Гр. дело № 2(1)-1231/2015г.
Решение
Именем Российской Федерации.
30 июля 2015 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Рябчиковой М.В.,
при секретаре Ахметвалиевой Э.Х.,
с участием третьего лица Фаттахова И.Х., Фаттаховой А.А., Бузулукского Н.В., представителя ответчика Медведевой Ю.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербаковой Л.П. к администрации муниципального образования «город Бугуруслан» о признании строительных работ реконструкцией, признании незаконным перевода жилого помещения в нежилое, признании незаконным протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома,
установил:
Щербакова Л.П. обратилась в суд, с иском, указывая на то, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Администрация МО «г.Бугуруслан» выдала собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Бузулукскому Н.В. разрешение на перевод жилого помещения в нежилое – магазин продовольственных товаров. Открытие магазина повлечёт нарушение права на отдых. Жилому дому более <данные изъяты> лет и он располагается в <данные изъяты> метрах от реки <данные изъяты>, в результате происходит осадка дома, на стенах имеются трещины.
Считает, что администрацией незаконно принято решение о переводе жилого помещения в нежилое. Работы, которые необходимо произвести Бузулукскому Н.В. являются не перепланировкой, а реконструкцией. Бузулукским Н.В. в администрацию был предоставлен протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого дома о согласии собственников на перевод жилого помещения в нежилое. Однако собрание не проводилось, в протоколе никто не расписывался.
В связи с чем, просила суд признать работы по устройству новых дверных проёмов на фасадах здания, устройство двух крылец, козырьков над дверными входами со стороны пер. Кировский реконструкцией.
Признать незаконным перевод жилого помещения в нежилое при условии проведения в установленном порядке следующих видов работ: перепланировка и переоборудование с устройством новых дверных проёмов на фасадах здания.
Запретить администрации МО «г.Бугуруслан» выдачу разрешения на такую реконструкцию без получения согласия собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме.
Признать недействительными протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> по вопросу дачи согласия на перевод жилого помещения в нежилое под магазин продовольственных товаров.
Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Судом неоднократно предлагалось истцу уточнить заявленные исковые требования.
Окончательно Щербакова Л.П. просит суд признать работы по устройству новых дверных проёмов на фасадах здания, устройство двух крылец, козырьков над дверными входами со стороны пер. Кировский реконструкцией.
Признать незаконным перевод жилого помещения в нежилое при условии проведения в установленном порядке следующих видов работ: перепланировка и переоборудование с устройством новых дверных проёмов на фасадах здания.
Обязать администрацию МО «г.Бугуруслан» Оренбургской области требовать у Бузулукского Н.В. согласие собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> на перевод жилого помещения в нежилое при условии проведения в установленном порядке следующих видов работ: перепланировка и переоборудование с устройством новых дверных проёмов на фасадах здания по адресу: <адрес> (а также при выдаче любого разрешения, строительные работы в котором будут касаться общего совместного имущества собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес>).
Судом к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, на стороне истца привлечены собственники помещений в многоквартирном жилом доме: Степанова Т.И., Захарова В.П., Грищенко О.В. (фамилия Бардашова изменена на Грищенко в связи с заключением брака), Киреева Ю.С., Фаттахова А.А., Фаттахов И.Х., Милкина Л.Е.
В судебное заседание истец не явилась. В деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Представитель ответчика Медведева Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала в полном объёме.
Третьи лица Фаттахов И.Х., Фаттахова А.А. не возражают против удовлетворения заявленных требований.
Трети лица Степанова Т.И., Захарова В.П., Грищенко О.В., Киреева Ю.С., Милкина Л.Е. в судебное заседание не явились. Суд располагает сведениями о надлежащем извещении.
Третье лицо на стороне ответчика Бузулукский Н.В. возражает против удовлетворения заявленных требований.
С учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что действительно Щербакова Л.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами, имеющимися в деле.
Собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> является Бузулукский Н.В.
ДД.ММ.ГГГГг. Бузулукский Н.В. обратился в администрацию МО «г.Бугуруслан» с заявлением о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> перепланировкой и переоборудованием под нежилое помещение (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГг. ответчиком принято решение о переводе жилого помещения в нежилое, расположенного по адресу: <адрес> при условии проведения в установленном порядке следующих видов работ: перепланировки и переоборудования с устройством новых дверных проёмов на фасадах здания с корректировкой проектной документации в части устройства входа в помещение со стороны <адрес> без устройства крыльца во избежание загромождения существующего пешеходного тротуара (л.д.156).
Согласно ч. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Многоквартирный дом относится к объектами капитального строительства и представляет собой совокупность двух или более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Квартирой признается структурное обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).
Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое, а также отказ в таком переводе установлены ЖК РФ (ст. ст. 22 - 24).
При этом указанные положения Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое согласие требуется, только если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки.
Под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объёма) и качества инженерно-технического обеспечения (п. 14 ст. 1 ГК РФ).
В соответствии с положениями ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счёт вспомогательных помещений, ликвидация тёмных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласия собственников помещений многоквартирного дома на реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку жилых помещений не требуется, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае, судом не установлено, что в результате перепланировки или переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес> имеет место присоединение общего имущества в указанном доме, в связи с чем, получения согласия всех собственников помещений в доме не требовалось.
Суд считает необоснованными доводы истца о том, что крыльцо будет располагаться на земельном участке, принадлежащем собственникам многоквартирного жилого дома, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размеры земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Судом установлено, что крыльцо, которое должен обустроить собственник помещения, Бузулукский Н.В. располагается на земельном участке, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию, что подтверждается исполнительной съёмкой и схемой расположения земельных участков. Доказательств, с достоверностью подтверждающих, что данное крыльцо будет располагаться на придомовой территории, принадлежащей собственникам многоквартирного жилого дома, истцом, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено. Не нашёл данный акт подтверждения и в ходе судебного заседания.
ДД.ММ.ГГГГг. судом по ходатайству истца была назначена строительно–техническая экспертиза, поскольку Щербакова Л.П. ссылалась на то, что работы по переоборудованию могут привести к увеличению трещин на стенах жилого дома. Однако от проведения данной экспертизы истец отказалась. Судом разъяснены последствия, предусмотренные ч. 3 ст. 79 ГПК РФ (<данные изъяты>).
Требования истца о признании незаконным перевода жилого помещения в нежилое суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Статьёй 23 ЖК РФ установлен порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрен перечень документов, необходимых предоставить в орган, осуществляющий перевод помещений.
Судом установлено, что Бузулукским Н.В. в уполномоченный орган предоставлен полный пакет документов, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое. Каких – либо доказательств, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ об обратном, истцом суду не представлено.
Что касается требований истца о признании протокола общего собрания собственников жилого дома, то суд приходит к следующему.
Бузулукским Н.В. в орган, осуществляющий перевод помещений, было представлено два протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома без даты и без номера. Пояснить, какой из двух имеющихся в деле протоколов истец просит суд признать недействительным, Щербакова Л.П. не смогла.
Опрошенные ранее в судебном заседании третьи лица пояснили о том, что подписи, имеющиеся в данных протоколах, принадлежат им, однако изменена верхняя часть протокола.
Каких–либо доказательств, свидетельствующих о подложности указанных документов, суду не представлено. Кроме того, в данном случае не требовалось согласия собственников многоквартирного жилого дома.
Требования о возложении на администрацию МО «г.Бугуруслан» обязанности требовать у ФИО3 согласие собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> на перевод жилого помещения в нежилое при условии проведения в установленном порядке следующих видов работ: перепланировка и переоборудование с устройством новых дверных проёмов на фасадах здания по адресу: <адрес> (а также при выдаче любого разрешения, строительные работы в котором будут касаться общего совместного имущества собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес>) суд считает необоснованными, поскольку действующим законодательством прямо предусмотрено в каких случаях является необходимым предоставление указанного согласия.
Учитывая в совокупности все обстоятельства дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ
Решил:
Исковое заявление Щербаковой Л.П. к администрации муниципального образования «город Бугуруслан» о признании работ реконструкцией, признании недействительным протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома и перевода жилого помещения в нежилое оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: М.В.Рябчикова
Решение изготовлено в окончательной форме 04 августа 2015 года.