РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации07 июня 2017 года город Балтийск
Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.
при секретаре Черновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлюка Юрия Валерьевича к Алевской Юлии Валерьевне и Михайлюк Светлане Тимофеевне о восстановлении срока для принятия наследства и признании принявшим наследство,
УСТАНОВИЛ:
Михайлюк Ю.В. обратился в суд с иском к Алевской Ю.В. и Михайлюк С.Т. о восстановлении срока для принятия наследства и признании принявшим наследство, открывшееся после смерти, А.Б., умершего 02 сентября 2016 года. В обоснование предъявленных требований сослался на то, что является наследником первой очереди по закону после смерти его отца, А.Б., которому принадлежал на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Ввиду отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии особого режима он узнал об открытии наследства только 01 марта 2017 года от нотариуса и не смог своевременно подать заявление о принятии наследства. Полагал, что имеются уважительные причины пропуска им срока для принятия наследства, дающие основания для восстановления этого срока.
Истец Михайлюк Ю.В. в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительном учреждении – ФКУ ИК-№ УФСИН России по <...>, о месте и времени судебного разбирательства был извещён надлежащим образом, своим правом на участие в рассмотрении дела через представителя не воспользовался и дополнительных письменных объяснений по существу иска своевременно не представил. Обстоятельств, препятствующих вынесению судом решения без личного участия истца, не имеется.
В судебном заседании ответчицы Алевская Ю.В. и Михайлюк С.Т. не признали предъявленный иск, мотивируя своё несогласие тем, что Михайлюк Ю.В. узнал о смерти наследодателя 02 сентября 2016 года от своей двоюродной сестры, В.Г., после чего дважды оформлял письменные заявления об отказе от наследства. Никаких доказательств уважительности пропуска установленного законом шестимесячного срока для принятия наследства истцом в суд не представлено. Несмотря на пребывание в исправительной колонии, Михайлюк Ю.В. имел возможность своевременно подать нотариусу заявление о принятии наследства.
Заслушав объяснения ответчиц и исследовав представленные письменные доказательства, суд находит иск Михайлюка Ю.В. не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
Как следует из пункта 1 статьи 129 и пункта 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – "ГК РФ"), при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
При рассмотрении дела судом установлено, что А.Б., родившийся <...> в городе <...>, с 04 февраля 2011 года являлся единоличным собственником автомобиля марки "Hyundai <...>", имеющего идентификационный номер (VIN) №, а с 24 декабря 2012 года – жилого дома общей площадью 40,1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Эти обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: договором передачи жилого дома в собственность граждан от 01.11.2001 (л.д. 33–34, 52), свидетельством о государственной регистрации права № (л.д. 35, 51), паспортом транспортного средства № (л.д. 36–37, 53), свидетельством о регистрации №(л.д. 38, 54).
Согласно статье 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Свидетельство о смерти № от 05.09.2016 (л.д. 26) и копия записи акта о смерти № от 05.09.2016 (л.д. 76) удостоверяют, что А.Б. умер 02 сентября 2016 года в <адрес>.
19 января 2017 года нотариусом Балтийского городского нотариального округа Калининградской области Д.Е. заведено наследственно дело № к имуществу умершего А.Б. (л.д. 24, 25).
В соответствии с частью второй статьи 1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В наследственном деле № сведений о наличии действительного завещания А.Б. не имеется (л.д. 25–49).
В силу пункта 1 статьи 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очерёдности, предусмотренной статьями 1142–1145 и 1148 ГК РФ.
Пункт 1 статьи 1142 ГК РФ относит к наследникам первой очереди по закону детей, супруга и родителей наследодателя.
Как следует из копии записи о рождении № (л.д. 23), свидетельства о рождении № (л.д. 30), свидетельства о заключении брака № (л.д. 31) и свидетельства о заключении брака № (л.д. 57–58), Михайлюк Юрий Валерьевич приходится умершему А.Б. сыном, Алевская Юлия Валерьевна – дочерью, а Михайлюк Светлана Тимофеевна являлась его супругой.
При разбирательстве дела не выявлено нетрудоспособных граждан, находившихся на иждивении А.Б. и подлежавших призванию к наследованию в соответствии со статьёй 1148 ГК РФ наравне с наследниками первой очереди по закону.
Таким образом, наследниками первой очереди по закону, имеющими право наследовать после смерти А.Б., являются только Михайлюк С.Т., Михайлюк Ю.В. и Алевская Ю.В.
Согласно пункту 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Если заявление наследника передаётся нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (пункт 7 статьи 1125), или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185.1 ГК РФ (абзац второй пункта 1 статьи 1153 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ предусмотрено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из этого следует, что с целью принятия наследства Михайлюк Ю.В. как наследник первой очереди по закону после смерти А.Б. мог подать лично, передать через другое лицо или переслать по почте нотариусу соответствующее письменное заявление либо принять наследство иным способом не позднее 02 марта 2017 года.
Между тем в указанный срок письменное заявление Михайлюка Ю.В. о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти А.Б. к нотариусу Балтийского городского нотариального округа Калининградской области Д.Е. не поступило, о чём свидетельствуют материалы наследственного дела № (л.д. 25–49).
Сведений о том, что Михайлюком Ю.В. своевременно были совершены действия, предусмотренные пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ и свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в материалах гражданского дела не имеется и в ходе судебного разбирательства не выявлено.
Таким образом, в установленный законом шестимесячный срок Михайлюк Ю.В. как наследник первой очереди по закону не принял наследство, открывшееся после смерти А.Б.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9, требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжёлая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Из содержания искового заявления усматривается, что в качестве единственной причины пропуска срока принятия наследства, открывшегося после смерти А.Б., истец указал свою неосведомлённость об открытии наследства до 01 марта 2017 года ввиду отбывания наказания по приговору суда в исправительной колонии особого режима.
Действительно, Михайлюк Ю.В. с 10 ноября 2015 года отбывает наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет по приговору <...> от 01.10.2015 в ФКУ ИК-№ УФСИН России по <...>, расположенном по адресу: <адрес>.
Между тем, по итогам разбирательства дела судом установлено, что Михайлюк Ю.В., находясь в исправительной колонии, поддерживал связь со своими родственниками и достоверно знал о дате смерти отца, А.Б., до 14 октября 2016 года. Эти обстоятельства бесспорно подтверждаются характеристикой осуждённого от 27.10.2016 (л.д. 63–64) и письменным заявлением Михайлюка Ю.В. от 14.10.2016 об отказе от наследства в пользу другого наследника (л.д. 55).
07 февраля 2017 года Михайлюк Ю.В. во второй раз оформил письменное заявление об отказе от наследства в пользу Алевской Ю.В., подтвердив свою осведомлённость о смерти наследодателя 02 сентября 2016 года (л.д. 56).
Незнание истцом норм гражданского законодательства о порядке принятия наследства, в том числе правил оформления и подачи нотариусу заявления о принятии наследства, неправильное свидетельствование подлинности подписи на заявлениях, связанных с реализацией наследственных прав не могут быть признаны уважительными причинами пропуска срока для принятия наследства и служить достаточным основанием к восстановлению этого срока Михайлюку Ю.В., поскольку не препятствовали истцу самому своевременно и надлежащим образом оформить заявление о принятии наследства, после чего передать его через родственников или переслать по почте нотариусу Балтийского городского нотариального округа Калининградской области Д.Е. либо выдать доверенность представителю на совершение юридических действий по принятию наследства.
Согласно пунктам 110, 111 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, по заявлению осуждённого, поданному на имя начальника исправительного учреждения, и за счёт его собственных средств могут быть предоставлены нотариальные услуги.
Следовательно, до 02 марта 2017 года Михайлюк Ю.В. имел возможность вызвать нотариуса в ФКУ ИК-№ УФСИН России по <...> для оформления заявления о принятии наследства и свидетельствования подлинности своей подписи на этом заявлении.
Каких-либо доказательств, подтверждающих факт обращения Михайлюка Ю.В. к нотариусу по вопросу совершения нотариальных действий в исправительном учреждении, истец суду не представил, а из материалов гражданского дела указывающих на это обстоятельств не усматривается.
На иные уважительные причины пропуска шестимесячного срока принятия наследства Михайлюк Ю.В. не ссылался и соответствующие доводы не приводил.
С учётом установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии у Михайлюка Ю.В. уважительных причин пропуска срока принятия наследства, открывшегося 02 сентября 2016 года после смерти А.Б., а потому предъявленный им иск является необоснованным и подлежит отклонению в полном объёме.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать Михайлюку Юрию Валерьевичу в удовлетворении иска о восстановлении срока для принятия наследства и признании принявшим наследство, открывшееся после смерти А.Б., умершего 02 сентября 2016 года в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Балтийского городского судаКалининградской области В.В. Дуденков
Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2017 года на четырёх страницах.