Решение по делу № 2-2329/2021 от 04.02.2021

Дело № 2-2329/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2021 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.А.

при секретаре Боровиковой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МП «Калининградтеплосеть» к Ф.Ю.В. о взыскании задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию, пени, встречное исковое заявление Ф.Ю.В. к МП «Калининградтеплосеть», третье лицо ООО ЖЭУ «Вагоностроитель» о признании незаконными действий по начислению платы за отопление, прекращении начислении платы за отопление,

У С Т А Н О В И Л:

МП "Калининградтеплосеть" обратилось в суд с иском к Ф.Ю.В., указывая, осуществляет отпуск тепловой энергии в < адрес > в г. Калининграде. По состоянию на < Дата > за ответчиком сформировалась задолженность за период с < Дата > по < Дата > за фактически потребленную тепловую энергию в размере 31369,96 руб. Ссылаясь на положения ст. 540, 544, 309 ГК РФ 154, 155 ЖК РФ просит взыскать с ответчика задолженность в размере 31369,96 руб., пени 338, 46 руб.

Ф.Ю.В. в лице своего представителя С.И.К. обратилась в суд со встречным исковым заявлением, указав, что в 1997 году предыдущим собственником жилого помещения - < адрес > в г. Калининграде произведено переоборудование центрального отопления на индивидуальное в принадлежащем жилом помещении. В связи с переоборудованием системы отопления, управляющая компания и МП «Калининградтеплосеть» прекратила начислять Ф.Ю.В. счета по оплате услуг за центральное отопление. Однако в 2019 году Ф.Ю.В. поступила квитанция с начислениями за отопление и выставление задолженности. Указывает, что в подъезде, где расположена ее квартира всего два жилых помещения и оба переоборудованы с центральной системы отопления на газовое. Поскольку демонтаж системы отопления в квартире Ф.Ю.В, произведен с согласия управляющей компании и МП «Калининградтеплосеть», переоборудование было принято в эксплуатацию, договорные отношения на поставку газа были прекращены, услуга по отоплению фактически не оказывалась полагает, что действия МП «Калининградтеплосеть» по начислению платы за отопление в жилом помещении < адрес > в г. Калининграде являются незаконными, просит обязать МП «Калининградтеплосеть» прекратить начисления платы за отопление в жилом помещении < адрес > в г. Калининграде.

Представитель МП «Калининградтеплосеть» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Ф.Ю.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежаще.

Представитель ООО «ЖЭУ Вагоностроитель» в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просил исковые требования МП «Калининградтеплосеть» удовлетворить, в удовлетворении встречных исковых требований отказать.

Представители ОАО «Калининградгазификация», администрации ГО «Город Калининград» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Представитель Ф.Ю.В. по доверенности С.И.К. в судебное заседание не явилась, поступила телефонограмма об отложении судебного разбирательства. Вместе с тем, оснований для отложения судебного разбирательства суд не усмотрел.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Ф.Ю.В. является собственником < адрес > в г. Калининграде.

Многоквартирный дом (МКД), расположенный по адресу г. Калининград, < адрес > находится в управлении ООО «ЖЭУ «Вагоностроитель». Указанный МКД в декабре 2020 года подключен к централизованным сетям теплоснабжения, до этого тепловая энергия подавалась от котельной, принадлежащей МП «Калининградтеплосеть». Всего в МКД 19 квартир, собственники 11 из них произвели переустройство системы отопления и перешли на индивидуальное отопление, 8 квартир подключены к централизованным сетям теплоснабжения.

Из сообщения ООО «ЖЭУ «Вагоностроитель» от < Дата > следует, что в данном доме имеются элементы отопления; обслуживающие несколько помещений в доме: стояки, лежаки, задвижки, обогревающие элементы. По указанной системе теплоэнергия распределяется по всему дому.

Согласно сообщению МП «Калининградтеплосеть» от < Дата >, многоквартирный жилой < адрес >, по < адрес > не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергией. Расчет платы за отопление производится по формулам 2 (3) и 2 (5) правил от < Дата >.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Возражая относительно заявленных исковых требований, представитель Ф.Ю.В. указывает, что в квартире произведена переоборудование системы отопления с центрального на газовое.

В обоснование указанных обстоятельств, а также встречных исковых требований стороной представлен технический отчет, из которого следует, что отопительные приборы, присоединенные к системе централизованного теплоснабжения, в квартире отсутствуют, в квартире установлена система отопления, не подключенная к системе централизованного отопления здания.

Как следует из ответа ОАО «Калининградгазификация» о т< Дата >, в < адрес > жилого < адрес > в г. Калининграде к инвентаризационному учету газоиспользующего оборудования с < Дата > принят 2-х контурный котел, установка которого оформлена в порядке, действовавшем на момент газификации. При этом, указано, что в полномочия ОАО «Калининградгазификация» не входит контроль за соблюдением возложенной на собственника жилого помещения обязанности по согласованию переустройства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от < Дата > (далее - Правила), замена нагревательного оборудования является переустройством жилого помещения.

Согласно ч. 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется главой 4 Жилищного кодекса РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления (то есть получение проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.п.).

Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт.

П. 15 ст. 14 Федерального закона от < Дата > № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.

При этом Федеральным законом от < Дата > № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп. 21 п. 2 ст. 2). Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

    В соответствии с положениям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от< Дата > , переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускаются (п. 1.7.2).

    Согласно пп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < Дата > , потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

    Как следует из п. 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от < Дата > -П, вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь гл. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (ст. 26), а также Федеральным законом «О теплоснабжении», который - в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 статьи 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (ч. 15 ст. 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно ч. 2 его ст. 30, вступил в силу с < Дата >).

Таким образом, введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома в целом, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает, в том числе, недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения или снижения параметров работы индивидуального отопительного оборудования в период временного отсутствия проживающих в жилом помещении лиц и т.п.).

По смыслу приведенных выше правовых норм, переустройство должно быть произведено с соблюдением установленного законом разрешительного порядка, а факт переустройства должен быть подтвержден соответствующими документами, в частности его разрешением и актом приемочной комиссии, подтверждающей произведенное переустройство.

Как следует из сообщения администрации ГО «Город Калининград» Комитета территориального развития и строительства от < Дата >, действующей схемой теплоснабжения городского округа «Город Калининград» до 2035 года, утвержденной постановлением администрации городского округа «город Калининград» от < Дата > , подтвержден факт перехода жилого помещения в многоквартирном < адрес > на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии. Вместе с тем, заявлений от Ф.Ю.В. по вопросу согласования переустройства и (или) перепланировки в Комитет не поступало, решений о согласовании переустройства не принималось.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, ссылка представителя ответчика, что в помещении произведено переустройство системы отопления, само по себе не может является основанием для освобождение от оплаты за тепловую энергию, поскольку стороной ответчика не представлено доказательств, что демонтаж системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения был выполнен и согласован в установленном законом порядке, принимая во внимание требования приведенных выше норм права, суд приходит к выводу о правомерности требования истца о взыскании в его пользу суммы образовавшейся задолженности по оплате за теплоснабжение за период с < Дата > по < Дата >, оснований для удовлетворения встречных исковых требований суд не усматривает.

Суд принимает расчет истца, поскольку он соответствует действующему законодательству, в связи с чем с Ф.Ю.В. в пользу МП «Калининградтеплосеть» подлежит взысканию задолженность а потребленную энергию с < Дата > по < Дата > в размере 31369,96 руб.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 данного кодекса.

В связи с указанными обстоятельствами, с ответчика в пользу МП «Калининградтеплосеть» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1151,25 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования МП «Калининградтеплосеть» удовлетворить.

Взыскать с Ф.Ю.В. в пользу МП «Калининградтеплосеть» задолженность за потребленную тепловую энергию в размере 31369,96 руб., пени 338,46 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1151,25 руб., а всего 32859,67 руб.

В удовлетворении встречных исковых требований Ф.Ю.В. - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда.

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2021 года.

Судья Иванова И.А.

2-2329/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МП Калининградтеплосеть
Ответчики
Федотова Юлия Васильевна
Другие
ООО «ЖЭУ Вагоностроитель»
Сазон Инга Константиновна
Суд
Центральный районный суд г. Калининграда
Судья
Иванова Инесса Александровна
Дело на сайте суда
centralny--kln.sudrf.ru
04.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.02.2021Передача материалов судье
11.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.03.2021Предварительное судебное заседание
29.04.2021Судебное заседание
09.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее