Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-402/2015 (2-12501/2014;) ~ М-13784/2014 от 02.12.2014

Дело № 2-402/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 12 » января 2015 года                      ***

Благовещенский городской суд *** в составе:

председательствующего судьи Воробьёвой В.С.,

при секретаре Безруковой И.О.,

с участием истца К., его представителя Представитель1, действующей на основании устного ходатайства,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Управлению ЖКХ администрации *** о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности произвести выплату на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации,

установил:

К. в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование которого указал, что он обратился в Управление ЖКХ администрации *** с заявлением и приложением всех имеющих отношение к делу документов о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения и возложении обязанности включить в списки граждан на получение указанной социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, находящегося по адресу: ***, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории *** и *** в *** году. Управлением ЖКХ администрации *** истец был включен в списки на получение социальной выплаты, кроме того, ему было выдано заключение о признании необходимым произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ***. Однако на момент подачи иска денежные средства в сумме *** на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ***, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации на расчетный счет истца перечислены не были.

На основании изложенного истец просит суд возложить на Управление ЖКХ администрации *** обязанность произвести выплату на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании истец К. и его представитель Представитель1 на удовлетворении исковых требований настаивали, пояснили об изложенных в иске обстоятельствах.

В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом представитель администрации ***, министерства финансов ***, просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители министерства строительства и архитектуры ***, Управление ЖКХ администрации ***, министерства финансов Российской Федерации, правительства ***, о причинах неявки суду не сообщившие. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца и его представителя, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к следующему.

В ходе разбирательства по настоящему делу судом с достоверностью установлено, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: *** является ТретьеЛицо1, мать К., которая, как следует из пояснений истца в ходе судебного заседания, находится у него под опекой.

В соответствии с распоряжением губернатора *** от ****** на территории *** установлен режим чрезвычайной ситуации с ***.

Заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от *** *** указанное жилое помещение признано требующим капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения. Из заключения также следует, жилое помещение пострадало в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе – сентябре *** года на территории ***.

Согласно выводов технического обследования жилого помещения, расположенного по адресу: ***, выполненного ООО «***» по заказу К. техническое состояние здания в целом и отдельных его основных несущих, ограждающих конструкций - ограниченно работоспособное. В *** году на территории *** и *** в частности сложилась чрезвычайная ситуация, о чем свидетельствует распоряжение ****** от *** «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории амурской области», в нем приводится информация филиала федерального государственного бюджетного учреждения «*** ***» о повышении нормального подпорного уровня воды и сильных проливных дождях на территории области и ***, что привело к подтоплению участка с жилом домом по адресу ***. Причинами возникновения выявленных недостатков и повреждений жилого дома явилось водонасыщенное состояние грунтов основания вследствие подтопления участка с жилым домом по адресу *** (о чем свидетельствуют исходные материалы акты обследования ***) и как следствие подмыв грунта, морозное пучение грунтов в зимний период, что привело, трещинам по фундаменту здания, передачи деформации на брусчатые стены и повсеместному разрушению штукатурного слоя.

Как следует из искового заявления, истец обратился в Управление ЖКХ администрации *** с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты на капитальный ремонт в связи с повреждением жилого помещения, расположенного по *** в результате чрезвычайной ситуации, по результатам рассмотрения которого управлением было принято решение о включении К. в списки на получение социальной помощи на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, а также вручены заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания *** от *** года.

Между тем, несмотря на то, что истец включен в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, до настоящего времени денежные средства на капитальный ремонт К. не получены, что нарушает его право на получение гарантированной государством финансовой помощи как лицу, чье единственное жилое помещение пострадало в результате чрезвычайной ситуации.

Разрешая заявленные требования истца, суд приходит к следующему.

В связи с крупномасштабным наводнением на территориях *** и необходимостью оперативной ликвидации его последствий Президентом Российской Федерации издан Указ от *** *** «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях *** ***

Данный нормативный акт, признавая важнейшей государственной задачей ликвидацию в кратчайшие сроки последствий крупномасштабного наводнения на территории указанных регионов, предусматривает конкретные меры для решения данной задачи и основы расходования средств федерального бюджета на указанные цели.

В качестве конкретной меры, направленной на скорейшую ликвидацию последствий наводнения, подпунктом «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от *** *** предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья ***. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и установление порядка выделения указанных средств.

На территории *** правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре *** года, в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений регламентированы *** от *** № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре *** года на территории ***, мер поддержки на цели капитального ремонта».

Указанный законодательный акт закрепляет право граждан, отвечающих установленным условиям, на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений

В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона, право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

По смыслу приведенной нормы указанная социальная выплата, носящая целевой характер, направлена на оказание гражданам, постоянно проживавшим в жилом помещении, помощи в восстановлении утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилья, для которых данное помещение являлось единственным местом, пригодным для проживания на день объявления режима чрезвычайной ситуации.

В случае соответствия пострадавшего лица всем обязательным условиям предоставления социальной выплаты, указанный гражданин в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, подлежит включению в список граждан, жилые помещения которых повреждены, что в последующем является основанием для выплаты указанному гражданину денежных средств в установленном размере.

Механизм приема и рассмотрения заявлений и документов от граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт, порядок формирования списка граждан, а также осуществления выплат пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений на территории муниципального образования *** установлен Порядком предоставления социальной выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре *** года, на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений (утв. постановлением администрации *** от *** ***).

Пунктом 1.7 Порядка закреплено, что меры поддержки предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до главного распорядителя бюджетных средств, которым является управление жилищно-коммунального хозяйства администрации ***.

Предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, имеющим право на ее получение, осуществляется посредством направления соответствующих денежных средств в размере, определенном в соответствии со статьей *** от *** № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре *** года на территории ***, мер поддержки на цели капитального ремонта» и пунктом 1.3 настоящего Порядка, на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях.

Таким образом, по смыслу изложенного, включение пострадавшего гражданина в списки граждан, жилые помещения которых были повреждены в результате чрезвычайной ситуации, прошедших необходимые согласования и утвержденных главой администрации *** является безусловным основанием для предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в установленном размере.В соответствии с пунктом 2.5 указанного Порядка (в редакции постановления администрации *** от ******) для получения социальной выплаты гражданин лично либо через уполномоченного представителя направляет в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации *** заявление о предоставлении социальной выплаты по форме согласно приложению *** к настоящему Порядку.

К заявлению прилагаются оригиналы и копии следующих документов:

документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживающих в поврежденном жилом помещении;

правоустанавливающие документы на поврежденное жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении);

документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.

Специалист управления, в должностные обязанности которого входит принятие заявления и документов от граждан, претендующих на получение социальной выплаты, осуществляет регистрацию принятых заявлений и документов в день их поступления с указанием номера и даты регистрации (пункт 2.6 Порядка).

Исходя из положений пункта 2.7 Порядка, управление в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов:

осуществляет проверку сведений о наличии у гражданина и членов его семьи, проживающих в утраченном жилом помещении, жилых помещений, предоставленных на условиях социального найма, о принятых решениях в отношении поврежденных жилых помещений о необходимости и возможности проведения капитального ремонта;

направляет межведомственные запросы в органы, располагающие необходимой информацией, о наличии у граждан на праве собственности иных жилых помещений, пригодных для проживания.

В силу пункта 3.1 Порядка управление в течение 5 рабочих дней со дня регистрации ответов на запросы, указанные в п. 2.7 настоящего Порядка, формирует списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, по форме согласно приложению *** к настоящему Порядку.

Согласованный список подлежит утверждению главой администрации ***. Утвержденный список является основанием для предоставления гражданам, включенным в данный список, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Как следует из материалов дела собственником жилого помещения, расположенного по адресу: *** является ТретьеЛицо1, мать истца К., которая, как следует из пояснений самого истца в ходе судебного заседания, находится у него под опекой. В указанном жилом помещении истец зарегистрирован с *** и постоянного проживает. Материалы дела не содержат сведений о принадлежности истцу и его матери иного пригодного для проживания жилого помещения.

Кроме того, согласно доводов искового заявления, на основании заключения от *** *** по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции управление ЖКХ администрации *** включило К. в списки граждан на получение мер социальной поддержки в виде выплат на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений.

Доказательств обратного управлением ЖКХ администрации *** в нарушение статьи 56 ГПК РФ суду также не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истец К., будучи опекуном собственника жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, зарегистрированная и проживающая в нем, вправе претендовать на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом *** от *** № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре *** года на территории ***, мер поддержки на цели капитального ремонта».

Разрешая требования истца о возложении обязанности на Управление ЖКХ администрации *** обязанность предоставить К. социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в *** в августе-сентябре *** года суд приходит к следующему.

Социальная выплата на капитальный ремонт считается предоставленной после перечисления соответствующих денежных средств в размере, определенном в соответствии со статьей 4 Закона, на счет, указанный гражданином в заявлении (пункт 6 Порядка расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, утв. Постановлением Правительства *** *** от ***).

Между тем, действующими нормативными документами, регулирующими порядок предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт пострадавшего жилья не установлен срок, в течение которого должно быть осуществлено перечисление денежных средств на счет пострадавшего лица.

По мнению суда, в условиях правовой неопределенности, касающейся срока предоставления денежных средств на указанные цели, такая выплата должна быть произведена главным распорядителем бюджетных средств в разумный срок, с учетом характера сложившихся между гражданином и органом местного самоуправления правоотношений, социальной значимости вопроса осуществления капитального ремонта жилых помещений, являющихся единственным местом жительства лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, с учетом срочности государственной помощи, объективной нуждаемости пострадавших лиц в оказании такой помощи.

Из письменного отзыва, представленного министерством юстиции *** следует, что согласно Порядка предоставления социальной выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре *** года, на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений (утв. постановлением администрации *** от *** ***), главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции является министерство строительства и архитектуры ***. Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету *** виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре *** года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***. Субвенция предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год, и доведенных лимитов бюджетных обязательств. Средства субвенции направляются муниципальным образованиям на основании заключенного соглашения о взаимодействии муниципального образования и главного распорядителя. Органы местного самоуправления расходуют субвенцию на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт, которая перечисляется гражданам, имеющим право на ее получение. Меры поддержки по настоящему Порядку предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до главного распорядителя бюджетных средств. Главным распорядителем субсидии является управление жилищно-коммунального хозяйства администрации *** (пункт 1.8 Порядка предоставления социальной выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре *** года, на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, утвержденного постановлением администрации *** от *** ***).

Существо указанного отзыва свидетельствует о том, что поскольку финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе *** об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период, то реализация пострадавшими гражданам возникшего права на получение государственных мер социальной поддержки до поступления указанных денежных средств не представляется возможным.

Между тем, анализируя приведенные положения нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления социальных выплат пострадавшим гражданам в их взаимосвязи с конституционными принципами приоритета прав и свобод человека и гражданина, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению социальных выплат на цели капитального ремонта жилых помещений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Действующим законодательством в сфере оказания государственной поддержки лицам, пострадавшим от наводнения на территории *** в 2013 году, не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении социальной выплаты как отсутствие финансирования (либо использование выделенных денежных средств на текущий финансовый год в полном объеме), при этом реализация возникшего права на компенсацию причиненного ущерба не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств, а также от срока поступления денежных средств из соответствующего бюджета.

Учитывая приведенные выше фактические обстоятельства в совокупности с правовым регулированием вопроса оказания пострадавшим гражданам мер государственной поддержки на цели капитального ремонта пострадавших жилых помещений, принимая во внимание характер защищаемого К. права, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению и полагает возможным возложить на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации *** обязанность произвести К. социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

С учетом характера защищаемого права суд усматривает достаточные основания для обращения принимаемого решения к немедленному исполнению. Соответствующее заявление истца подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования К. удовлетворить.

Признать за К. право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу ***, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в *** в августе-сентябре *** года.

Обязать Управление ЖКХ администрации *** предоставить К. социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу ***, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в *** в августе-сентябре *** года.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий    

Мотивированное решение принято ***.            

2-402/2015 (2-12501/2014;) ~ М-13784/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коновец Александр Сергеевич
Ответчики
Администрация г Благовещенска
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Воробьева Виолетта Сергеевна
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
02.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2014Передача материалов судье
05.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2015Судебное заседание
12.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее