Дело № 2-2848/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Хряпочкина М.Ю.
при секретаре Петункиной А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово
25 декабря 2012 года
дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области к ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Свои требования мотивирует тем, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.208 № 432) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральным органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 4.2 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (утверждено Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления.
В соответствии с п. 5.1 Положения Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Территориального управления.
В соответствии с п. 5.3 Положения Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право представительствовать в судах, обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении имущества в реестр федерального имущества и реестр государственной собственности <адрес>» нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 289,9 кв. м. было включено в реестр федерального имущества, как объект, отнесенный к собственности Российской Федерации (Приложение № к решению КУГИ КО от ДД.ММ.ГГГГ № №).
На данный объект недвижимого имущества имеется технический паспорт с инвентарным № №, кадастровым № №
ТУ Росимуществом в <адрес> был направлен запрос в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении сведений в отношении объекта недвижимого имущества».
Согласно предоставленной выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № № правообладателем нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 294,6 кв. м. является ФИО1, проживающая по адресу: <адрес>.
В целях выяснения обстоятельств, по которым недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации могло оказаться во владении частного лица ТУ Росимущества в Кемеровской области было направленно письмо от ДД.ММ.ГГГГ № в МУ «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово» с просьбой предоставить в адрес ТУ Росимущества в Кемеровской области договор купли-продажи нежилого здания площадью 294,6 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом МУ «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № было сообщено, что договор купли-продажи нежилого здания площадью 294,6 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, не может быть предоставлен в связи с тем, что указанный объект в муниципальную собственность Муниципального городского округа «города Белово» не передавался и как следствие из муниципальной собственности города Белово не отчуждался.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ТУ Росимущества в <адрес> была направлена просьба ФИО1 предоставить в адрес ТУ Росимущества в <адрес> копии правоустанавливающих документов на указанный объект недвижимости, а именно: свидетельство о государственной регистрации права собственности, документ-основание возникновения права собственности.
Ответа на письмо не последовало.
На основании запросов ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, были получены: справка от ДД.ММ.ГГГГ № о содержании правоустанавливающих документов, а также выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № о переходе прав на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которым правообладателем нежилого здания является ФИО1, правоустанавливающим документом на которое является договор купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со ст. 301 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 301 Гражданского Кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 Гражданского Кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
ТУ Росимущества в <адрес> узнало о нарушении своего права ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно Постановлению Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.06.2005 г. № Ф08-1843/05 при определении момента начала течения срока исковой давности по виндикационному иску следует учитывать, когда собственник узнал о нарушении своего права фактическим владельцем, к которому может быть предъявлен виндикационный иск.
Просят обязать ФИО1 возвратить в собственность Российской Федерации недвижимое имущество, незаконно находящееся у ФИО1 на праве собственности, расположенное по адресу: <адрес>.
Прекратить зарегистрированное право собственности ФИО1
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, дала аналогичные пояснения.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, уведомлена.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО4 исковые требования не признала, заявила о пропуске срока исковой давности.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Суд, выслушав представителей, исследовав письменные материалы по делу, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В судебном заседании установлено, что истец полагает себя собственником нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 289,9 кв. м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Пунктом 6 этой же статьи предусмотрено, что порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В судебном заседании установлено, что решением Комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении имущества в реестр федерального имущества и реестр государственной собственности <адрес>» нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 289,9 кв. м. было включено в реестр федерального имущества как объект, отнесенный к собственности Российской Федерации (л.д. 24-26).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Поскольку основание возникновения права собственности Российской Федерации возникло после вступления в силу Закона о регистрации, то указанное право не может признаваться юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.
Доказательств, свидетельствующих о регистрации права собственности Российской Федерации в установленном порядке, суду не предоставлено.
Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанное здание зарегистрировано за ФИО1 (л.д. 87).
Таким образом, поскольку истцом не доказано наличие у него право собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, то в удовлетворении исковых требований об истребовании имущества из чужого незаконного владения ФИО1 необходимо отказать.
Рассматривая требование о прекращении права собственности ФИО1, суд считает, что в его удовлетворении необходимо отказать.
Основания прекращения права собственности предусмотрены главой 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 235-243).
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Поскольку исковые требования основаны на статье 301 ГК РФ, которая не регулирует прекращение права собственности, то в удовлетворении исковых требований в части прекращения права собственности ФИО1 необходимо отказать.
Рассматривая ходатайство представителя ФИО1 – ФИО4 о применении срока исковой давности, суд считает, что оно не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что право собственности на здание зарегистрировано за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, течение срока исковой давности начало течь не ранее ДД.ММ.ГГГГ и его окончание приходится на ДД.ММ.ГГГГ С исковым заявлением истец обратился ДД.ММ.ГГГГ г., то есть в пределах срока исковой давности.
С учетом изложенного, ходатайство о применении срока исковой давности не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 196- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области к ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 29.12.2012 г.
Судья |
/подпись/ |
М.Ю. Хряпочкин |
Верно |
||
Судья |
М.Ю. Хряпочкин |