Дело № 2-384/2020
Поступило 26.12.2019 года
54RS0013-01-2019-004435-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2020 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Зюковой О.А., при секретаре Диденко М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации города Бердска НСО к судебному приставу-исполнителю Отдела особых исполнительных производств УФССП по НСО об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявления указано, что администрация города Бердска является должником по исполнительному производству №4397/17/54043-ИП от 13.07.2017. Указанное исполнительное производство возбуждено 13.07.2017 постановлением судебного пристава-исполнителя Б.Ю. на основании исполнительного листа №2-77/2014 (2-1597/2013) от 15.08.2014, выданного Бердским городским судом по делу №2-77/2014 об обязании администрации г. Бердска в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести капитальный ремонт жилого <адрес>, в том числе: крыпш, чердачного перекрытия с утеплением, отмостки, утепление фундамента и подполья, замену оконных блoкoв, ремонт фасада жилого дома, системы отопления, межквартирной перегородки, пола в <адрес> доме. 12.01.2016 по итогам проведенного электронного аукциона с ООО «СибирьСтройПроект» был заключен муниципальный контракт № 2015.561096 на выполнение работ по капитальному ремонту муниципального жилого дома по адресу: <адрес>. Работы по настоящему контракту выполнены в полном объеме. 13.07.2017 исполнительное производство было окончено в связи с фактическим исполнением требования исполнительного документа. Определением Бердского городского суда Новосибирской области от 25.01.2019 г. разъяснен порядок исполнения решения суда по делу администрация города Бердска обязана провести капитальный ремонт жилого <адрес>, в том числе пристроя и системы отопления в пристрое в <адрес>. 20.05.2019 постановление об окончании исполнительного производства было отменено, исполнительное производство №4397/17/54043-ИП возобновлено. 17.12.2019 в администрацию г. Бердска поступило постановление судебного пристава-исполнителя Отдела по ИОИП УФССП России по Новосибирской области Кошкаревой Д.В. от 19.11.2019 о взыскании исполнительского сбора. В мотивировочной части постановления указано, что администрацией г. Бердска в добровольном порядке не исполнен исполнительный документ. Исполнение администрацией г. Бердска исполнительного документа в настоящее время невозможно, так как для исполнения решения суда требуется решение вопроса по финансированию, проведению дополнительных исследований, выбора проектной организации по обследованию и выдачи заключения или технического отчета (каким образом возможно исполнить решение суда), выбора проектной организации для разработки проектно-сметной документации (ПСД), прохождение экспертизы и т.д. В настоящее время прорабатываются технические решения для исполнения решения Бердского городского суда от 15.08.2014 по делу № 2- 77/2014 и определения Бердского городского суда Новосибирской области от 25.01.2019 о разъяснении порядка исполнения решения суда. 12.09.2019 проведено совещание по вопросу исполнения решения суда от 15.08.2014, по итогам которого структурным подразделениям администрации г. Бердска даны поручения. 23.10.2019 состоялось совещание по вопросу исполнения решения суда от 15.08.2014. МКУ «УЖКХ» поручено провести анализ работ, необходимых для исполнения решения, рассмотреть альтернативные варианты капитального ремонта пристроя и системы отопления в пристрое в <адрес>, разработать план мероприятий, составить техническое задание, определить объемы необходимых работ. МКУ «УЖКХ» подготовлена калькуляция на выполнение необходимых работ по разработке проектно-сметной документации, стоимость которых составила 249 701,52 руб. Необходимая сумма запрошена соответствующим письмом о выделении дополнительных ассигнований. Данная информация сообщалась судебному приставу-исполнителю Кошкаревой Д.В. письмом от 05.09.2019 №209 и/юр, а также лично на приеме судебного пристава-исполнителя 09.12.2019, куда представитель должника был вызван требованием от 27.11.2019. Документы, подтверждающие действия администрации г. Бердска по исполнению решения суда также были представлены судебному приставу. Судебный пристав-исполнитель Кощкарева Д.В. после представления документов от исполнительского сбора должника не освободила, направила постановление о взыскании исполнительского сбора от 19.11.2019 только 17.12.2019. Судебный пристав-исполнитель не принял во внимание отсутствие вины должника, частичное исполнение решения суда и исполнительных документов. Объективные данные, свидетельствующие об уклонении должника от исполнения требований исполнительного документа, отсутствуют; должник не уклоняется от добровольного исполнения исполнительных документов, а наоборот делает все возможное по исполнению требований, указанных в исполнительном листе. Просит освободить администрацию г. Бердска от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава - исполнителя отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов от 19.11.2019.
В судебное заседание представитель истца не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, требования поддержал, по доводам, изложенным в иске.
Ответчик – судебный пристав также не явился, извещен.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в производстве судебного пристава-исполнителя Отдела особых исполнительных производств находится исполнительное производство №4397/17/54043-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа №2-77/2014 (2-1597/2013) от 15.08.2014, выданного Бердским городским судом по делу №2-77/2014 об обязании администрации г. Бердска в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести капитальный ремонт жилого <адрес>, в том числе: крыши, чердачного перекрытия с утеплением, отмостки, утепление фундамента и подполья, замену оконных блoкoв, ремонт фасада жилого дома, системы отопления, межквартирной перегородки, пола в <адрес> доме.
13.07.2017 исполнительное производство было окончено судебным приставом-исполнителем в связи с фактическим исполнением требования исполнительного документа (л.д.8).
Впоследствии, определением Бердского городского суда Новосибирской области от 25.01.2019 г. был разъяснен порядок исполнения решения суда по делу № 2-77/2014 от 15.08.2014 г,: администрация города Бердска обязана провести капитальный ремонт жилого <адрес>, в том числе пристроя и системы отопления в пристрое в <адрес>.
В связи с чем, 20.05.2019 года постановление об окончании исполнительного производства было отменено, исполнительное производство №4397/17/54043-ИП возобновлено (л.д.9).
19.11.2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности, к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
Как указывает истец, доказательства того, что исполнение исполнительного документа в установленный срок было невозможным вследствие объективных обстоятельств, судебному приставу-исполнителю были представлены. Данное обстоятельство со стороны ответчика опровергнуто не было.
Однако, судебным приставом-исполнителем не было учтено, что администрация г. Бердска является органом муниципальной власти, и для исполнения обязательств по решению суда предшествует обязательное прохождение конкурсных процедур, составление проектно-сметной документации и т.п., что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки являлось невозможным.
Указанные обстоятельства являются основанием для освобождения должника от исполнительского сбора, в соответствии с ч.5 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ.
Анализируя изложенное, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 19.11.2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02.06.2020 ░░░░.