Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт Безенчук 28 апреля 2021 г.
Безенчукский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего, судьи БАХЫШЕВА И.Х.- единолично,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Каменновой Елены Николаевны к Государственному бюджетному учреждению «Самарская областная ветеринарная лаборатория» и Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о признании санитарно-гигиенический характеристику условий её труда недействительной, обязании на основании полного пакета документов пересоставить санитарно-гигиеническую характеристики условий труда,
у с т а н о в и л:
Каменнова Е.Н. обратилась в Безенчукский районный суд <адрес> (далее – суд) с иском к Государственному бюджетному учреждению «Самарская областная ветеринарная лаборатория» (далее – ГБУ «СОВЛ») и ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – ФИО1) о признании санитарно-гигиенический характеристику условий её труда недействительной, обязании на основании полного пакета документов пересоставить санитарно-гигиеническую характеристики условий труда.
Иск Каменновой Е.Н. мотивируется тем, что истец состоит в трудовых отношениях с ГБУ «СОВЛ» с ДД.ММ.ГГГГ в должности лаборанта, а с ДД.ММ.ГГГГ в этой же организации переведена на должность старшего лаборанта в Безенчукский отдел. В августе 2019 г. при прохождении медицинского осмотра в ГБУ СО «Безенчукская ЦРБ» у истца было выявлено заражение бруцеллезом, в дальнейшем в стационаре инфекционного отделения клиники Клиник Самарского государственного медицинского университета ей был установлен диагноз: резидуальный бруцеллез с поражением опорно-двигательного аппарата 1-2 стадии. Производственная деятельность истца носит вредный (опасный) характер, Каменова Е.Н. получает гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, фактор биологической вредности (опасности) её работы составляет 3,5 класс, что подтверждается картой Специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), утвержденной ДД.ММ.ГГГГ и со сроком действия на пять лет. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора была составлена санитарно-гигиеническая характеристика условий её труда (далее – СГХУТ) при подозрении у работника профессионального заболевания №, по которому сделан вывод о том, что контакт с возбудителем бруцеллеза у истца мог произойти при выполнении функциональных обязанностей в должности ветеринарного врача в совхозе-техникуме в <адрес> в период с 1989 по 1993 годы, когда <адрес> был зарегистрирован как неблагополучный пункт по бруцеллезу. На основании СГХУТ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> центром профпатологии было дано медицинское заключение № об отсутствии у истца данных за профессиональное заболевание, что лишает её всяких льгот и гарантий на меры социальной поддержки при установлении случая профессионального заболевания. Она с выводами СГХУТ не согласна, так как вывод указанной характеристики носят предположительный характер, документально и иным бесспорным образом не подтверждена. До обращения в суд за защитной нарушенного права, она во внесудебном порядке пыталась защитить свои права, исчерпав их обратилась в суд.
В судебном заседании Каменнова Е.Н. и её представитель Зотова Т.А., действующая на основании доверенности, просили суд заявленный иск удовлетворить.
Представители ГБУСО «СОВЛ» Фаридинов Э.Ф. и Новиков П.В., действующие на основании доверенностей, иск Каменовой Е.Н. не признали по основаниям, изложенным в представленном суду письменном отзыве.
Представитель Управления Роспотребнадзора Куставлетова Ж.Б., действующая на основании доверенности, иск Каменовой Е.Н. не признала, полагала, что СГХУТ истца от ДД.ММ.ГГГГ №, составлены с соблюдением положений действующего законодательства.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» (далее – Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №) при установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание (далее - центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора), и сообщение работодателю по форме, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
21.11.2019 г. в адрес Управления Роспотребнадзора из ГБУ СО «Безенчукская ЦРБ» поступило извещение о подтверждении у Каменновой Е.Н. - старшего лаборанта Безенчукского отдела ГБУ СО «СОВЛ» заболевания - бруцеллез.
Представители ГБУ СО «Самарская ОВЛ» в судебном заседании 31.03.2021г. утверждали, что извещения о выявленном заболевании у работника Каменновой Е.Н. из ГБУЗ «Безенчукская ЦРБ» в установленном законом порядке не получали.
Согласно п. 8 Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, получивший экстренное извещение, в течение суток со дня его получения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, по выяснении которых составляет СГХУТ работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника (далее - учреждение здравоохранения). СГХУТ составляется по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно п. 1 Приказа Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания», настоящая инструкция определяет порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания.
Согласно п. 2 этого же Приказа Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, СГХУТ составляется Управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурными подразделениями, как правило, в течение 7 дней, но не позднее 2 недель со дня получения извещения об остром заболевании (отравлении), и в течение 2 недель со дня получения извещения о хроническом заболевании.
Никаких дополнений в отношении изменения сроков составления СГХУТ в связи с необходимостью сбора информации до 4 месяцев данная инструкция не содержит, между тем СГХУТ Каменновой Е.Н. была составлена 20.03.2020 г., то есть через 4 месяца после получения извещения.
Согласно п. 6 Приказа Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, описание условий труда работника (п. 4 характеристики) оформляется на основании должностных обязанностей и санитарно-эпидемиологической характеристики условий труда (санитарно-эпидемиологического заключения на производство) непосредственно на рабочем месте, учитываются сведения, полученные от работодателя (или его представителя) и самого работника, другое.
В обязательном порядке указываются характеристики ведущего и всех сопутствующих вредных факторов производственной среды и трудового процесса, режимов труда, которые могли привести к профессиональному заболеванию (отравлению).
Концентрации и уровни вредных производственных факторов (качественные и количественные показатели) указываются на основе документов органов и организаций, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, полученных в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора, протоколов лабораторных и инструментальных исследований при оформлении санитарно-эпидемиологического заключения на производство, продукцию, в т.ч. проведенных НИИ и испытательными центрами, аккредитованными в установленном порядке.
Количественная характеристика вредного фактора производственной среды должна быть представлена в динамике за максимально возможный период работы в данной профессии.
Как следует из документов, предоставленных в судебное заседание представителями ГБУ СО «СОВЛ», а именно протоколов оценки биологического фактора, оценки световой среды, оценки тяжести трудовой процесса №, №, №-Т от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Самарский центр безопасности труда» осуществлялась специальная оценка условий труда старшего лаборанта, однако СГХУТ от ДД.ММ.ГГГГ не содержит никаких упоминаний о проведенной специальной оценки условий труда в 2017г. Данные сведения не нашли своего отражения в СГХУТ.
Из содержания п. 6-8.3 СГХУТ следует, что лабораторные исследования не проводились, а соответственно вредных факторов на рабочем месте Каменновой Е.Н. нет.
Согласно п. 7 Приказа Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания», при отсутствии данных лабораторных и инструментальных исследований управление поручает Федеральному государственному учреждению здравоохранения - центру гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора проведение таких исследований на рабочем месте.
Однако Управлением Роспотребнадзора этого сделано не было.
Согласно п. 9 Приказа Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, пункты санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) с 6 по 17 оформляются в соответствии с протоколами лабораторно-инструментальных исследований и измерений факторов производственной среды и положениями действующего санитарного законодательства.
Согласно п. 1.8. Приказа Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в РФ» (вместе с «Инструкцией о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №»), для составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника работодатель обязан представить представителям центра Госсанэпиднадзора результаты производственного контроля, аттестации рабочих мест, а также данные лабораторных и инструментальных исследований вредных факторов производственной среды и трудового процесса, хронометражные данные и др., выполненные за счет собственных средств.
Согласно п. 3.2. этого же Приказа Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, центр Госсанэпиднадзора при получении извещения в 2-х недельный срок представляет в учреждение здравоохранения, установившее предварительный диагноз, санитарно-гигиеническую характеристику, предварительно получив следующие документы: копию трудовой книжки больного; результаты предварительного и периодических медицинских осмотров (при наличии, по возможности, за весь период работы); сведения о наличии у работника ранее установленного диагноза профзаболевания.
Результаты периодических медицинских осмотров и сведений о наличии ранее установленного диагноза профзаболевания у Каменновой Е.Н. в распоряжении Управления Роспотребнадзора не было, как это следует из п. 21-22 СГХУТ, однако это обстоятельство не препятствовало сделать вывод о том, что истец Каменнова Е.Н. могла заразиться бруцеллезом в период с ДД.ММ.ГГГГ, работая ветеринарным врачом в совхозе-техникуме, так как согласно информации ГБУ СО «Самарское ветеринарное объединение» в тот период 3-е отделение совхоза-техникума было объявлено неблагополучным пунктом по бруцеллезу.
При этом никаких документальных доказательств, позволяющих утверждать, что Каменнова Е.Н. заразилась бруцеллезом именно в этот период у Управления Роспотребнадзора не было.
При этом, СГХУТ не содержит никаких данных о том, что в период своей работы в Безенчукском отделе ГБУ СО «СОВЛ» с 2016 по 2019 годы Каменова Е.Н. работала с патогенами, вызывающими угрозу заболевания бруцеллезом и что по результатам исследований на бруцеллез, которыми занимался Безенчукский отдел ГБУ СО «СОВЛ» также объявлялись неблагополучными ряд населенных пунктов и фермерских хозяйств, с материалами которых работала Каменнова Е.Н.
Доводы представителя Управления Роспотребнадзора на то обстоятельство, что у некоторых лиц, которые ранее работали с Каменновой Е.Н. на прежних местах работы был диагностирован бруцеллез, а на нынешнем месте работы заболевание выявлено только у Каменновой Е.Н. и больше ни у одного из работников Безенчукского ГБУ СО «СОВЛ», а значит Каменнова Е.Н. заболела в период с 1989-1993 годы, являются несостоятельными, так как не диагностированное на сегодня заболевание не дает оснований полагать, что лицо, у которого оно имеется, не поражено данным заболеванием.
Статья 184 ТК РФ устанавливает что при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника; виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» относит к субъектам страхования застрахованного, которым является, в том числе физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности, и определяет страховой случай как подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (ст. 3).
Подпункт 5 п. 2 ст. 17 этого Федерального закона возлагает на страхователя - юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 данного Федерального закона, обязанность расследовать страховые случаи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Конституция Российской Федерации гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод и на обжалование в суд решений действий (или бездействия) органов государственной власти (статья 46, части 1 и 2), не устанавливает непосредственно определенный порядок его реализации. Способы и процедуры судебной защиты, их особенности применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются федеральными законами.
Статья 16 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусматривает право застрахованного на обжалование решений по вопросам расследования страховых случаев в государственную инспекцию труда, профсоюзные органы и в суд, а также на защиту своих прав и законных интересов, в том числе в суде (п.п. 3 и 4 п. 1).
Таким образом, приведенные законоположения обеспечивают функционирование механизма судебной защиты в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантируют физическому лицу, получившему повреждение здоровья вследствие профессионального заболевания, судебную защиту его прав и законных интересов, в том числе по вопросам расследования профессиональных заболеваний.
Отсутствие в п. 1.7 Инструкции положений, регулирующих право на обращение в суд, а также закрепление права работодателя (его представителя, работника) при несогласии с санитарно-гигиенической характеристикой направить апелляцию в вышестоящее по подчиненности учреждение государственного санитарно-эпидемиологического надзора, не могут расцениваться как ограничение права на судебную защиту установленного федеральным законом.
Согласно пунктам 2-3 Инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания, утвержденной приказом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется ФИО1 по субъекту Российской Федерации или его структурными подразделениями, подписывается специалистами ФИО1, утверждается главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации и заверяется печастью.
В силу пунктов 10, 13 и 14 Положения, санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника является одним из документов, на основании которого учреждение здравоохранения и специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клиника или отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля) устанавливают заключительный диагноз - острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление) соответственно.
Таким образом, учреждения здравоохранения и центры профессиональной патологии не имеют собственной компетенции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда и изменению ее содержания.
В связи с этим правило, изложенное в пункте 1.7 Инструкции, о направлении апелляции в вышестоящее по подчиненности учреждение государственного санитарно-эпидемиологического надзора фактически является разъяснением пункта 35 Положения в той части, в которой данный пункт наряду с судебным порядком предусматривает возможность рассмотрения разногласий по вопросам установления диагноза профессионального заболевания в административном порядке.
Заявленный по делу иск, как основанное на положениях действующего законодательства, подлежит удовлетворении.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Каменновой Елены Николаевны удовлетворить.
Признать санитарно-гигиеническую характеристику условий труда Каменовой Елены Николаевны при подозрении у работника профессионального заболевания № 22-16-01 от 12.03.2020 не соответствующим закону.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Самарская областная ветеринарная лаборатория» представить у Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека полный пакет документов для пересоставления санитарно-гигиенической характеристики условий труда Каменновой Елены Николаевны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Резолютивная часть решения суда оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
СУДЬЯ_________________