Дело №2-385/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2015 года г.Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе
председательствующего судьи Бачманова Ю.М.,
при секретаре Киреевой В.О.,
с участием:
представителя заявителя Злобина С.М.,
представителя заинтересованных лиц
Военного комиссариата Воронежской области Авдеева В.Ф.,
и военного комиссара Воронежской области
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Широких В.В. об оспаривании действий Военного комиссариата Воронежской области, связанных с отказом в перерасчете ежемесячной денежной компенсации и неправильным перерасчетом пенсии по случаю потери кормильца,
установил:
Широких В.В. обратилась в суд с заявлением о признании действий военного комиссара Воронежской области незаконными, понуждении произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации и пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего ФИО32
В соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ей, как вдове погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, и ФИО15 как матери погибшего, была назначена и выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, понесенного в связи с гибелью ФИО33 при исполнении им обязанностей военной службы.
Сумма компенсации была рассчитана, исходя из количества членов семьи, имеющих право на указанную выплату, на момент ее назначения.
26.11.2012 г. ФИО15 умерла, в связи с этим изменился состав семьи, имеющей право на получение данной компенсации.
11.12.2014 г. заявитель обратилась к военному комиссару Воронежской области с заявлением о перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации в связи с уменьшением членов семьи, однако получила отказ со ссылкой на ст.1089 ГК РФ.
Широких В.В. полагает, что такая позиция противоречит Правилам выплаты ежемесячной денежной компенсации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142, и перерасчет должен быть произведен ей с 01.01.2015 г.
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Широких В.В. была назначена пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях в размере 40% денежного содержания мужа.
Федеральным законом от 04.11.2014 N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт "а" и "б" статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" были внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Согласно положениям закона в новой редакции, размер пенсии по случаю потери кормильца, получаемой на льготных условиях, был увеличен на 10% и составил 50% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца.
Перерасчет пенсии был произведен Широких В.В. с 05.12.2014 г.
Заявительница обратилась к военному комиссару Воронежской области с заявлением о перерасчете пенсии в сторону увеличения с 01.01.2013 г.
Однако ей было отказано в производстве перерасчета выплат с указанной даты на том основании, что заключение военно-врачебной экспертизы о смерти ФИО34 вследствие военной травмы было составлено 05.12.2014 г.
Посчитав отказ в перерасчете ежемесячной денежной компенсации незаконным и не согласившись с перерасчетом пенсии по случаю потери кормильца с 05.12.2014 г., Широких В.В. обратилась в суд с указанным заявлением.
Определением суда от 04.03.2015 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Военный комиссариат Воронежской области.
В судебном заседании Широких В.В. и ее представитель Злобин С.М. заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель Военного комиссариата Воронежской области и военного комиссара Воронежской области – Авдеев В.Ф., действующий на основании доверенности от 08.10.2014 г., в судебном заседании заявленные требования не признал.
В обоснование заявленных возражений представитель заинтересованного лица сослался на ст.3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", которой определены основания и порядок производства выплат, возможность перерасчета ежемесячной денежной компенсации.
Вместе с тем представитель заинтересованного лица полагает, что оспариваемая выплата по своему характеру однородна выплатам по возмещению вреда в связи со смертью кормильца, которые регулируются нормами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности статьей 1089 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 1089 ГК РФ лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, определенного по правилам статьи 1086 настоящего Кодекса, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты.
Из части 3 данной статьи следует, что установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев: рождения ребенка после смерти кормильца; назначения или прекращения выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца.
Последний абзац указанной статьи: «Законом или договором может быть увеличен размер возмещения», по мнению представителя истца, относится не к содержанию части 3 статьи 1089, а к общему размеру возмещаемого вреда, т.е. законом или договором может быть увеличен общий размер возмещения по отношению к размеру, определяемому по правилам статей 1086 и 1089 ГК РФ.
При этом, как указывает в своих возражениях представитель военного комиссариата Воронежской области Авдеев В.Ф., ст. 1089 ГК РФ не содержит указания на какие-либо специальные законы, в которых содержатся нормы, направленные на социальную защиту определенных категорий граждан. Следовательно, мнение заявительницы о том, что в соответствии с частью 3 статьи 1089 ГК РФ размер возмещения может быть как уменьшен, так и увеличен на основании специальных законов, в которых содержатся нормы, направленные на социальную защиту определенных категорий граждан, является ошибочным.
Относительно второго из заявленных требований Авдеев В.Ф. указал, что поскольку причина смерти ФИО35 была установлена заключением военно-врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ г., то пенсия по случаю потери кормильца в размере 50% может быть ей рассчитана только с этой даты.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона, предметом его правового регулирования является установление отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно части 9 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
В силу части 11 этой же статьи право на ежемесячную денежную компенсацию, имеют:
1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Часть 13 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ определяет, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для инвалида I группы устанавливается в размере 14 000 рублей.
Согласно части 17 данной нормы порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и предоставленной законом компетенции Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 февраля 2012 года N 142, которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
В силу пункта 6 Правил ежемесячная денежная компенсация может выплачиваться каждому члену семьи индивидуально.
В соответствии с пунктом 10 Правил ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее. Пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях производится на основании заявления, подаваемого заявителем в уполномоченный орган по месту жительства, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления.
Пункт 11 Правил определяет, что выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается с месяца, следующего за месяцем, в течение которого появились основания для прекращения выплаты ежемесячной денежной компенсации (достижение ребенком 18-летнего возраста, окончание ребенком обучения по очной форме в образовательном учреждении или достижение им 23-летнего возраста и др.).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в случае изменения состава семьи, членам семьи, имеющим право на получение денежной компенсации, производится перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации.
Судом установлено, что ФИО36 погиб при исполнении обязанностей военной службы.
Заявительнице (вдове умершего) назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация как члену семьи погибшего военнослужащего. Наряду с Широких В.В. указанную денежную компенсацию получала также мать погибшего- ФИО15
Указанные обстоятельства не оспаривались участвующими в деле лицами.
26.11.2012 г. ФИО15 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-СИ № №, выданным территориальным отделом ЗАГС Борисоглебского района управления ЗАГС Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
11.12.2014 г. Широких В.В. обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию (л.д. 10).
Письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ Военный комиссариат Воронежской области отказал Широких В.В. в перерасчете выплаты со ссылкой на статью 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 11).
Довод ответчика о применении к спорным правоотношениям положений пункта 3 статьи 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев: рождения ребенка после смерти кормильца; назначения или прекращения выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца, суд считает не состоятельным.
Ежемесячная денежная компенсация назначена Широких В.В. в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а не по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Согласно статье 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В системной связи со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.
Между тем, на обстоятельства, являющиеся основанием для возмещения вреда, причиненного жизни гражданина, по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны в суде не ссылались, что исключает применение норм данной главы, в том числе пункт 3 статьи 1089 Кодекса, к спорным правоотношениям.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что с 01.01.2015 года у истицы возникло право на пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением состава семьи, получающей данную выплату, следовательно, имеются основания для признания отказа Военного комиссариата Воронежской области в пересмотре размера ежемесячной денежной компенсации Широких В.В. незаконным и возложении на Военный комиссариат Воронежской области обязанности произвести перерасчет выплачиваемой ей ежемесячной денежной компенсации.
Решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 03.09.2008 г., вступившим в законную силу 16.09.2008 г., установлен факт гибели Широких А.А. при исполнении обязанностей военной службы.
С момента вступления решения суда в законную силу заявительница, вдова погибшего ФИО37 получает пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях в размере 40% денежного содержания погибшего.
Федеральным законом от 04.11.2014 N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт "а" и "б" статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" были внесены изменения.
В статье 8 Закона указано, что действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Согласно положениям п. а ст. 36 Закона в новой редакции размер пенсии по случаю потери кормильца составляет 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
11.12.2014 г. Широких В.В. обратилась с заявлением о перерасчете выплачиваемой ей пенсии по случаю потери кормильца на имя военного комиссара Воронежской области (л.д.11).
Согласно сообщению военного комиссариата Воронежской области № от 17.12.2014 г. за подписью начальника центра социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» В. Ракульцева (л.д.12) в перерасчете выплат заявительнице было отказано, на том основании, что перерасчет пенсии в соответствии с Законом №342-ФЗ производится лицам, получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктами «а» и «б» ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1, поскольку причина смерти ФИО38 была установлена заключением военно-врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ г., то и перерасчет пенсии произведен заявительнице с данной даты.
Заявительница является получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктами «а» и «б» ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 с 2008 г. (л.д.27) с 2008 г., таким образом, размер пенсии заявительницы должен быть установлен согласно изменений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт "а" и "б" статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В связи с указанным, доводы представителя заинтересованного лица являются несостоятельными, а действия Военного комиссариата <адрес> по отказу в перерасчете Широких В.В. пенсии по случаю потери кормильца с 01.01.2013 г. незаконными.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
признать отказ Военного комиссариата Воронежской области произвести перерасчет выплачиваемой Широких Вере Владимировне ежемесячной денежной компенсации незаконным.
Обязать Военный комиссариат Воронежской области произвести перерасчет выплачиваемой Широких В.В. ежемесячной денежной компенсации с 01.01.2015 года.
Признать действия Военного комиссариата Воронежской области по отказу в перерасчете Широких В.В. пенсии по случаю потери кормильца незаконными.
Обязать Военный комиссариат Воронежской области произвести перерасчет и выплату пенсии по случаю потери кормильца Широких В.В. из расчета 50% денежного содержания кормильца с 01.01.2013 г.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления его в окончательном виде.
Председательствующий
Дело №2-385/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2015 года г.Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе
председательствующего судьи Бачманова Ю.М.,
при секретаре Киреевой В.О.,
с участием:
представителя заявителя Злобина С.М.,
представителя заинтересованных лиц
Военного комиссариата Воронежской области Авдеева В.Ф.,
и военного комиссара Воронежской области
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Широких В.В. об оспаривании действий Военного комиссариата Воронежской области, связанных с отказом в перерасчете ежемесячной денежной компенсации и неправильным перерасчетом пенсии по случаю потери кормильца,
установил:
Широких В.В. обратилась в суд с заявлением о признании действий военного комиссара Воронежской области незаконными, понуждении произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации и пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего ФИО32
В соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ей, как вдове погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, и ФИО15 как матери погибшего, была назначена и выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, понесенного в связи с гибелью ФИО33 при исполнении им обязанностей военной службы.
Сумма компенсации была рассчитана, исходя из количества членов семьи, имеющих право на указанную выплату, на момент ее назначения.
26.11.2012 г. ФИО15 умерла, в связи с этим изменился состав семьи, имеющей право на получение данной компенсации.
11.12.2014 г. заявитель обратилась к военному комиссару Воронежской области с заявлением о перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации в связи с уменьшением членов семьи, однако получила отказ со ссылкой на ст.1089 ГК РФ.
Широких В.В. полагает, что такая позиция противоречит Правилам выплаты ежемесячной денежной компенсации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142, и перерасчет должен быть произведен ей с 01.01.2015 г.
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Широких В.В. была назначена пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях в размере 40% денежного содержания мужа.
Федеральным законом от 04.11.2014 N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт "а" и "б" статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" были внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Согласно положениям закона в новой редакции, размер пенсии по случаю потери кормильца, получаемой на льготных условиях, был увеличен на 10% и составил 50% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца.
Перерасчет пенсии был произведен Широких В.В. с 05.12.2014 г.
Заявительница обратилась к военному комиссару Воронежской области с заявлением о перерасчете пенсии в сторону увеличения с 01.01.2013 г.
Однако ей было отказано в производстве перерасчета выплат с указанной даты на том основании, что заключение военно-врачебной экспертизы о смерти ФИО34 вследствие военной травмы было составлено 05.12.2014 г.
Посчитав отказ в перерасчете ежемесячной денежной компенсации незаконным и не согласившись с перерасчетом пенсии по случаю потери кормильца с 05.12.2014 г., Широких В.В. обратилась в суд с указанным заявлением.
Определением суда от 04.03.2015 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Военный комиссариат Воронежской области.
В судебном заседании Широких В.В. и ее представитель Злобин С.М. заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель Военного комиссариата Воронежской области и военного комиссара Воронежской области – Авдеев В.Ф., действующий на основании доверенности от 08.10.2014 г., в судебном заседании заявленные требования не признал.
В обоснование заявленных возражений представитель заинтересованного лица сослался на ст.3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", которой определены основания и порядок производства выплат, возможность перерасчета ежемесячной денежной компенсации.
Вместе с тем представитель заинтересованного лица полагает, что оспариваемая выплата по своему характеру однородна выплатам по возмещению вреда в связи со смертью кормильца, которые регулируются нормами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности статьей 1089 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 1089 ГК РФ лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, определенного по правилам статьи 1086 настоящего Кодекса, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты.
Из части 3 данной статьи следует, что установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев: рождения ребенка после смерти кормильца; назначения или прекращения выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца.
Последний абзац указанной статьи: «Законом или договором может быть увеличен размер возмещения», по мнению представителя истца, относится не к содержанию части 3 статьи 1089, а к общему размеру возмещаемого вреда, т.е. законом или договором может быть увеличен общий размер возмещения по отношению к размеру, определяемому по правилам статей 1086 и 1089 ГК РФ.
При этом, как указывает в своих возражениях представитель военного комиссариата Воронежской области Авдеев В.Ф., ст. 1089 ГК РФ не содержит указания на какие-либо специальные законы, в которых содержатся нормы, направленные на социальную защиту определенных категорий граждан. Следовательно, мнение заявительницы о том, что в соответствии с частью 3 статьи 1089 ГК РФ размер возмещения может быть как уменьшен, так и увеличен на основании специальных законов, в которых содержатся нормы, направленные на социальную защиту определенных категорий граждан, является ошибочным.
Относительно второго из заявленных требований Авдеев В.Ф. указал, что поскольку причина смерти ФИО35 была установлена заключением военно-врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ г., то пенсия по случаю потери кормильца в размере 50% может быть ей рассчитана только с этой даты.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона, предметом его правового регулирования является установление отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно части 9 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
В силу части 11 этой же статьи право на ежемесячную денежную компенсацию, имеют:
1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Часть 13 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ определяет, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для инвалида I группы устанавливается в размере 14 000 рублей.
Согласно части 17 данной нормы порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и предоставленной законом компетенции Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 февраля 2012 года N 142, которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
В силу пункта 6 Правил ежемесячная денежная компенсация может выплачиваться каждому члену семьи индивидуально.
В соответствии с пунктом 10 Правил ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее. Пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях производится на основании заявления, подаваемого заявителем в уполномоченный орган по месту жительства, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления.
Пункт 11 Правил определяет, что выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается с месяца, следующего за месяцем, в течение которого появились основания для прекращения выплаты ежемесячной денежной компенсации (достижение ребенком 18-летнего возраста, окончание ребенком обучения по очной форме в образовательном учреждении или достижение им 23-летнего возраста и др.).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в случае изменения состава семьи, членам семьи, имеющим право на получение денежной компенсации, производится перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации.
Судом установлено, что ФИО36 погиб при исполнении обязанностей военной службы.
Заявительнице (вдове умершего) назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация как члену семьи погибшего военнослужащего. Наряду с Широких В.В. указанную денежную компенсацию получала также мать погибшего- ФИО15
Указанные обстоятельства не оспаривались участвующими в деле лицами.
26.11.2012 г. ФИО15 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-СИ № №, выданным территориальным отделом ЗАГС Борисоглебского района управления ЗАГС Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
11.12.2014 г. Широких В.В. обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию (л.д. 10).
Письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ Военный комиссариат Воронежской области отказал Широких В.В. в перерасчете выплаты со ссылкой на статью 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 11).
Довод ответчика о применении к спорным правоотношениям положений пункта 3 статьи 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев: рождения ребенка после смерти кормильца; назначения или прекращения выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца, суд считает не состоятельным.
Ежемесячная денежная компенсация назначена Широких В.В. в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а не по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Согласно статье 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В системной связи со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.
Между тем, на обстоятельства, являющиеся основанием для возмещения вреда, причиненного жизни гражданина, по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны в суде не ссылались, что исключает применение норм данной главы, в том числе пункт 3 статьи 1089 Кодекса, к спорным правоотношениям.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что с 01.01.2015 года у истицы возникло право на пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением состава семьи, получающей данную выплату, следовательно, имеются основания для признания отказа Военного комиссариата Воронежской области в пересмотре размера ежемесячной денежной компенсации Широких В.В. незаконным и возложении на Военный комиссариат Воронежской области обязанности произвести перерасчет выплачиваемой ей ежемесячной денежной компенсации.
Решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 03.09.2008 г., вступившим в законную силу 16.09.2008 г., установлен факт гибели Широких А.А. при исполнении обязанностей военной службы.
С момента вступления решения суда в законную силу заявительница, вдова погибшего ФИО37 получает пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях в размере 40% денежного содержания погибшего.
Федеральным законом от 04.11.2014 N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт "а" и "б" статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" были внесены изменения.
В статье 8 Закона указано, что действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Согласно положениям п. а ст. 36 Закона в новой редакции размер пенсии по случаю потери кормильца составляет 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
11.12.2014 г. Широких В.В. обратилась с заявлением о перерасчете выплачиваемой ей пенсии по случаю потери кормильца на имя военного комиссара Воронежской области (л.д.11).
Согласно сообщению военного комиссариата Воронежской области № от 17.12.2014 г. за подписью начальника центра социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» В. Ракульцева (л.д.12) в перерасчете выплат заявительнице было отказано, на том основании, что перерасчет пенсии в соответствии с Законом №342-ФЗ производится лицам, получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктами «а» и «б» ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1, поскольку причина смерти ФИО38 была установлена заключением военно-врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ г., то и перерасчет пенсии произведен заявительнице с данной даты.
Заявительница является получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктами «а» и «б» ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 с 2008 г. (л.д.27) с 2008 г., таким образом, размер пенсии заявительницы должен быть установлен согласно изменений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт "а" и "б" статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В связи с указанным, доводы представителя заинтересованного лица являются несостоятельными, а действия Военного комиссариата <адрес> по отказу в перерасчете Широких В.В. пенсии по случаю потери кормильца с 01.01.2013 г. незаконными.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
признать отказ Военного комиссариата Воронежской области произвести перерасчет выплачиваемой Широких Вере Владимировне ежемесячной денежной компенсации незаконным.
Обязать Военный комиссариат Воронежской области произвести перерасчет выплачиваемой Широких В.В. ежемесячной денежной компенсации с 01.01.2015 года.
Признать действия Военного комиссариата Воронежской области по отказу в перерасчете Широких В.В. пенсии по случаю потери кормильца незаконными.
Обязать Военный комиссариат Воронежской области произвести перерасчет и выплату пенсии по случаю потери кормильца Широких В.В. из расчета 50% денежного содержания кормильца с 01.01.2013 г.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления его в окончательном виде.
Председательствующий