Дело № 2-417/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2015 г. г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Сидорова А.А.
при секретаре Рядовой С.Х.,
с участием: истца Костоломова Н.А., представителя ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Куценко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костоломова Н.А. к АМО «Беломорский муниципальный район» о признании права собственности на объект недвижимого имущества в силу приобретательной давности,
у с т а н о в и л:
Костоломов Н.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что совместно с У. в ДД.ММ.ГГГГ он обращался к председателю кооператива «<данные изъяты>» о строительстве гаражных боксов, присоединенных к кооперативу. Исполкомом Беломорского районного Совета народных депутатов было выдано разрешение на пристройку <данные изъяты> гаражных боксов к гаражному кооперативу «<данные изъяты>». При этом не производилось дополнительных отводов земельных участков кооперативу. Он построил гараж и открыто и непрерывно владеет им на протяжении более <данные изъяты> лет. Государственная регистрация его прав на гараж не производилась.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФГБУ с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке под гаражом. Но ему было отказано в проведении регистрации по той причине, что ранее этот земельный участок не был учтен в Кадастре.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на гараж, но получил уведомление о приостановке государственной регистрации. Ему было предложено предоставить правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором построен гараж. Но он такой документ представить не может.
Истец считает, что он является собственником гаража в силу приобретательной давности. Костоломов Н.А. просил суд признать за ним право собственности на гараж, распложенный по адресу: <адрес> в силу приобретательной давности.
В судебном заседании Костоломов Н.А. исковые требования поддержал и пояснил, что иных документов, за исключением согласования на строительство, ему для постройки гаража не выдавалось. После постройки гаража он не предъявлял его для ввода в эксплуатацию, так как не знал о наличии таких требований. Ранее земельный участок под подстройку гаража ему не отводили. В начале ДД.ММ.ГГГГ он обращался к энергетикам по поводу устранения проблем в электропитании гаража. Те предложили представить ему документы о своих правах на гараж. После этого он узнал, что его права на гараж не оформлены. Он обратился к ответчику с заявлением об отводе земельного участка, на котором находится гараж. Но ему было отказано.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Куценко М.В. не возражала против иска, пояснив, что действительно в ДД.ММ.ГГГГ кооперативу «<данные изъяты>» была согласована пристройка <данные изъяты> гаражных боксов, но земельный участок под постройку гаражных боксов не отводился и построенный гараж не предъявлялся для ввода его в эксплуатацию.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК и ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о необоснованности заявленного иска по следующим основаниям.
В силу ч.ч.1 и 2 ст.218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Как следует из Решения исполкома Беломорского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № гаражному кооперативу «<данные изъяты>» на <адрес> был отведен под застройку земельный участок общей площадью <данные изъяты> га. По окончании строительства объект должен был быть предоставлен государственной приемочной комиссии исполкома райсовета.
ДД.ММ.ГГГГ Костоломов Н.А. обратился с заявлением о приеме в члены кооператива «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ на собрании кооператива «<данные изъяты>» Костоломов Н.А. был принят в члены кооператива.
ДД.ММ.ГГГГ отдел по делам строительства и архитектуры <адрес> совета народных депутатов согласовал кооперативу «<данные изъяты>» пристройку <данные изъяты> гаражных боксов для Костоломова Н.А. и У. к существующим гаражам кооператива «<данные изъяты>» согласно разработанной сметной документации.
Как следует из письма главы АМО «Беломорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок под строительство гаражного кооператива «<данные изъяты>» был предоставлен решением от ДД.ММ.ГГГГ на строительство <данные изъяты> гаражных боксов общей площадью <данные изъяты> га. Земельный участок кооператива находится на праве постоянного (бессрочного) пользования. Дополнительный земельный участок кооперативу «<данные изъяты>» не предоставлялся. Земельный участок под гаражным боксом Костоломова Н.А. не входит в указанный выше земельный участок и Костоломову Н.А. под строительство гаражных боксов не выделялся. Имеются сведения о согласовании кооперативом «<данные изъяты>» пристройки <данные изъяты> гаражных боксов по заявлению Костоломова Н.А. Земельный участок, на котором находится гаражный бокс, возведенный Костоломовым Н.А., расположен на землях государственной собственности. Гаражные боксы кооператива «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> не приняты в эксплуатацию. Земельный участок под гаражным кооперативом «<данные изъяты>» до настоящего времени не переоформлен в соответствии с требования законодательства в аренду либо в собственность.
Как следует из публичной кадастровой карты и схемы, составленной начальником отдела архитектуры и градостроительства АМО «Беломорский муниципальный район» на месте, где расположен кооператив «<данные изъяты>», находится <данные изъяты> гаражных боксов.
Решением Филиала ФГБУ от ДД.ММ.ГГГГ №, Костоломову Н.А. было отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимого имущества (гараж, расположенный адресу: <адрес> в государственный кадастр недвижимости в связи с тем, что заявитель не представил на данный объект документы государственного технического учета и технической инвентаризации, а также документы, подтверждающие регистрацию права собственности заявителя в ЕГРП.
Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по РК сообщило Костоломову Н.А. о приостановке государственной регистрации права собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с выявлением недостатков в предъявленных документах - не предоставлен правоустанавливающий документ на земельный участок; в представленной декларации об объекте недвижимого имущества указан кадастровый номер земельного участка, о котором отсутствует запись в ЕГРП.
Согласно заявления Костоломова Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ он обращался в АМО «Беломорский муниципальный район» с заявлением об оформлении земельного участка под гаражом согласно дачной амнистии. Письмом Главы АМО «Беломорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ Костоломову Н.А. было сообщено, что его заявление не может быть удовлетворено, так как оно не соответствует требованиям п.п.1. 2 ст.39.17 Земельного кодекса РФ.
На момент получения «разрешения» на строительство гаражных боксов отношения между сторонами регулировались Гражданским Кодексом РСФСР, принятым в 1964 г. По смыслу норм ст.109 и 110 ГК РСФСР, регулирующих сходные отношения по самовольной постройке гражданами жилого дома, предусматривалось, что для возведения постройки должен был быть заключен договор о предоставлении гражданину в бессрочное пользование земельного участка под строительство. В случае расторжения договора на предоставление земельного участка под застройку, для размещенных на нем строений предусматривались те же последствия, что и для построек возведенных без разрешения, т.е. возведение постройки без получения прав на земельный участок являлось самовольной постройкой.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Земельный Кодекс РСФСР. Частью 2 ст.7 ЗК РСФСР было установлено, что земельные участки под постройку гаражей гражданам РСФСР предоставляются в пожизненное наследуемое владение или в аренду. Указанная норма фактически дублировала действовавшую с 1990 г. норму ст.6 Закона РСФСР «О земельной реформе».
С 01.01.1995 г. вступил в силу и действует до настоящего времени ГК РФ. Части 1 и 2 статьи 222 ГК РФ предусматривают, что строение или сооружение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившем ее лицом либо за его счет.
В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> гаражному кооперативу «<данные изъяты>» был выделен земельный участок под строительство <данные изъяты> боксов. В ДД.ММ.ГГГГ истец вступил в члены кооператива «<данные изъяты>». В ДД.ММ.ГГГГ отдел архитектуры района согласовал кооперативу «<данные изъяты>» пристройку из <данные изъяты> гаражных боксов для Костоломова и У.. При этом дополнительный земельный участок под застройку ни кооперативу «<данные изъяты>» ни Костоломову Н.А. не выделялся. В настоящее время по адресу: <адрес> находится <данные изъяты> гаражных боксов.
Кооператив «<данные изъяты>» как юридическое лицо в настоящее время не зарегистрирован. Права на земельный участок, выделенный кооперативу «<данные изъяты>», а также на земельный участок, на котором Костоломов Н.А. возвел гаражный бокс, не зарегистрированы в ЕГРП, земельные участки не поставлены на кадастровый учет.
Возведение истцом либо кооперативом гаражного бокса в ДД.ММ.ГГГГ без выделения под эти цели земельного участка являлось не допустимым, и не породило каких-либо прав у лица, осуществившего его постройку.
Гаражный бокс, возведенный Костоломовым Н.А., до настоящего времени не вводился в эксплуатацию и не был поставлен на инвентаризационный или кадастровый учет, т.е. не был введен в установленном порядке в гражданский оборот как вновь созданный объект недвижимого имущества.
До ДД.ММ.ГГГГ истец Костоломов Н.А. не принимал надлежащих мер для оформления своих прав на земельный участок и ввода гаражного бокса в эксплуатацию.
Как на момент постройки гаражного бокса, так и в настоящее время он, как объект недвижимого имущества, возведенный на земельном участке не отведенном под эти цели в установленном порядке, является самовольной постройкой. В силу ст.222 ГК РФ, Костоломов Н.А. не может приобрести право собственности на эту постройку, в том числе в связи с давностным владением этим объектом, в связи с чем, заявленный им иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Костоломову Н.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 1-го (одного) месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Беломорский районный суд в Верховный суд Республики Карелия.
Судья Сидоров А.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.08.2015 г.