дело № 2а-301/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 сентября 2016 года село Богатое
Судья Богатовского районного суда Самарской области В.Н. Бугаева, при секретаре А.А. Купаеве, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области к Фоминой М.В. о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Самарской области обратилась в Богатовский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением, указав, что на оснований сведений, представленных в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст.85 НК Российской Федерации, административный ответчик Фомина М.В. является собственником транспортных средств, то есть объектов, подлежащих налогообложению. Следовательно, является плательщиком транспортного налога. 26 апреля 2015 г. налоговым органом административному ответчику Фоминой М.В. было направлено налоговое уведомление № с указанием налогового периода об уплате транспортного налога в размере 6759,67 руб. в срок до 1 октября 2015 г. Налогоплательщик Фомина М.В. обязанности по уплате указанного налога в установленный срок добровольно не исполнил. За несвоевременную уплату налога налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК Российской Федерации административному ответчику начислены пени. Требованием № от 15 октября 2015 г. налогоплательщику Фоминой М.В. предложено в срок до 18 декабря 2015 г. уплатить налог и пени, однако своевременно в добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате обязательных платежей и санкций. В связи с этим административный истец Межрайонная ИФНС России № 8 по Самарской области просит взыскать с административного ответчика Фоминой М.В. задолженность по транспортному налогу в размере 6759,67 руб. и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 24,18 руб. по состоянию на 15 октября 2015 г., всего в сумме 6783,85 руб.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные требования поддерживают в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Фомина М.В., исковые требования признала частично. Пояснила, что автомобиль <данные изъяты> г/н № снят с учета в связи с утилизацией с ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль <данные изъяты> г/н № был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день ДД.ММ.ГГГГ был снят с учета в связи с продажей. В связи с отсутствием в собственности объектов налогообложения автомобилей <данные изъяты> г/н № и <данные изъяты> г/н №, считает требование об уплате транспортного налога в данной части не обоснованными. Об отсутствии в собственности данных транспортных средств неоднократно направляла информацию в налоговый орган. В части неоплаты транспортного налога за 2014 года за автомобили <данные изъяты> г/н № и <данные изъяты> г/н № исковые требования признает.
Исследовав материалы дела, проверив изложенный в приложениях к административному исковому заявлению расчет взыскиваемой суммы, информацию из РЭО ГИБДД МВД <адрес> о регистрации за Фоминой М.В. транспортных средств, суд считает требования административного истца о взыскании обязательных платежей и санкций обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Согласно ст. 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 1 ст. 23 НК Российской Федерации и ст. 57 Конституции Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу действующего налогового законодательства налогоплательщики – физические лица уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с положениями ст. 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17.12.1996 № 20-П, Определение от 08.02.2007 № 381-О-П), что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Согласно ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК Российской Федерации (пункт 3). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК Российской Федерации (пункт 6).
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет.
Из п. 2 ст. 45 НК Российской Федерации следует, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК Российской Федерации.
В силу ст. 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
С учетом изложенных положений закона требование о взыскании пени в судебном порядке может быть заявлено как одновременно с требованием о взыскании недоимки, на которую начислена пени, так и отдельно, то есть после уплаты налогоплательщиком суммы налога в добровольном порядке либо после вынесения судом решения о взыскании недоимки.
Согласно п. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Фомина М.В. в соответствии с со ст. ст. 357, 358 НК Российской Федерации является плательщиком транспортного налога, поскольку в спорный налоговый период по данным налогового органа Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области в ее собственности находились автомобили: <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, <данные изъяты> с государственным регистрационным №.
Административным истцом Межрайонной ИФНС России №8 по Самарской области в соответствии с главой 28 НК Российской Федерации был исчислен налог и направлено административному ответчику Фоминой М.В. налоговое уведомление № от 26 апреля 2015 г. (л.д. 12-13) о необходимости уплаты в срок не позднее 1 октября 2015 г. исчисленной налоговым органом суммы транспортного налога, объекты налогообложения:
- автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № за 2014 год в размере 1243,20 руб.;
- автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № за 2014 год в размере 1140,80 руб.;
- автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № за 2014 год в размере 1552,00 руб.;
- автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным № за 5 месяцев 2014 года в размере 2823,67 руб.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога в соответствии со ст. 75 НК Российской Федерации налоговым органом было начислено пени за период с 2 октября 2015 г. по 14 октября 2015 г. (л.д. 15) по транспортному налогу в размере 24,18 руб., и 21 октября 2015 г. направлено требование № об уплате в срок до 18 декабря 2015 г. налога и пени по состоянию на 15 октября 2015 г. (л.д. 10-11).
Решение налогового органа административным ответчиком Фоминой М.В. не оспорено, требование об уплате налога и пени добровольно не исполнено.
В тоже время в ходе судебного разбирательства ответчиком Фоминой М.В. предоставлены сведения из РЭО ГИБДД МВД <адрес>, что автомобиль <данные изъяты> г/н № снят с учета в связи с утилизацией с 11.10.2012 года; автомобиль <данные изъяты> г/н № был поставлен на учет 12.01.2010 года и 12.01.2010 года был снят с учета в связи с продажей. Таким образом в 2014 году Фомина М.В. не имела в собственности автомобили <данные изъяты> г/н № и <данные изъяты> г/н №, следовательно в связи с отсутствием у налогоплательщика объекта налогообложения требования налогового органа в части взыскания с административного ответчика транспортного налога за автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № за 2014 год в размере 1243,20 руб. и автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № за 2014 год в размере 1140,80 руб., удовлетворению не подлежат.
В связи с уменьшение размера транспортного налога подлежащего взысканию с административного ответчика с 6759,67 рублей до 4375,67 рублей, подлежит уменьшению исчисленный налоговым органом размер пени с 24,18 рублей до 15,64 рубля. (4375,67 руб.*0,000275*13 дней)
Расчет налога в остальной части исковых требований, представленный административным истцом, административным ответчиком Фоминой М.В. не оспаривался. Фомина М.В. исковые требования в части взыскания транспортного налога за автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № за 2014 год в размере 1552,00 руб.; автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным № за 5 месяцев 2014 года в размере 2823,67 руб. признала в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации, п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом соблюден срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины при подаче заявлений в суд общей юрисдикции. В связи с этим в силу ст. 114 КАС Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства, которая на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК Российской Федерации при цене иска 4391, 31 рубль будет составлять 400,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области к Фоминой М.В. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать с Фоминой М.В., проживающей по адресу: <адрес>, в доход государства 4391 (четыре тысячи триста девяносто один) рубль 31 копейка, включая задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 4375 рублей 67 копеек и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 15 рублей 64 копейки по состоянию на 15 октября 2015 г.
Взыскать с Фоминой М.В. в местный бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию по административным делам Самарского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богатовский районный суд Самарской области, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.Н. Бугаева
Решение составлено в окончательной форме судьей с использованием ПК в совещательной комнате 13 сентября 2016 года.