Дело № 2-3128 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Шпирнова А.В.,
при секретаре Ишуткиной И.О.,
с участием помощника прокурора г.Белово Суходуевой Н.Г.,
представителя третьего лица ГУ КРОФСС РФ ФИО7, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово, Кемеровской области 24 августа 2015 года
дело по иску ФИО3 к индивидуальному предпринимателю ФИО2 об установлении факта трудовых отношений, внесении записи в трудовую книжку, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратились в суд с иском к ИП ФИО2 об установлении факта трудовых отношений, внесении записи в трудовую книжку, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда.
Свои требования мотивирует тем, что была принята на работу к ИП ФИО2 в аптеку по адресу: <адрес> провизором с ДД.ММ.ГГГГ с окладом 15000 рублей ежемесячно.
При поступлении на работу она предоставила ответчику свою трудовую книжку, которая была выписана еще на ее девичью фамилию - Кириллова, медицинскую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. ИНН для оформления. Ответчик заверила ее в том, что внесет необходимую запись в ее трудовую книжку и подготовит трудовой договор.
У истца имелось среднее профессиональное медицинское образование и стаж работы медицинской сестрой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБУЗ «Беловская ЦРБ».
ФИО3 приступила к работе ДД.ММ.ГГГГ с 8 часов 30 мин. График работы составлял с 8 часов 30 мин. и до 17 часов 00 мин. при 40 часовой рабочей неделе. После 17 часов продолжала торговать лекарственными средствами до 19 часов 00 мин ФИО2
ФИО2 обещала внести соответствующую запись в трудовую книжку истца и перечислять необходимые взносы.
Кроме истца, у ИП ФИО2 работала уборщиком ФИО1.
Заработную плату в размере 15000 рублей она получала ежемесячно в первых числах каждого месяца.
В марте 2014 года ФИО2 поменяла входную дверь на металлическую и заключила договор на охрану с ЧОП «Комитет». Для истца и для ФИО2 изготовили чипы, с помощью которых они принимали и сдавали на охрану помещение аптеки.
ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировала брак с ФИО6 и сменила фамилию, предоставила ФИО2 копию свидетельства о регистрации брака, свидетельства ИНН, СНИЛС и паспорта с новой фамилией, для того, чтобы она внесла необходимые изменения в трудовую книжку и трудовой договор.
В марте 2015 года истец сообщила ФИО2 о том, что беременна и осенью планирует уйти в декретный отпуск.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ФИО2 за справкой 2 НДФЛ и копией трудовой книжки, для заключения договора ипотеки. Она пообещала предоставить указанные документы, но в течение двух недель откладывала их выдачу на следующий день.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вообще перестала появляться на работе в аптеке и истцу приходилось работать одной.
ДД.ММ.ГГГГ у истца был выходной день, а ДД.ММ.ГГГГ она вышла на работу, но ФИО2 потребовала у нее ключи от аптеки, отдала ее незаполненную трудовую книжку и сказала, что ФИО3 уволена.
Считает, что она была ненадлежащим образом оформлена на работе и незаконно уволена.
Просит признать отношения с ответчиком ИП ФИО2 (работа провизором с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года) трудовыми. Обязать ответчика внести запись в трудовую книжку о приеме на работу провизором с ДД.ММ.ГГГГ года. Восстановить на работе у ответчика в должности провизора. Взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, из расчета среднемесячной 15000 рублей. Взыскать компенсацию морального вреда в сумме 15000 рублей. Взыскать в качестве судебных расходов 3000 рублей за составление искового заявления.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования уточнила. Просит признать отношения с ответчиком ИП ФИО2 (работа провизором с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года) трудовыми. Обязать ответчика внести запись в трудовую книжку о приеме на работу провизором с ДД.ММ.ГГГГ года. Предоставить рабочее место в соответствии занимаемой должности провизора. Взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, из расчета среднемесячной 15000 рублей. Обязать предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск за 2015 год. Обязать выплатить компенсацию за неиспользованные дни отпуска: в 2013 году 10 календарных дней и 12 рабочих дней дополнительно, в 2014 году 10 календарных дней и 12 рабочих дней дополнительно. Взыскать компенсацию морального вреда в сумме 15000 рублей. Взыскать в качестве судебных расходов 3000 рублей за составление искового заявления. Дополнительно показала, что была трудоустроена, поскольку допущена к выполнению работы провизором, но незаконно не была оформлена надлежащим образом и незаконно отстранена от работы. В 2013 и 2014 г.г. ответчик предоставляла ей ежегодно (дважды) отпуск продолжительностью 18 календарных дней, т.е. меньше положенного основного в 28 календарных дней на 10 дней. Кроме того, ей не предоставлялся дополнительный, предусмотренный провизорам, отпуск в размере 12 рабочих дней. Считает, что имеет право на компенсацию за неиспользованные дни отпуска за 2013, 2014 годы.
Ответчик ИП ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель третьего лица ГУ КРОФСС РФ ФИО7 показала, что считает требования ФИО3 законными и обоснованными. Сведений о ФИО3, как застрахованном лице, ИП ФИО2 в ГУ КРОФСС РФ не предоставляла.
Третье лицо УПФ РФ в г.Белово и Беловском районе, извещенное надлежащим образом о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направило.
В судебном заседании свидетель ФИО8 показал, что супруг истца его давний друг. Знает ФИО3 примерно полтора года. Неоднократно заходили в аптеку по <адрес>, видели, что там работает ФИО12, приобретали у нее лекарства.
В судебном заседании свидетель ФИО9 показала, что хорошо знает маму истца. ФИО3 работала в аптеке примерно 2 года.
В судебном заседании свидетель ФИО10 показала, что ФИО3 ее двоюродная сестра. ФИО3 работала в аптеке примерно 2 года. В начале лета 2015 года еще работала.
Суд, заслушав истца, представителя третьего лица, свидетелей, мнение прокурора, полагавшего, что требования ФИО3 не подлежат удовлетворению, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования ФИО3 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
В соответствии со ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии со ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В соответствии со ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В судебном заседании установлено, что согласно трудовой книжке ФИО3 запись о периоде ее работы у ИП ФИО2 не внесены.
Вместе с тем, у суда нет оснований не доверять показаниям истца и свидетелей, поэтому суд находит установленным факт трудовых отношений между ФИО3 и ИП ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии провизор аптеки.
Соответственно, на ответчика подлежит возложению обязанность внести в трудовую книжку ФИО3 запись о работе у ИП ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провизором аптеки.
Согласно ст.115 ТК РФ, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
В соответствии со статьей 117 ТК РФ минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. До тех пор пока такой порядок Правительством РФ не определен, согласно нормам статьи 423 ТК РФ, дополнительные отпуска медицинских работников регламентируются «Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.
Согласно пункту 137 «Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» право на дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 12 рабочих дней имеют провизоры и фармацевты аптек, в том числе и состоящие в штате учреждений здравоохранения и социального обеспечения. Кроме того, провизоры и фармацевты, кроме занятых исключительно отпуском лекарств без рецептов и других товаров аптечного ассортимента, имеют право на 6 часовой рабочий день.
Из показаний истца, не доверять которым у суда нет оснований, следует, что в 2013 и 2014 годах ИП ФИО2 предоставляла ФИО3 ежегодно (дважды) отпуск продолжительностью 18 календарных дней, т.е. меньше положенного основного в 28 календарных дней на 10 дней. Кроме того, ей не предоставлялся дополнительный, предусмотренный провизорам, отпуск в размере 12 рабочих дней.
В связи с тем, что истцом не представлено доказательств ее средней заработной платы в 15000 рублей, как указывает ФИО3, суд считает необходимым для расчета компенсации за неиспользованный отпуск истца руководствоваться Кузбасским региональным соглашением между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2013-2015 годы, которым установлен минимальный размер заработной платы работникам при полной выработке месячной нормы рабочего времени.
В соответствии с п.3.48 Кузбасского регионального соглашения между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2013-2015 годы коммерческим организациям (кроме организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере регулируемого ценообразования) и индивидуальным предпринимателям совместно с Профсоюзами в течение 2013 года обеспечивать выплату минимальной заработной платы работникам при полной выработке месячной нормы рабочего времени не ниже полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области, определенной за четвертый квартал 2012 года. Соответствующий размер заработной платы в 2014 - 2015 годах обеспечивать в размере полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области, определенной в установленном законом порядке.
В соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.04.2014 года № 163 установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения - 7535 рублей.
Следовательно, минимальная заработная плата ФИО3 должна была составлять 1302 рубля 50 коп., а среднедневной заработок 371 рубль 59 коп. (11302 рубля 50 коп. х 12 мес./ 365 дн).
За два года три месяца работы у ответчика истец не использовала 54 дня отпуска (с учетом дополнительного)
Таким образом, с ответчика в пользу ФИО3 подлежит взысканию в качестве денежной компенсации за неиспользованный отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 20065 рублей 86 коп.
В соответствии со ст.237 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как установлено в судебном заседании, в связи с неправомерными действиями работодателя, до настоящего времени истцам не получены суммы, причитающихся работнику от работодателя, в связи с чем, они испытывают нравственные страдания, поскольку их семьи находится в тяжелом материальном положении.
С учетом объема и характера причиненных работникам нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 5000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд полагает, что в удовлетворении требований ФИО3 о восстановлении ее на работе у ИП ФИО2 в должности провизора, необходимо отказать, поскольку ФИО3 не представлено доказательств, что ее увольнение было вынужденным (по инициативе работодателя), а не добровольным волеизъявлением истца.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истцом ФИО3 понесены судебные расходы по составлению искового заявления в размере по 3000 рублей. Указанные расходы подтверждены документально, и подлежат взысканию с ИП ФИО2 в пользу ФИО3
В соответствии с подп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 801 рубль 98 коп.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 264-266 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить факт трудовых отношений ФИО3 с индивидуальным предпринимателем ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии провизор аптеки.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 внести в трудовую книжку ФИО3 запись о работе у индивидуального предпринимателя ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провизором аптеки.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в пользу ФИО3 20065 рублей 86 коп. в качестве компенсации за неиспользованный отпуск за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 5000 рублей в качестве компенсации морального вреда и 3000 рублей в качестве компенсации судебных расходов, а всего 28065 (двадцать восемь тысяч шестьдесят пять) рублей 86 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 801 (восемьсот один) рубль 98 коп.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца.
Председательствующий (подпись) А.В. Шпирнов