Дело № 2-265/2020 (2-1884/2019)
Поступило: 18.11.2019.
УИД: 54RS0013-01-2019-003902-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18.03.2020. г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Мельчинского С.Н., при секретаре Чернышёвой Е.Ю., с участием представителя истцов адвоката Вдовиной Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трифонова С. В., Ильиных С. Ю., Эрмель И. Ю. к Администрации города Бердска о включении в имущества в состав наследства,
у с т а н о в и л:
Трифонов С.В., Ильиных С.Ю., Эрмель И.Ю. обратились в суд с заявлением о включении имущества в состав наследства, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла их тетя Овчинникова М. К.. Наследников 1-й и 2-й очереди у умершей нет. После смерти Овчинниковой М.К. осталось наследственное имущество, в том числе квартиры по адресу: <адрес>. По месту смерти Овчинниковой М.К. нотариусом было открыто наследственное дело, но во включении указанной квартиры в наследственную массу истцам было отказано, так как при жизни Овчинникова М.К. не зарегистрировала свое право собственности на квартиру, которую приобрела по договору об оказании услуг по реализации инвестиционного проекта № 90/25 от 16.03.2004 года, заключенному с ООО «Сибирская дорожная строительно-ремонтная компания». 30.05.2008 года указанная организация передала свои права ЖСК «Красная Сибирь, 25». 30.03.2010 года квартира была передана Овчинниковой М.К. 09.08.2010 года квартира поставлена на учет в ОГУП Техцентр НСО по г. Бердску, но зарегистрировать свое право в органах Управления Федеральной регистрационной службы Овчинникова М.К. не успела по неизвестным причинам. На основании изложенных обстоятельств, истцы просили включить вышеуказанную квартиру в наследственную массу после смерти Овчинниковой М.К.
В судебном заседании истцы участие не приняли, просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием представителя.
Представитель истцов адвокат Вдовина Л.Г. в судебном заседании на удовлетворении заявленного требования настаивала.
Представитель Администрации г. Бердска Савельева Т.В. в предварительном судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, в судебном заседании участия не приняла.
Третье лицо С.И., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Письменным заявлением – отзывом заявленные исковые требования признала и поддержала в полном объеме, указав, что после смерти своей тети Овчинниковой М.К. в установленный 6-месячный срок С.И. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, о чем было достоверно известно Трифонову С.В., Ильиных С.Ю., Эрмель И.Ю., которые скрыли указанное обстоятельство при подаче иска. С.И. известно о принадлежности умершей Овчинниковой М.К. квартиры по адресу: <адрес>, поэтому в целях защиты прав наследников на наследование всего имущества умершей Овчинниковой М.К. указанная квартира должна войти в состав наследственной массы.
Выслушав в судебном заседании представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании, имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В судебном заседании установлено, что Овчинникова М. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ, Т. (урожденная О.) А. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ, И. (урожденная О.) В.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ, А. (урожденная О.) З. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ, являлись родными сестрами (л.д. 38, 45, 46, 48, 50, 52, 56, 59).
Истец Трифонов С.В. является сыном Трифоновой А.К. (л.д. 49).
Истцы Ильиных С.Ю. и Эрмель И.Ю. (урожденная И.) являются детьми Ильиных В.К. (л.д. 53 - 55).
Третье лицо С.И. (урожденная Алексеенко) И.В. является дочерью Алексеенко З.К. (л.д. 60 – 65).
После смерти Овчинниковой М.К. к нотариусу нотариального округа Колыванского района Новосибирской области Мельниковой Т.Г. с заявлениями о принятии наследства обратились: Трифонов С.В., Ильиных С.Ю., Эрмель И.Ю., С.И.
С заявлением об отказе от причитающейся доли наследства в пользу С.И. к нотариусу обратилась С.А.. - вторая дочь Алексеенко З.К. (л.д. 66 – 67).
По договору об оказании услуг по реализации инвестиционного проекта № 90/25, заключенному с ООО «Сибирская дорожная строительно-ремонтная компания» 16.03.2004 года, Овчинникова М.К. в полном объеме оплатила строительство однокомнатной <адрес>, при этом 30.05.2008 года права первоначального генерального инвестора (ООО Сибирская дорожная строительно-ремонтная компания») были переуступлены ЖСК «Красная Сибирь, 25) (л.д. 9 – 14).
По акту приема – передачи от 30.03.2010 года ЖСК «Красная Сибирь, 25» передал Овчинниковой М.К. однокомнатную <адрес> (л.д. 15).
Сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанную квартиру в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 18).
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Исходя из изложенного, квартира формально могла бы входить в состав наследственного имущества Овчинниковой М.К. и перейти в порядке наследования к истцам лишь в том случае, если к моменту открытия наследства у наследодателя уже возникло право собственности, условием чего являлась государственная регистрация этого права.
Вместе с тем это не оказывает существенного влияния на объем прав истцов, которые как наследники Овчинниковой М.К. являются ее правопреемником во всех имущественных отношениях с ее участием, и в том числе в отношениях, основанных на заключенном договоре об оказании услуг по реализации инвестиционного проекта от 16.03.2004 года № 90/25 с ООО «Сибирская дорожная строительно-ремонтная компания».
Поскольку приобретение в порядке заключения указанного договора права собственности на жилое помещение является способом приобретения права собственности, т.е. означает приобретение права на имущество, которое имеет собственника (пункт 2 ст. 218 ГК РФ), приведенные выше разъяснения в полном объеме применимы и при разрешении спора, связанного с тем, что после заключения наследодателем договора по реализации инвестиционного проекта его право собственности на жилое помещение осталось незарегистрированным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Овчинникова М.К. с 30.03.2010 года по день смерти владела спорным жилым помещением; в течение этого времени ее право на данное недвижимое имущество никто не оспаривал; истцы в установленный законом срок обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Отсутствие регистрации права собственности на спорную квартиру за умершей не является основанием для отказа истцам в иске о включении квартиры в наследственную массу, поскольку фактически квартира являлась собственностью умершей, но это не было оформлено в установленном порядке по не зависящим от нее обстоятельствам.
Исходя из изложенного, в данном случае наиболее полно соответствует закону такой способ защиты прав истцов, как решение суда о включении квартиры в наследственную массу.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований о включении в состав наследственного имущества Овчинниковой М.К. квартиры по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Трифонова С. В., Ильиных С. Ю., Эрмель И. Ю. удовлетворить.
Включить в состав наследства, оставшегося после смерти Овчинниковой М. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей жалобы через Бердский городской суд.
В окончательной форме решение суда составлено 18.03.2020 года.
Судья (подпись) С.Н. Мельчинский