООО «СпецТехТрейд» является верной.

Довод жалобы об отсутствии в действиях ООО «СпецТехТрейд» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, так как у общества отсутствуют какие-либо производственные подразделения, имеющие выбросы в атмосферу, стоянки автотранспорта, топливозаправщик сами по себе не могут являться стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и, следовательно, их инвентаризация не требуется, является несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании норм права, а также опровергается материалами дела, которыми достоверно подтверждено, что в результате производственной деятельности общества стационарными источниками загрязнения в атмосферный воздух выбрасываются вещества, которые поименованы в Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р.

При этом на основании ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника; передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

По смыслу закона стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделятся на два типа: источники с организованным выбросом (выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы) и источники с неорганизованным выбросом, к которым в том числе относятся транспортные средства, хранящиеся на автостоянке предприятия, организации, и используемые в деятельности юридического лица.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ закреплена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно п. 1.3 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР в 1990 г.) инвентаризацию проводят все производственные объединения и промышленные предприятия (государственные, кооперативные и арендные) независимо от ведомственной подчиненности, а также все учреждения и организации, в ведении которых находятся производственные подразделения, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

В силу п. 1.7 Инструкции инвентаризация должна проводиться периодически - один раз в пять лет.

На основании п. 3.2 Инструкции при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта.

В соответствии с п. 1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса запрещенных веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством (п. 2 Методического пособия).

Как следует из проведенной инвентаризации, ООО «СпецТехТрейд» при осуществлении своей деятельности использует 4 стационарных источника выброса вредных веществ, а также 36 единиц собственного автомобильного транспорта, и 5 единиц арендуемого, которые размещаются на организованных стоянках, принадлежащих обществу, однако разрешения на осуществление таких выбросов обществом получено не было.

Кроме того, ранее общество имело разрешение на выбросы в атмосферный воздух сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Обстоятельств, которые бы указывали на то, что после окончания срока действия ранее выданного разрешения обществом велась деятельность, не требующая его получения, в частности, в связи с изменением характера производственной деятельности, судом при рассмотрении дела не установлено, на наличие таких обстоятельств общество в поданной жалобе не ссылается.

Доводы общества о недоказанности события административного правонарушения в связи с тем, что Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> не был установлен факт нахождения вредного (загрязняющего) вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, суд находит безосновательными, поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух, если при этом отсутствует специальное разрешение на выброс любого количества загрязнений таким источником. При таких обстоятельствах, отсутствие результатов отбора проб загрязняющих веществ на дату проведения проверки не повлияло на доказанность факта совершения административного правонарушения.

Таким образом, доводы жалобы не влекут сомнений в правильности постановления административного органа и не могут являться причинами его отмены, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, а сводятся к несогласию заявителя жалобы с оценкой доказательств вины Общества и обстоятельств правонарушения.

При указанных фактических и правовых обстоятельствах ООО «СпецТехТрейд» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО «СпецТехТрейд» состава указанного административного правонарушения основаны на неправильном толковании закона.

Других доводов, которые могли послужить основанием к отмене постановления должностного лица, в жалобе не содержится.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «СпецТехТрейд» было вынесено уполномоченным на то должностным лицом, постановление было вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Наказание ООО «СпецТехТрейд» было назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и является минимальным.

При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления, допущено не было, дело было рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы должностного лица надлежащим образом мотивированы и основаны на имеющихся в деле доказательствах.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление Заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СпецТехТрейд» оставить без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.

Судья

12-94/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "СпецТехТрейд"
Суд
Боровский районный суд Калужской области
Судья
Гришина Лариса Викторовна
Статьи

ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
borovsky--klg.sudrf.ru
04.07.2018Материалы переданы в производство судье
13.08.2018Судебное заседание
26.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее