Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-601/2017 ~ М-556/2017 от 16.05.2017

Дело № 2-601/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Борисоглебск                                          01 июня 2017 года

Борисоглебский     городской     суд     Воронежской     области     в     составе: председательствующего судьи                            Оленина Д.С.,

при секретаре                                    Гринцевич Е.Г.,

с участием:

представителя заявителя прокурора                         Юриной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Заявитель обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением, пояснив, что Борисоглебской межрайонной прокуратурой Воронежской области проведена проверка исполнения законодательства об образовании и защите прав несовершеннолетних.

Проведенным мониторингом установлено, что на интернет-странице <данные изъяты> размещена информация о продаже школьных аттестатов, получаемых школьниками по итогам окончания 11 классов, а также дипломов о высшем или среднем образовании любой образовательной организации Воронежской области, в том числе расположенной на территории Борисоглебского городского округа.

Так, на сайте указана возможность приобретения диплома идентичного диплому, выдаваемому по окончанию <данные изъяты>

На указанной странице посетителям предлагаются к продаже, в том числе, аттестаты об основном общем образовании с приложениями, выдаваемые по итогам окончания 11 классов, образца 2014 – 2017 года по цене 16 000 рублей, 2007-2009 годов по цене 14 000 рублей, диплом бакалавра образца 2014-2017 годов по цене 20 000 рублей. Указаны способы оплаты, контактные данные продавцов. На указанной странице посетителям предлагаются к продаже, в том числе, аттестаты об основном общем образовании с приложениями, выдаваемыми по итогам окончания 11 классов, образца 2014 – 2017 года по цене 15 000 рублей, 2007-2009 годов по цене 11 000 рублей, диплом бакалавра образца 2014-2016 годов по цене 19 000 рублей. Указаны способы оплаты, контактные данные продавцов. Информация сопровождается указанием, что документы выполняются на бланке ГОЗНАК.

Вход на вышеуказанный сайт в сети Интернет свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

Сведения, размещенные на Интернет-странице <данные изъяты> вводят в заблуждение неопределенный круг лиц, в первую очередь, несовершеннолетних граждан, относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг, в том числе, несовершеннолетних лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права несовершеннолетних на получение образования.

Заявитель полагает, что в целях ограничения доступа к Интернет - странице <данные изъяты> в сети «Интернет», содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.

Ссылаясь на п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ заявитель указывает, что основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать их в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228.

На момент проверки указатели Интернет-страницы сайта <данные изъяты> в этом реестре отсутствуют.

Информация, указанная на Интернет-странице <данные изъяты> провоцирует граждан на незаконное получение документов о высшем образовании с возможным использованием в коррупционных и иных корыстных целях.

Также, сведения, размещенные на указанном выше Интернет - ресурсе, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.

Кроме того, учитывая, что трудоустройство граждан на основании предъявления поддельного или изготовленного на официальном бланке документа об образовании, не прошедших соответствующее обучение, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, в связи с этим у прокурора имеются основания для обращения в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, так как предоставление доступа пользователям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции РФ и федеральному законодательству.

Указанные обстоятельства явились поводом для обращения Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением, в котором он просит: признать информацию, размещенную на Интернет-странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (<адрес>), для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» - <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании помощник Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области Юрина С.А. требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.

Борисоглебской межрайонной прокуратурой Воронежской области проведена проверка исполнения законодательства об образовании и защите прав несовершеннолетних.

Проведенным мониторингом установлено, что на интернет-странице <данные изъяты> размещена информация о продаже школьных аттестатов, получаемых школьниками по итогам окончания 11 классов, а также дипломов о высшем или среднем образовании любой образовательной организации Воронежской области, в том числе расположенной на территории Борисоглебского городского округа.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет - пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

В связи с тем, что размещенная в указанной группе информация находится в свободном доступе, допуск к ней имеет неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетние граждане, проживающие на территории Борисоглебского городского округа.

Указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению указанным способом.

Материалами дела подтверждается, что с вышеуказанного Интернет - сайта осуществляется продажа диплома идентичного диплому, выдаваемому по окончанию <данные изъяты>

На указанной странице посетителям предлагаются к продаже, в том числе, аттестаты об основном общем образовании с приложениями, выдаваемые по итогам окончания 11 классов, образца 2014 – 2017 года по цене 16 000 рублей, 2007-2009 годов по цене 14 000 рублей, диплом бакалавра образца 2014-2017 годов по цене 20 000 рублей. Указаны способы оплаты, контактные данные продавцов. На указанной странице посетителям предлагаются к продаже, в том числе, аттестаты об основном общем образовании с приложениями, выдаваемые по итогам окончания 11 классов, образца 2014 – 2017 года по цене 15 000 рублей, 2007-2009 годов по цене 11 000 рублей, диплом бакалавра образца 2014-2016 годов по цене 19 000 рублей. Указаны способы оплаты, контактные данные продавцов. Информация сопровождается указанием, что документы выполняются на бланке ГОЗНАК.

В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов, указанных документов, плата не взимается.

Образец аттестата об основном общем образовании утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 989 от 27.08.2013 года. Образец документов о высшем образовании утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1100 от 01.10.2013 года.

Кроме того, в соответствии с п. 17 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции образовательной организации.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон) определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» определено, что не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно - наказуемых деяний, а также распространение материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования, либо сбыт такого документа являются преступлениями, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 324, 327 УК РФ.

Совокупностью указанных норм права предусмотрен запрет на распространение информации о продаже дипломов о высшем или среднем образовании, и продаже аттестатов об основном общем образовании лицам, не прошедшим обучение, субъектами, которым не предоставлено право выдачи документов об образовании. Выдача (получение) документов об образовании за плату или лицам, не прошедшим обучение, противоречит законодательству РФ.

Таким образом, сведения, размещенные на Интернет-странице <данные изъяты> вводят в заблуждение неопределенный круг лиц, в первую очередь, несовершеннолетних граждан, относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг, в том числе, несовершеннолетних лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц к названной информации формирует положительное мнение о возможности совершения противоправных действий, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих законов.

В соответствии со ст. 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона).

В целях ограничения доступа к информации на странице сайта необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На момент проверки указатель сайта <данные изъяты> в этом реестре отсутствует.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 г. № 228.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер заключается в том, что они принимаются государственными органами при разрешении гражданско- правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Пунктом 2 вышеназванной статьи ГПК РФ установлено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

В заявлении ставится вопрос об установлении правового состояния информационного материала, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение, в том числе не только для привлечения лиц к ответственности за распространение, производство или хранение соответствующего информационного материала, но и для изъятия, дальнейшего предотвращения распространения материала иными лицами.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области удовлетворить.

Признать информацию на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию настоящего судебного постановления после вступления его в законную силу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» - <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца.

Председательствующий:

Дело № 2-601/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Борисоглебск                                          01 июня 2017 года

Борисоглебский     городской     суд     Воронежской     области     в     составе: председательствующего судьи                            Оленина Д.С.,

при секретаре                                    Гринцевич Е.Г.,

с участием:

представителя заявителя прокурора                         Юриной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Заявитель обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением, пояснив, что Борисоглебской межрайонной прокуратурой Воронежской области проведена проверка исполнения законодательства об образовании и защите прав несовершеннолетних.

Проведенным мониторингом установлено, что на интернет-странице <данные изъяты> размещена информация о продаже школьных аттестатов, получаемых школьниками по итогам окончания 11 классов, а также дипломов о высшем или среднем образовании любой образовательной организации Воронежской области, в том числе расположенной на территории Борисоглебского городского округа.

Так, на сайте указана возможность приобретения диплома идентичного диплому, выдаваемому по окончанию <данные изъяты>

На указанной странице посетителям предлагаются к продаже, в том числе, аттестаты об основном общем образовании с приложениями, выдаваемые по итогам окончания 11 классов, образца 2014 – 2017 года по цене 16 000 рублей, 2007-2009 годов по цене 14 000 рублей, диплом бакалавра образца 2014-2017 годов по цене 20 000 рублей. Указаны способы оплаты, контактные данные продавцов. На указанной странице посетителям предлагаются к продаже, в том числе, аттестаты об основном общем образовании с приложениями, выдаваемыми по итогам окончания 11 классов, образца 2014 – 2017 года по цене 15 000 рублей, 2007-2009 годов по цене 11 000 рублей, диплом бакалавра образца 2014-2016 годов по цене 19 000 рублей. Указаны способы оплаты, контактные данные продавцов. Информация сопровождается указанием, что документы выполняются на бланке ГОЗНАК.

Вход на вышеуказанный сайт в сети Интернет свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

Сведения, размещенные на Интернет-странице <данные изъяты> вводят в заблуждение неопределенный круг лиц, в первую очередь, несовершеннолетних граждан, относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг, в том числе, несовершеннолетних лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права несовершеннолетних на получение образования.

Заявитель полагает, что в целях ограничения доступа к Интернет - странице <данные изъяты> в сети «Интернет», содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.

Ссылаясь на п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ заявитель указывает, что основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать их в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228.

На момент проверки указатели Интернет-страницы сайта <данные изъяты> в этом реестре отсутствуют.

Информация, указанная на Интернет-странице <данные изъяты> провоцирует граждан на незаконное получение документов о высшем образовании с возможным использованием в коррупционных и иных корыстных целях.

Также, сведения, размещенные на указанном выше Интернет - ресурсе, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.

Кроме того, учитывая, что трудоустройство граждан на основании предъявления поддельного или изготовленного на официальном бланке документа об образовании, не прошедших соответствующее обучение, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, в связи с этим у прокурора имеются основания для обращения в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, так как предоставление доступа пользователям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции РФ и федеральному законодательству.

Указанные обстоятельства явились поводом для обращения Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением, в котором он просит: признать информацию, размещенную на Интернет-странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (<адрес>), для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» - <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании помощник Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области Юрина С.А. требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.

Борисоглебской межрайонной прокуратурой Воронежской области проведена проверка исполнения законодательства об образовании и защите прав несовершеннолетних.

Проведенным мониторингом установлено, что на интернет-странице <данные изъяты> размещена информация о продаже школьных аттестатов, получаемых школьниками по итогам окончания 11 классов, а также дипломов о высшем или среднем образовании любой образовательной организации Воронежской области, в том числе расположенной на территории Борисоглебского городского округа.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет - пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

В связи с тем, что размещенная в указанной группе информация находится в свободном доступе, допуск к ней имеет неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетние граждане, проживающие на территории Борисоглебского городского округа.

Указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению указанным способом.

Материалами дела подтверждается, что с вышеуказанного Интернет - сайта осуществляется продажа диплома идентичного диплому, выдаваемому по окончанию <данные изъяты>

На указанной странице посетителям предлагаются к продаже, в том числе, аттестаты об основном общем образовании с приложениями, выдаваемые по итогам окончания 11 классов, образца 2014 – 2017 года по цене 16 000 рублей, 2007-2009 годов по цене 14 000 рублей, диплом бакалавра образца 2014-2017 годов по цене 20 000 рублей. Указаны способы оплаты, контактные данные продавцов. На указанной странице посетителям предлагаются к продаже, в том числе, аттестаты об основном общем образовании с приложениями, выдаваемые по итогам окончания 11 классов, образца 2014 – 2017 года по цене 15 000 рублей, 2007-2009 годов по цене 11 000 рублей, диплом бакалавра образца 2014-2016 годов по цене 19 000 рублей. Указаны способы оплаты, контактные данные продавцов. Информация сопровождается указанием, что документы выполняются на бланке ГОЗНАК.

В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов, указанных документов, плата не взимается.

Образец аттестата об основном общем образовании утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 989 от 27.08.2013 года. Образец документов о высшем образовании утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1100 от 01.10.2013 года.

Кроме того, в соответствии с п. 17 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции образовательной организации.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон) определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» определено, что не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно - наказуемых деяний, а также распространение материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования, либо сбыт такого документа являются преступлениями, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 324, 327 УК РФ.

Совокупностью указанных норм права предусмотрен запрет на распространение информации о продаже дипломов о высшем или среднем образовании, и продаже аттестатов об основном общем образовании лицам, не прошедшим обучение, субъектами, которым не предоставлено право выдачи документов об образовании. Выдача (получение) документов об образовании за плату или лицам, не прошедшим обучение, противоречит законодательству РФ.

Таким образом, сведения, размещенные на Интернет-странице <данные изъяты> вводят в заблуждение неопределенный круг лиц, в первую очередь, несовершеннолетних граждан, относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг, в том числе, несовершеннолетних лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц к названной информации формирует положительное мнение о возможности совершения противоправных действий, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих законов.

В соответствии со ст. 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона).

В целях ограничения доступа к информации на странице сайта необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На момент проверки указатель сайта <данные изъяты> в этом реестре отсутствует.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 г. № 228.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер заключается в том, что они принимаются государственными органами при разрешении гражданско- правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Пунктом 2 вышеназванной статьи ГПК РФ установлено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

В заявлении ставится вопрос об установлении правового состояния информационного материала, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение, в том числе не только для привлечения лиц к ответственности за распространение, производство или хранение соответствующего информационного материала, но и для изъятия, дальнейшего предотвращения распространения материала иными лицами.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области удовлетворить.

Признать информацию на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию настоящего судебного постановления после вступления его в законную силу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» - <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца.

Председательствующий:

1версия для печати

2-601/2017 ~ М-556/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Борисоглебская межрайпрокуратура
Другие
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Суд
Борисоглебский городской суд Воронежской области
Судья
Оленин Дмитрий Сергеевич
Дело на странице суда
borisoglebsky--vrn.sudrf.ru
16.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2017Передача материалов судье
16.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2017Судебное заседание
01.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2017Дело оформлено
27.09.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее