Дело № 2-706/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 24 сентября 2018 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
с участием истицы Слабко И.А.,
при секретаре Дорш О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слабко ФИО5 к КГБУЗ «Балахтинская районная больница» о взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Слабко И.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к КГБУЗ «Балахтинская районная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с июля 2017 года по июль 2018 года в размере 30933,26 руб., ссылаясь на то, что в соответствии с трудовым договором от 19.03.2007 г., заключенным между КГБУЗ «Балахтинская РБ» и Слабко И.А., истцу установлены компенсационные выплаты в виде процентной надбавки за стаж работы в местностях края с климатическими условиями в размере 30%. Выплата заработной платы Слабко И.А. должна производиться с учетом денежной компенсации в размере 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями и 30% за стаж работы в особых климатических условиях начисленной сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Анализ расчетно-платежных документов ГБУЗ «Балахтинская РБ» позволяет сделать вывод, что заработная плата Слабко И.А. начислялась неверно, без начисления районного коэффициента и северной надбавки. Размер заработной платы должен рассчитываться истцу следующим образом: за период июль-декабрь 2017 г.: 16947,20 руб., в январе-апреле 2018 г.: 15187,4 руб., с мая 2018 г. - 17860,80 рублей. Просит взыскать с ответчика в свою пользу за период с июля 2017 г. по июль 2018 года невыплаченную зарплату в размере 30933,26 руб.
В судебном заседании истица Слабко И.А. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика КГБУЗ «Балахтинская районная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому на 2017 год в Красноярском крае 23.12.2016 г. было принято региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Красноярском крае», в своих расчетах истец ссылается на установленный размер минимального размера оплаты труда на 2017 год, без учета применения регионального соглашения, по которому минимальный размер оплаты труда в 2017 году составлял 10 592 рубля, включающего в себя районный и северный коэффициенты для остальных районов Красноярского края. Однако в своих расчетах истец производит расчет и соответственно начисление районного и северного коэффициентов на МРОТ, установленный региональным соглашением Красноярского края (до 01.01.2018 г.) Ответчик является краевым бюджетным учреждением системы здравоохранения Красноярского края и его учредителем является министерство здравоохранения Красноярского края, следовательно, учреждение исполняет региональные законы и руководствуется пояснительными письмами своего учредителя. Законом Красноярского края от 29.10.2009 г. №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» установлен минимальный размер оплаты труда в Красноярском крае, применяемый с 01.01.2018 г. с учетом дифференциации по территориям края, для Балахтинского района в сумме 11 016 рублей. Министерством здравоохранения Красноярского края неоднократно доводилась информация по выплате МРОТ работникам учреждения в соответствии с указанным Законом (письма №22-71-606 от 29.01.2018 г., №71/18-18/1429 от 27.02.2018 г., №71/18-18/С-1782 от 14.03.2018 г., №С-3206 от 07.05.2018 г.). Полагают, что заработная плата Слабко И.А. за указанный период соответствовала нормам трудового регионального и федерального законодательства, просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд в силу ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений ст. 317 ТК РФ следует, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ст. 135 ТК Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В судебном заседании установлено, что между МУЗ Балахтинская Центральная Районная Больница и Слабко И.А. 19.03.2007 г. заключен трудовой договор № 16. Приказом МБУЗ «Балахтинская центральная районная больница» от 24.09.2013 г. № 85-ЛС Слабко И.А. оператор стиральных машин переведена на должность заведующей прачечной. С Слабко И.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору в связи с изменением порядка и условий труда с 01.01.2013 г.
Как следует из справки о заработной плате, расчетным листкам, табелям учета рабочего времени, штатного расписания, Слабко И.А. начислено и выплачено в июле 2017г. – 5304,90 рублей, а августе 2017г. – 17286,58 рублей (из них 3361,21 рублей отпускные, 13925,37 рубля зарплата), в сентябре 2017г. – 13925,37 рублей, в октябре 2017г. - 13925,37 рублей, в ноябре 2017г. - 13925,37 рублей, в декабре 2017г. – 17152,96 рублей, в январе 2018г. – 15874,60 рублей, в феврале 2018г. – 15305,13 рублей, в марте 2018г. – 13661,38 рубль (из них 2537 рублей отпускные за март 2018 г., 11124,38 рублей зарплата), в апреле 2018 г. – 31642,14 рубля (из них 5519,58 рублей отпускные за май 2018 г., 12544,5 рублей отпускные за июнь 2018 г., 1862,08 рублей больничный, 11715,98 рублей зарплата), в мае 2018г. – 7930,16 рублей, в июне 2018г. – 2187,64 рублей, в июле 2018г. – 14493,09 рублей.
Однако, выплата истцу заработной платы в указанном размере является нарушением федерального законодательства, а именно ч.ч. 1, 3 ст. 133 ТК РФ, согласно которым Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действующим законодательством предусмотрено, что при установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов.
Процентная надбавка в южных районах Красноярского края, согласно Постановления СОВМИНА СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
В нарушение указанных норм размер заработной платы истца, работающей в Красноярском крае, необоснованно занижен, без учета компенсационных выплат (надбавки и районный коэффициент) ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года установлен в сумме 11 163 рублей в месяц, с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01.07.2017г. 7 800 рублей в месяц.
Таким образом, размер заработной платы истца за 1 ставку с учетом компенсационных надбавок районного коэффициента и процентной надбавки не может быть в период с 01.07.2017г. по 01.01.2018г. менее 12480 рублей 00 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 7800 рублей + 30%+ 30%, а с 01.01.2018г. по 31.03.2018г. не может быть менее 15182 рублей 40 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 9489 рублей + 30%+ 30%, с 01.05.2018 г. не может быть менее 17 860,80 рублей в месяц, исходя из следующего расчета: 11163 рублей + 30%+ 30%,.
Следовательно, разница между размером минимальной заработной платы, подлежащей выплате истцу с учетом компенсационных выплат и фактически выплаченными суммами заработной платы за период июль 2017 г. –июль 2018 г. подлежит доплате, а именно: в июле 2017 г. сумма выплаченной заработной платы 5304,9 рублей превышает МРОТ 7800 рублей/168х64 часов х 30%х30= 4754,29 рублей, за август сумма заработной платы 13925,37 рублей превышает МРОТ 12480 рублей, с сентября 2017 г. по ноябрь 2017 года сумма заработной платы 13925,37 рублей превышает МРОТ 12480 рублей, за декабрь 2017 года сумма заработной платы 17152,96 рублей превышает МРОТ 12480 рублей; за январь 2018 г. сумма заработной платы 15874,6 рублей превышает МРОТ 15182,4 рублей, за февраль 2018 г. сумма заработной платы 15305,13 рублей превышает МРОТ 15182,4 рублей, за март 2018 г. с учетом 119 отработанных часов из 159 (норма рабочих часов в марте 2018 г.) должен составлять 9489 рублей/159х119 дней х 30%х30= 11362,92 -11124,38 = 238,54 рублей, за апрель 2018 г. с учетом 135 отработанных часов из 167 (норма рабочих часов в апреле 2018 г.) должен составлять 9489 рублей/167х135 дней х 30%х30= 12273,18 рубля-11715,98 рубля = 557,22 рублей, за май 2018 года с учетом 87 отработанных часов из 159 (норма рабочих часов в мае 2018 г.) должен составлять 11163 рублей/159х87 дней х 30%х30= 9773 рубля-7930,16 рублей = 1842,84 рублей, за июнь 2018 года с учетом 24 отработанных часов из 159 (норма рабочих часов в июне 2018 г.) должен составлять 11163 рублей/159х24 дней х 30%х30= 2695,96 рубля-2187,64 рублей = 508,32 рублей, за июль 2018 года 11163 рублей х 30%х30=17860,80-14493,09 = 3367,71 рублей.
Допущенные нарушения закона КГБУЗ «Балахтинская районная больница» влекут нарушения прав истца на благоприятные условия труда, равенство прав и возможностей, прав на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Устава, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, КГБУЗ «Балахтинская районная больница» является действующим учреждением.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 400 рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Слабко ФИО6 удовлетворить частично.
Взыскать с КГБУЗ «Балахтинская районная больница» в пользу Слабко ФИО7 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за март 2018 г. - 238 рублей 54 копеек, за апрель 2018 г. - 557 рублей 22 копеек, за май 2018 года - 1842 рублей 84 копеек, за июнь 2018 года - 508 рублей 32 копеек, за июль 2018 года - 3367 рублей 71 копеек, всего 6514 рублей 63 копеек.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с КГБУЗ «Балахтинская районная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 27.09.2018г.