РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Багратионовск 30 мая 2017 г.
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
судьи Степаненко О.М.,
при секретаре Пурвиетис Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Калининградского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленному в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации МО «Ладушкинский городской округ», Дмитриченко О.В., Дмитриченко Н.А. о признании постановления недействительным, признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, признании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома недействительным в части, возвращении земельного участка в собственность Российской Федерации, возложении на орган кадастрового учета обязанности осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимого имущества,
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области к администрации МО «Ладушкинский городской округ», Дмитриченко О.В., Дмитриченко Н.А. о признании постановления недействительным, признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, признании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома недействительным в части, снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом внесенных в него изменений, к администрации МО «Ладушкинский городской округ», Дмитриченко О.В., Дмитриченко Н.А. о признании постановления недействительным, признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, признании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома недействительным в части, возвращении земельного участка в собственность Российской Федерации, возложении на орган кадастрового учета обязанности осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимого имущества.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что 27 ноября 2013 г. главой администрации МО «Ладушкинский городской округ» принято постановление № 411 «О предоставлении Дмитриченко О.В. в собственность земельного участка под индивидуальный жилой дом и его обслуживание по адресу: ХХХ. На основании данного постановления в тот же день между администрацией МО «Ладушкинский городской округ» и Дмитриченко О.В.заключен договор № 47 купли-продажи, по которому последняя приобрела в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенный по адресу: ХХХ, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «под индивидуальный жилой дом». 17 февраля 2015 г. между Дмитриченко О.В. и Дмитриченко Н.А. заключен договор купли-продажи, согласно которому последняя купила за общую сумму 1000000 руб. вышеназванный земельный участок, площадью ХХХ кв.м., и находящийся на нем жилой дом, площадью ХХХ кв.м., расположенные по адресу: ХХХ. Однако указанный земельный участок полностью сформирован из земель Ладушкинского участкового лесничества Багратионовского лесничества - квартал 22, в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером ХХХ, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером ХХХ, находящегося в собственности Российской Федерации. Исключительное право распоряжения землями лесного фонда принадлежит Российской Федерации. Таким образом, принимая постановление о предоставлении Дмитриченко О.В. земельного участка в собственность и заключая с ней договор купли-продажи, орган местного самоуправления неправомерно распорядился землями лесного фонда, то есть федеральной собственностью. Соответственно, не могло возникнуть у Дмитриченко О.В. право собственности на спорный земельный участок и она не имела права его отчуждать.
В этой связи прокурор просит:
- признать недействительным постановление главы администрации МО «Ладушкинский городской округ» № 411 от 27 ноября 2013 г. «О предоставлении Дмитриченко О.В. в собственность земельного участка под индивидуальный жилой дом и его обслуживание по адресу: ХХХ;
- признать недействительным заключенный 27 ноября 2013 г. между администрацией МО «Ладушкинский городской округ» и Дмитриченко О.В. договор № 47 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «под индивидуальный жилой дом»;
- признать недействительным заключенный 17 февраля 2015 г. между Дмитриченко О.В. и Дмитриченко Н.А. договор купли-продажи жилого дома и земельного участка в части купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ;
- вернуть земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенный по адресу: ХХХ, в собственность Российской Федерации;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Калининградской области осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об отнесении данного земельного участка к категории земель - «земли лесного фонда».
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области обратилось в суд с иском, с учетом внесенных в него изменений, к администрации МО «Ладушкинский городской округ», Дмитриченко О.В., Дмитриченко Н.А., в котором, ссылаясь на те же, что и прокурор обстоятельства, просит:
- признать недействительным постановление главы администрации МО «Ладушкинский городской округ» № 411 от 27 ноября 2013 г. «О предоставлении Дмитриченко О.В. в собственность земельного участка под индивидуальный жилой дом и его обслуживание по адресу: ХХХ;
- признать недействительным заключенный 27 ноября 2013 г. между администрацией МО «Ладушкинский городской округ» и Дмитриченко О.В. договор № 47 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «под индивидуальный жилой дом»;
- признать недействительным заключенный 17 февраля 2015 г. между Дмитриченко О.В. и Дмитриченко Н.А. договор купли-продажи жилого дома и земельного участка в части купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ХХХ площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ;
- снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенный по адресу: ХХХ.
Определением Багратионовского районного суда Калининградской области от 24 апреля 2017 г. гражданские дела по вышеназванным искам объединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор Оголь Е.В. исковые требования Калининградского межрайонного природоохранного прокурора поддержал и дал аналогичные содержанию искового заявления объяснения. Также полагал, что подлежат удовлетворению идентичные предъявленным прокурором исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Калининградской области, за исключением требования о снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета.
Представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Калининградской области обратился с заявлением о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации МО «Ладушкинский городской округ», ответчики Дмитриченко О.В. и Дмитриченко Н.А. о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд не явились.
Представитель ответчицы Дмитриченко Н.А. – Ведьгун Г.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что оспариваемые постановление и сделки соответствуют требованиям законодательства.
Представители третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Володин А.А. и Стельмащук Н.Б. в судебном заседании согласились с иском Калининградского межрайонного природоохранного прокурора и дали объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Также полагали, что подлежат удовлетворению аналогичные предъявленным прокурором исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Калининградской области, за исключением требования о снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета.
Представители третьих лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Калининградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения вышеназванных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела (в частности, технического паспорта) Багратионовскому лесхозу принадлежало на праве собственности административное здание, расположенное по адресу: ХХХ
23 января 2003 г. директор Багратионовского лесхоза ХХХ (отец ответчицы Дмитриченко О.В., бывший супруг ответчицы Дмитриченко Н.А. - ХХХ) обратился в администрацию МО «г.Ладушкин» с ходатайством о переводе административного здания № ХХХ в жилое с целью проживания в нем работников государственной лесной охраны.
30 апреля 2003 г. главой администрации МО «г.Ладушкин» вынесено постановление о переводе административного здания Багратионовского лесхоза, расположенного по адресу: ХХХ в жилое.
18 марта 2004 г. директором Багратионовского лесхоза ХХХ издан приказ № 69, которым в связи с переводом нежилого здания № ХХХ в жилое, приказано: закрепить за жилым домом № ХХХ земельный участок, площадью ХХХ кв.м., для ведения подсобного хозяйства и огородничества; отразить данное закрепление в материалах лесоустройства.
25 марта 2004 г. указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера ХХХ.
21 февраля 2005 г. между Федеральным государственным учреждением Багратионовский лесхоз в лице директора ХХХ. и ХХХ заключен договор, по которому последнему на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541 – 1 от 4 июля 1991 г. передан в собственность бесплатно жилой дом, площадью ХХХ кв.м., расположенный по адресу ХХХ
Указанный договор послужил основанием для регистрации 11 мая 2005 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности ХХХ. на вышеназванный жилой дом.
17 июля 2007 г. между ХХХ и Дмитриченко О.В. заключен договор купли-продажи, по условиям которого последняя купила жилой дом, площадью ХХХ кв.м., расположенный по адресу: ХХХ
Данный договор послужил основанием для регистрации 10 августа 2007 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности Дмитриченко О.В. на вышеназванный жилой дом.
26 апреля 2013 г. Дмитриченко О.В. обратилась в администрацию МО «Ладушкинский городской округ» с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, на котором находится принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, с «для ведения подсобного хозяйства и огородничества» на «под индивидуальный жилой дом и для его обслуживания».
7 мая 2013 г. главой администрации МО «Ладушкинский городской округ» вынесено постановление № 173, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, с «для ведения подсобного хозяйства и огородничества» на «под индивидуальный жилой дом и для его обслуживания», с присвоением ему адреса: ХХХ.
21 мая 2013 г. представитель администрации МО «Ладушкинский городской округ» обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., в части изменения сведений о виде разрешенного использования и адресе местонахождения указанного земельного участка, положительное решение по которому было принято 5 июня 2013 г.
22 мая 2013 г. Дмитриченко О.В. обратилась в администрацию МО «Ладушкинский городской округ» с заявлением о присвоении адресного номера принадлежащему ей жилому дому
24 мая 2013 г. на основании вышеназванного заявления Дмитриченко О.В. и постановления № 173 от 7 мая 2013 г. главой администрации МО «Ладушкинский городской округ» вынесено постановление № 206, которым жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером ХХХ, присвоен адрес: ХХХ
На основании указанных выше договора купли-продажи от 17 июля 2007 г. и постановления администрации МО «Ладушкинский городской округ» № 206 от 24 мая 2013 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 сентября 2013 г. внесены измененные сведения об адресе местонахождения принадлежащего Дмитриченко О.В. на праве собственности жилого дома, площадью ХХХ кв.м., а именно указан адрес объекта: ХХХ
27 ноября 2013 г. Дмитриченко О.В. обратилась в администрацию МО «Ладушкинский городской округ» с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «под индивидуальный жилой дом».
В тот же день, то есть 27 ноября 2013 г. главой администрации МО «Ладушкинский городской округ» вынесено постановление № 411 «О предоставлении Дмитриченко О.В. в собственность земельного участка под индивидуальный жилой дом и для его обслуживания по адресу: ХХХ, которым Дмитриченко О.В. предоставлен в собственность за плату, составляющую 17501 руб. 40 коп., земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенный по адресу: ХХХ, категория земель
«земли населенных пунктов», разрешенное использование «под индивидуальный жилой дом».
На основании данного постановления, в тот же день - 27 ноября 2013 г. между администрацией МО «Ладушкинский городской округ» и Дмитриченко О.В. заключен договор купли-продажи № 47, по которому последняя купила за 17501 руб. 40 коп. земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенный по адресу: ХХХ, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «под индивидуальный жилой дом».
8 июля 2014 г. на основании вышеназванного договора купли-продажи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Дмитриченко О.В. на указанный земельный участок.
17 февраля 2015 г. между Дмитриченко О.В. и Дмитриченко Н.А., соответственно дочерью и матерью, заключен договор купли-продажи о продаже последней за общую сумму 1000000 руб. земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., и находящегося на нем жилого дома, площадью ХХХ кв.м., расположенных по адресу: ХХХ
3 марта 2015 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Дмитриченко Н.А. на земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенный по адресу: ХХХ, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «под индивидуальный жилой дом» и находящийся на нем жилой дом, площадью ХХХ кв.м. (записи регистрации № ХХХ и ХХХ соответственно)
Как следует из характера и содержания возникших между сторонами по делу правоотношений, они подлежат регулированию нормами Земельного и Лесного законодательств.
В соответствии с требованиями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Данной статьей земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в указанном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляется, в частности, проведение лесоустройства. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьями 67 и 68 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на землях лесного фонда проводится лесоустройство, включающее в себя, в частности, проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, а также таксацию лесов.
Согласно статье 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации в целях установления предусмотренных статьей 23 данного Кодекса основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов осуществляется проектирование лесничеств, лесопарков, при котором осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.
Статья 69 Лесного кодекса Российской Федерации, регулировавшая порядок проектирования лесных участков, утратившая силу с 1 октября 2015 г., предусматривала, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Их местоположение, границы и площадь определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 г., признается юридически действительным.
В случае, если до 1 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, распоряжение землями государственного лесного фонда находится в исключительной компетенции Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
8 июня 2006 г. на государственный кадастровый учет поставлен как ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером ХХХ, расположенный по адресу: ХХХ, категория земель – земли лесного фонда, разрешенное использование – для ведения лесного хозяйства.
На основании распоряжения № 142-р от 2 марта 2009 г. Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области 17 марта 2009 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером ХХХ, расположенный по адресу: ХХХ, категория земель – земли лесного фонда, разрешенное использование – для ведения лесного хозяйства.
В рамках государственного контракта № Р-2К-11/1 от 6 июня 2011 г., заключенного между Федеральным государственным учреждением «Рослесресурс» (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Рослесинфорг» (исполнитель), проводились работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ХХХ, расположенного по адресу: ХХХ, категория земель – земли лесного фонда, разрешенное использование – для ведения лесного хозяйства.
В результате кадастровых работ в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ХХХ.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ категория земель – земли лесного фонда, разрешенное использование – для ведения лесного хозяйства, он является многоконтурным, состоит из 9 обособленных земельных участков в границах территории Багратионовского района Калининградской области, одним из которых является земельный участок с кадастровым номером ХХХ.
Представленными прокурором документами (лесоустроительными планшетами, фрагментом схемы земель ХХХ участкового лесничества с таксационным описанием, составленным Федеральным государственным унитарным предприятием «Рослесинфорг» альбомом картографических материалов по выявленным несоответствиям сведений государственного кадастра недвижимости и государственного лесного реестра подтверждается, что спорный земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., полностью сформирован из земель Ладушкинского участкового лесничества Багратионовского лесничества - квартал 22, в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером ХХХ, являющегося частью указанного выше земельного участка с кадастровым номером ХХХ.
Таким образом, судом установлено, что предоставленный администрацией МО «Ладушкинский городской округ» в собственность Дмитриченко О.В. земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., полностью сформирован из земель лесного фонда, территориально входит в состав Ладушкинского участкового лесничества Багратионовского лесничества в границах земельного участка государственного лесного фонда с кадастровым номером ХХХ.
Как уже было указано выше, в силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления не вправе был распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В связи с нарушением органом местного самоуправления вышеназванных правовых норм, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования о признании недействительным постановления главы администрации МО «Ладушкинский городской округ» № 411 от 27 ноября 2013 г. «О предоставлении Дмитриченко О.В. в собственность земельного участка под индивидуальный жилой дом и его обслуживание по адресу: ХХХ
Согласно п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.) за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п. 2 названной статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В п. 75 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
В силу ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
В п. 100 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что признавая сделку недействительной в части, суд в решении должен привести мотивы, исходя из которых им был сделан вывод о том, что сделка была бы совершена сторонами и без включения ее недействительной части (статья 180 ГК РФ). При этом в силу пунктов 1 и 4 статьи 421 ГК РФ признание судом недействительной части сделки не должно привести к тому, что сторонам будет навязан договор, который они не намеревались заключать.
Согласно ч.2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Учитывая, что указанный выше договор № 47 от 27 ноября 2013 г. купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, заключен с нарушением вышеназванных правовых норм, затрагивает публичные интересы, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования о признании данного договора недействительной ничтожной сделкой.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения последствий недействительности ничтожного договора № 47 от 27 ноября 2013 г. купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, в виде взыскания с администрации МО «Ладушкинский городской округ» в пользу Дмитриченко О.В. стоимости данного земельного участка в размере 17501 руб. 40 коп.; возвращении земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, в собственность Российской Федерации с отнесением его к категории земель – «земли лесного фонда».
Поскольку Дмитриченко О.В. не имела права отчуждать спорный земельный участок в связи с недействительностью сделки, на основании которой она стала его собственником, суд находит подлежащими удовлетворению требования о признании недействительной ничтожной сделкой заключенного 17 февраля 2015 г. между Дмитриченко О.В. и Дмитриченко Н.А. договора купли-продажи жилого дома и земельного участка в части купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, и приходит к выводу о наличии оснований для применения последствий его недействительности в виде погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи № ХХХ от 3 марта 2015 г. о государственной регистрации права собственности Дмитриченко Н.А. на указанный земельный участок.
В связи с тем, что в вышеназванном договоре купли-продажи, заключенном 17 февраля 2015 г. между Дмитриченко О.В. и Дмитриченко Н.А., соответственно дочерью и матерью, указана общая стоимость объектов недвижимого имущества в размере 1000000 руб. и отсутствуют сведения о стоимости земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, суд лишен возможности применить последствия недействительности части сделки в виде взыскания с Дмитриченко О.В. в пользу Дмитриченко Н.А. стоимости спорного земельного участка.
При этом, признавая сделку – договор купли-продажи земельного участка и жилого дома недействительной в части купли-продажи земельного участка, суд, исходя из разъяснений, изложенных в п. 100 постановления Пленума Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", принимает во внимание, что эта сделка была бы совершена сторонами и без включения ее недействительной части (статья 180 ГК РФ, статья 421 ГК РФ), т.е. ответчикам, выступающим сторонами договора купли-продажи от 17 февраля 2015 г., не будет навязан такой договор, который они не намеревались заключать без включения оспариваемой части.
В обоснование исковых требований о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области никаких доводов не привел, в связи с чем суд, в том числе с учетом мнения участвующих в деле лиц, установленных обстоятельств и результата разрешения спора, не усматривает оснований для его удовлетворения.
Таким образом, суд находит иск Калининградского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению, иск Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Калининградского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленный в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации МО «Ладушкинский городской округ», Дмитриченко О.В., Дмитриченко Н.А. о признании постановления недействительным, признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, признании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома недействительным в части, возвращении земельного участка в собственность Российской Федерации, возложении на орган кадастрового учета обязанности осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимого имущества, удовлетворить.
Иск Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области к администрации МО «Ладушкинский городской округ», Дмитриченко О.В., Дмитриченко Н.А. о признании постановления недействительным, признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, признании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома недействительным в части, снятии земельного участка с кадастрового учета удовлетворить частично.
Признать недействительным постановление главы администрации МО «Ладушкинский городской округ» № 411 от 27 ноября 2013 г. «О предоставлении Дмитриченко Ольге Викторовне в собственность земельного участка под индивидуальный жилой дом и его обслуживание по адресу: ХХХ.
Признать недействительной ничтожной сделкой заключенный 27 ноября 2013 г. между администрацией МО «Ладушкинский городской округ» и Дмитриченко О.В. договор № 47 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, и применить последствия его недействительности: взыскать с администрации МО «Ладушкинский городской округ» в пользу Дмитриченко О.В. стоимость земельного участка в размере 17501 руб. 40 коп.; вернуть земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенный по адресу: ХХХ, в собственность Российской Федерации с отнесением его к категории земель – «земли лесного фонда».
Признать недействительной ничтожной сделкой заключенный 17 февраля 2015 г. между Дмитриченко О.В. и Дмитриченко Н.А. договор купли-продажи жилого дома и земельного участка в части купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, и применить последствия его недействительности в виде погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи № ХХХ от 3 марта 2015 г. о государственной регистрации права собственности Дмитриченко Н.А. на указанный земельный участок.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении категории земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, с «земли населенных пунктов» на «земли лесного фонда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 5 июня 2017 г.
Судья (подпись) О.М.Степаненко