2-605/12
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2012 года. г.Борисоглебск.
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего - судьи: Максимовой В.В.
при секретаре: Гринцевич Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Евстафьева Сергея Алексеевича к администрации Борисоглебского городского округа о признании частично недействительными постановления администрации г. Борисоглебска и Борисоглебского района, свидетельства на право собственности на землю, включении земельного участка в состав наследственного имущества,
Установил:
По данным БТИ <адрес> жилой <адрес> значится за ФИО2 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ реестр №.
При доме, согласно правоустанавливающим документам, имеется земельный участок площадью 737 кв.м.
По состоянию на декабрь 1993 года жилой дом принадлежал ФИО2
Постановлением администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков в собственность и в пожизненное наследуемое владение гражданам <адрес>» Ефстафьевой (так в документе) ФИО2 в собственность и в пожизненное наследуемое владение бесплатно был передан земельный участок площадью 737 кв.м., с указанием адреса расположения земельного участка: <адрес> (так в документе).
В постановлении администрации <адрес> и <адрес> не правильно указана фамилия правообладателя земельного участка, указан неверный адрес расположения земельного участка и указано два вида права на земельный участок: в собственность бесплатно и в пожизненное наследуемое владение.
На основании указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было выдано свидетельство на право собственности на землю № на земельный участок с указанием площади земельного участка 737 кв.м. и адреса расположения земельного участка: <адрес>.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем отделом ЗАГС <адрес> составлена актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ и выдано свидетельство о смерти серия II- СИ №.
Наследником по закону к её имуществу является муж – ФИО3 –истец по настоящему делу. Дети умершей: ФИО4 и ФИО5 отказались от принятия наследства в пользу отца -ФИО3.
В состав наследственного имущества, открывшегося после её смерти, входит, в том числе, земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу.
ФИО3 обратился в суд с иском к администрации Борисоглебского городского округа о признании частично недействительными: постановления администрации <адрес> и <адрес> в части указания фамилии правообладателя «Ефстафьевой» Н.И. вместо правильного «ФИО8» Н.И., в части указания неверного адреса расположения земельного участка, в части определения вида права на земельный участок, в части неверно указанной площади земельного участка, а свидетельства на право собственности на землю в части указания адреса расположения земельного участка <адрес>, вместо <адрес>, в части указания площади земельного участка, поскольку его фактическая площадь составляет 746 кв.м., включении земельного участка в состав наследственного имущества после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Все изложенные несоответствия земельного участка в постановлении администрации и в свидетельстве на право собственности на землю препятствуют ему в оформлении прав наследства на указанный земельный участок.
В судебное заседание истец ФИО3 не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, имеется заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика - администрации Борисоглебского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. От представителя поступило заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие.
Борисоглебский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
ФИО4 и ФИО5 –третьи лица по настоящему делу, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в представленных суду заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, рассмотрев материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что во всех официальных документах ФИО2 в свидетельстве о смерти, в паспорте, выданным Борисоглебским ГРОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в пенсионном удостоверении №, в свидетельстве о заключении брака с ФИО3 - фамилия наследодателя указана, верно - «ФИО8» Н.И.
Суд приходит к выводу, что при написании фамилии «Ефстафьева» Н.И. вместо правильного «ФИО8» Н.И. в постановлении администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была допущена ошибка.
Согласно справки БТИ <адрес>, адрес расположения жилого дома: <адрес>, вместо неверно указанного в оспариваемых документах: постановлении главы администрации и в свидетельстве на право собственности на землю адреса: <адрес>.
По смыслу ст. 7 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего в период вынесения оспариваемого постановления, граждане РСФСР имели право на бесплатную передачу в собственность земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, в пределах занимаемой площади.
В результате выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> связи с уточнением местоположения его границ и площади, выявлено несоответствие фактической площади земельного участка и площади указанной в правоустанавливающих документах.
Согласно межевому плану земельного участка, его фактическая площадь составляет 746 кв.м., а не 737 кв.м., указанных в правоустанавливающих документах на землю. Границы участка не переносились, претензий к площади участка со стороны смежных землепользователей не поступило, о чем свидетельствует акт согласования границ участка со смежными землепользователями.
Суд приходит к выводу, что правильная площадь участка составляет 746 кв. м., а не 737 кв.м., указанное несоответствие произошло в результате ошибки, допущенной ранее при измерении линейных размеров участка.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Поэтому требование ФИО3 в части включения земельного участка в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти жены ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане РСФСР имели право по своему выбору на получение земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду. В принятых актах - постановлении главы администрации и свидетельстве на право собственности на землю указано, что земельный участок предоставляется в постоянную собственность и во временное владение.
Статьей 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ установлено, что в случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности именно так и указано в свидетельстве на право собственности на земельный участок, выданном ФИО2 на основании постановления администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд считает установленным то обстоятельство, что земельный участок площадью 746 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> был передан ФИО2 бесплатно в собственность.
Все изложенные обстоятельства дают суду основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 180 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Решил:
Постановление администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче Ефстафьевой (так в документе) ФИО2 в собственность бесплатно и в пожизненное наследуемое владение земельного участка площадью 737 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (так в документе) признать недействительным в части указания неправильного адреса расположения земельного участка и площади земельного участка, в части неверно указанной фамилии правообладателя, в части указания вида права на земельный участок, и считать, что указанным постановлением администрации бесплатно в собственность ФИО2 был передан в собственность земельный участок площадью 746 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Свидетельство на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО2 на земельный участок площадью 737 кв.м., расположенный по <адрес> (так в документе) признать недействительным в части указания неправильного адреса расположения земельного участка, в части неверно указанной площади земельного участка, и считать, что указанное свидетельство выдано ФИО2 на земельный участок площадью 746 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Включить указанный земельный участок площадью 746 кв.м. в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующи
2-605/12
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2012 года. г.Борисоглебск.
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего - судьи: Максимовой В.В.
при секретаре: Гринцевич Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Евстафьева Сергея Алексеевича к администрации Борисоглебского городского округа о признании частично недействительными постановления администрации г. Борисоглебска и Борисоглебского района, свидетельства на право собственности на землю, включении земельного участка в состав наследственного имущества,
Установил:
По данным БТИ <адрес> жилой <адрес> значится за ФИО2 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ реестр №.
При доме, согласно правоустанавливающим документам, имеется земельный участок площадью 737 кв.м.
По состоянию на декабрь 1993 года жилой дом принадлежал ФИО2
Постановлением администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков в собственность и в пожизненное наследуемое владение гражданам <адрес>» Ефстафьевой (так в документе) ФИО2 в собственность и в пожизненное наследуемое владение бесплатно был передан земельный участок площадью 737 кв.м., с указанием адреса расположения земельного участка: <адрес> (так в документе).
В постановлении администрации <адрес> и <адрес> не правильно указана фамилия правообладателя земельного участка, указан неверный адрес расположения земельного участка и указано два вида права на земельный участок: в собственность бесплатно и в пожизненное наследуемое владение.
На основании указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было выдано свидетельство на право собственности на землю № на земельный участок с указанием площади земельного участка 737 кв.м. и адреса расположения земельного участка: <адрес>.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем отделом ЗАГС <адрес> составлена актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ и выдано свидетельство о смерти серия II- СИ №.
Наследником по закону к её имуществу является муж – ФИО3 –истец по настоящему делу. Дети умершей: ФИО4 и ФИО5 отказались от принятия наследства в пользу отца -ФИО3.
В состав наследственного имущества, открывшегося после её смерти, входит, в том числе, земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу.
ФИО3 обратился в суд с иском к администрации Борисоглебского городского округа о признании частично недействительными: постановления администрации <адрес> и <адрес> в части указания фамилии правообладателя «Ефстафьевой» Н.И. вместо правильного «ФИО8» Н.И., в части указания неверного адреса расположения земельного участка, в части определения вида права на земельный участок, в части неверно указанной площади земельного участка, а свидетельства на право собственности на землю в части указания адреса расположения земельного участка <адрес>, вместо <адрес>, в части указания площади земельного участка, поскольку его фактическая площадь составляет 746 кв.м., включении земельного участка в состав наследственного имущества после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Все изложенные несоответствия земельного участка в постановлении администрации и в свидетельстве на право собственности на землю препятствуют ему в оформлении прав наследства на указанный земельный участок.
В судебное заседание истец ФИО3 не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, имеется заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика - администрации Борисоглебского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. От представителя поступило заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие.
Борисоглебский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
ФИО4 и ФИО5 –третьи лица по настоящему делу, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в представленных суду заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, рассмотрев материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что во всех официальных документах ФИО2 в свидетельстве о смерти, в паспорте, выданным Борисоглебским ГРОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в пенсионном удостоверении №, в свидетельстве о заключении брака с ФИО3 - фамилия наследодателя указана, верно - «ФИО8» Н.И.
Суд приходит к выводу, что при написании фамилии «Ефстафьева» Н.И. вместо правильного «ФИО8» Н.И. в постановлении администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была допущена ошибка.
Согласно справки БТИ <адрес>, адрес расположения жилого дома: <адрес>, вместо неверно указанного в оспариваемых документах: постановлении главы администрации и в свидетельстве на право собственности на землю адреса: <адрес>.
По смыслу ст. 7 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего в период вынесения оспариваемого постановления, граждане РСФСР имели право на бесплатную передачу в собственность земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, в пределах занимаемой площади.
В результате выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> связи с уточнением местоположения его границ и площади, выявлено несоответствие фактической площади земельного участка и площади указанной в правоустанавливающих документах.
Согласно межевому плану земельного участка, его фактическая площадь составляет 746 кв.м., а не 737 кв.м., указанных в правоустанавливающих документах на землю. Границы участка не переносились, претензий к площади участка со стороны смежных землепользователей не поступило, о чем свидетельствует акт согласования границ участка со смежными землепользователями.
Суд приходит к выводу, что правильная площадь участка составляет 746 кв. м., а не 737 кв.м., указанное несоответствие произошло в результате ошибки, допущенной ранее при измерении линейных размеров участка.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Поэтому требование ФИО3 в части включения земельного участка в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти жены ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане РСФСР имели право по своему выбору на получение земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду. В принятых актах - постановлении главы администрации и свидетельстве на право собственности на землю указано, что земельный участок предоставляется в постоянную собственность и во временное владение.
Статьей 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ установлено, что в случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности именно так и указано в свидетельстве на право собственности на земельный участок, выданном ФИО2 на основании постановления администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд считает установленным то обстоятельство, что земельный участок площадью 746 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> был передан ФИО2 бесплатно в собственность.
Все изложенные обстоятельства дают суду основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 180 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Решил:
Постановление администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче Ефстафьевой (так в документе) ФИО2 в собственность бесплатно и в пожизненное наследуемое владение земельного участка площадью 737 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (так в документе) признать недействительным в части указания неправильного адреса расположения земельного участка и площади земельного участка, в части неверно указанной фамилии правообладателя, в части указания вида права на земельный участок, и считать, что указанным постановлением администрации бесплатно в собственность ФИО2 был передан в собственность земельный участок площадью 746 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Свидетельство на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО2 на земельный участок площадью 737 кв.м., расположенный по <адрес> (так в документе) признать недействительным в части указания неправильного адреса расположения земельного участка, в части неверно указанной площади земельного участка, и считать, что указанное свидетельство выдано ФИО2 на земельный участок площадью 746 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Включить указанный земельный участок площадью 746 кв.м. в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующи