УИД № 28RS0004-01-2020-000556-08
производство № 2-1568/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретаре Коваленко Е.Г.,
С участием представителя истца Горшковой А.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Благовещенска к Ерохиной Е. С. о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Благовещенска обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области настоящим исковым заявлением к Ерохиной Е.С., в обоснование заявленных требований указав, что в 2016 году Ерохиной Е.С. в рамках программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области» была предоставлена субсидия в размере 282 430 рублей на условиях софинансирования расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, на основании договора от 26.12.2016 года. В соответствии с Порядком предоставления гранта заявитель, получивший грант, обязан предоставить анкету о предоставлении гранта, по требованию главного распорядителя предоставить документацию, необходимую для контроля за исполнение обязательств, возвратить грант в бюджет в полном объеме в случае, если в течение двух лет после года получения гранта нарушены условия получения гранта. Согласно договору от 26.12.2016 года получатель гранта осуществляет предпринимательскую деятельность на территории города Благовещенска в соответствии с предоставленным бизнес-планом «Создание студии красоты «Елена» не менее 36 месяцев со дня заключения настоящего договора, и в срок до 15.01.2017 года, 15.01.2018 года, 15.01.2019 года предоставляет главному распорядителю анкету получателя поддержки по форме. Получатель несет ответственность за достоверность и своевременность предоставляемой главному распорядителю информации и документов, также за целевое использование полученного гранта. Договором также предусмотрено, что в случае выявления главным распорядителем фактов неисполнения получателем условий договора, сумма гранта подлежит возврату в доход городского бюджета в полном объеме. В ходе проведения администрацией города Благовещенска контрольных мероприятий было установлено, что Ерохина Е.С. индивидуальную деятельность не осуществляет, 31.01.2019 года Ерохина Е.С. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Администрацией города Благовещенска ответчику было направлено требование о предоставлении субсидии, однако до настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены. Условия договора о предоставлении гранта ответчиком не исполнены, в связи с чем полученные ей денежные средства являются неосновательным обогащением. Поскольку денежные средства в установленный договором срок не возвращены, с ответчика также подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами.
На основании изложенного, Администрация города Благовещенска просила суд взыскать с Ерохиной Е.С. в пользу администрации города Благовещенска в доход городского бюджета денежные средства в размере 282 430 рублей; проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 18.06.2019 года по 22.01.2020 года в размере 11 688 рублей 92 копеек; проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму основанного долга, начиная с 23.01.2020 года, по день фактической уплаты основного долга по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующий период.
Будучи извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства по средствам телефонной связи (телефонограмма от 12.02.2020 года) в него не явилась ответчик, сведений о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении не заявляла. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, суд определил рассматривать дело в отсутствие не явившегося ответчика.
В судебном заседании представитель истца на требованиях искового заявления настаивала, подробно указала на обстоятельства, изложенные в иске, просила взыскать с Ерохиной Е.С. в пользу администрации города Благовещенска в доход городского бюджета денежные средства в размере 282 430 рублей; проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 18.06.2019 года по 22.01.2020 года в размере 11 688 рублей 92 копеек; проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму основанного долга, начиная с 23.01.2020 года, по день фактической уплаты основного долга по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующий период.
Выслушал объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий: 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 445 утверждена государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области».
Подпрограммой № 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области» установлено, что её целью является создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области посредством решения задач по улучшению финансового положения, развитие производственного и инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства области; по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства области; по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях области; по формированию положительного имиджа предпринимательства, совершенствование информационного и образовательного обеспечения, развитие делового сотрудничества бизнеса и власти.
В рамках указанной подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области» 26 декабря 2016 года между Администрацией города Благовещенска и Ерохиной Е.С. был заключен договор № 268 о предоставлении гранта в форме субсидии начинающим субъектам малого предпринимательства.
Сумма гранта составила 282 430 рублей за счет средств федерального бюджета, предоставляемая разовым платежом (п. 1.3).
Пунктом 2.1.1 Договора установлено, что главный распорядитель в течение 15 дней со дня подписания настоящего договора перечисляет получателю грант из городского и областного бюджетов на счет, открытый в кредитной организации и указанный в настоящем договоре.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и стороной ответчика не оспаривалось, что от администрации города Благовещенска на расчетный счет Ерохиной Е.С. поступили денежные средства в размере 282 430 рублей.
Рассматривая обоснованность требований истца, суд приходит к следующему.
Постановление Администрации города Благовещенска от 03.10.2014 года № 4129 утверждена муниципальная программа «Экономическое развитие города Благовещенска на 2015 - 2021 годы» вместе с Порядком предоставления гранта в форме субсидии начинающим субъектам малого предпринимательства.
Указанным Порядком определяются цели, условия, механизм предоставления гранта в форме субсидии начинающим субъектам малого предпринимательства, критерии отбора субъектов малого предпринимательства, порядок возврата гранта в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим грант, и органом муниципального финансового контроля соблюдения получателями гранта условий, целей и порядка предоставления, а также порядок возврата в текущемфинансовом году получателем гранта остатков гранта, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных договорами о предоставлении гранта.
В соответствии с п. 8.1 Порядка заявитель, получивший Грант, обязан: представлять в Управление анкету получателя поддержки по форме и в сроки, установленные пунктом 2.2.5 договора о предоставлении Гранта согласно приложению № 5 к настоящему Порядку (пп. 8.1.1); представлять по первому требованию главного распорядителя со дня заключения договора и в течение двух лет после года получения Гранта документацию, необходимую для контроля за исполнением обязательств, установленных настоящим Порядком (пп. 8.1.2).
Подпунктом 8.1.3 предусмотрено, что заявитель, получивший Грант, обязан возвратить Грант в бюджет в полном объеме в случае, если в течение двух лет после года получения Гранта нарушены условия получения Гранта, предусмотренные настоящим Порядком; не представлены отчеты в срок, предусмотренный подпунктом 8.1.1 настоящего Порядка; установлен факт нецелевого расходования Гранта.
Требования о возврате гранта по указанным выше причинам также содержатся в договоре № 268 от 26.12.2016 года, заключенном между Администрацией города Благовещенска и Ерохиной Е.С.
Кроме этого, положения договора № 268 от 26.12.2016 года также предусматривают ответственность сторон в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору (п. 3.1); также то, что получатель несет ответственность за достоверность и своевременность предоставляемой Главному распорядителю информации и документов, предусмотренных настоящим договором; целевое использование гранта, полученного по настоящему договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 3.3).
Пунктом 3.4 Договора установлено, что при выявлении главным распорядителем фактов неисполнения получателем условий, установленных порядком и настоящим договором, сумма гранта подлежит возврату в доход городского бюджета в полном объеме не позднее 30 дней со дня получения соответствующего требования от главного распорядителя.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 09.01.2020 года, ответчик Ерохина Е.С. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 31 января 2019 года.
В связи с установлением Администрацией города Благовещенска неосуществление Ерохиной Е.С. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и нарушение ей условий договора № 268 от 26.12.2016 года, истцом было направлено в адрес ответчика требование о возврате полученной субсидии в связи с нарушением Порядка предоставления граната и условий договора.
Судом установлено, что требование администрации города Благовещенска ответчиком не исполнено, денежные средства возвращены не были.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете, при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, которую необходимо рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, учитывая, что ответчик Ерохина Е.С. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не сообщила о данных обстоятельствах истцу, тем самым, нарушив условия договора о предоставлении гранта в форме субсидии, денежные средства по требованию Администрации города Благовещенска в добровольном порядке в бюджет города не вернула, при этом каких-либо доказательств обратному Ерохиной Е.С. не приведено, суд находит требования администрации города Благовещенска обоснованными.
Таким образом, требования Администрации города Благовещенске о взыскании с Ерохиной Е.С. в доход городского бюджета денежных средств в размере 282 430 рублей подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Установив, что денежные средства по договору № 268 от 26.12.2016 года ответчик Ерохина Е.С. не возвратила, суд находит требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами также основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Согласно расчету истца, за период с 18.06.2019 года по 22.01.2020 года размер процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 11 688 рублей 92 копейки.
Ответчиком возражений по указанному расчету не заявлено, доказательств, опровергающих расчет истца, не приведено, как и не представлено иного варианта расчета.
Проверив представленный стороной истца расчет, суд признает его соответствующим положениям действующего законодательства, арифметически верным и подлежащим принятию.
На основании изложенного, суд считает необходимым взыскать с Ерохиной Е.С. в пользу истца проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 18.06.2019 года по 22.01.2020 года в сумме 11 688 рублей 92 копеек.
Поскольку проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору (п. 3 ст. 395 ГК РФ), разрешая требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, суд пришел к выводу о том, что с ответчика подлежат взысканию названные проценты, начиная с 23.01.2019 года, по дату фактического погашения ответчиком задолженности по основному долгу в размере 282 430 рублей, исходя из расчета ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период.
При этом день фактического исполнения обязательства включается в период расчета процентов.
При подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6 141 рубля 10 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Ерохиной Е. С. в пользу Администрации города Благовещенска в доход городского бюджета денежные средства в размере 282 430 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 18.06.2019 года по 22.01.2020 года в размере 11 688 рублей 92 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму основного долга 282 430 рублей, начиная с 23.01.2020 года, по день фактической уплаты основного долга по ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период.
Взыскать с Ерохиной Е. С. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 141 рубля 10 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Фирсова
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2020 года.