Дело №2а-3223/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кургуновой Н.З.,
при секретаре Зурнаджян Л.А.,
с участием А., представителей УМВД России по Амурской области Представитель1, Представитель2, помощника прокурора г. Благовещенска Пристовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника УМВД России по Амурской области о помещении гражданина республики Таджикистана А., подлежащего депортации, в специальное учреждение,
УСТАНОВИЛ:
Начальник УМВД России по Амурской области обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что *** года из ФКУ ИК-*** УФСИН России по Амурской области освобождается по отбытию наказания, А., *** года рождения, гражданин республики Таджикистан, документов, удостоверяющих личность, не имеет. А. въехал в Российскую Федерацию *** года по паспорту гражданина республики Таджикистан серии ***. Гражданин А. был осужден *** года по ч. 1 ст. 111 УК РФ к лишению свободы на срок *** года. В отношении А. Минюстом России вынесено решение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации № *** от *** года. УМВД России по Амурской области вынесено заключение №*** от *** года о том, что А. не является гражданином Российской Федерации. На территории Российской Федерации А. близких родственников не имеет. Согласно ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон) в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции принимает решение о депортации данного иностранного гражданина. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда. Законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации А. после освобождения из мест лишения свободы не имеет, подлежит депортации. *** года УМВД по Амурской области вынесено решение о депортации в отношении А. и помещении его в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД по Амурской области на срок *** часов. Денежные средства на исполнение решения о депортации иностранного гражданина, по условиям финансирования, выделяются из Федерального бюджета при обосновании проезда до места назначения конкретного гражданина, и срок выделения денежных средств в среднем составляет *** месяца.
На основании изложенного административный истец просил суд поместить гражданина Республики Таджикистан А., *** года рождения в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Амурской области, расположенное по адресу: *** на срок до *** г.; в случае невозможности рассмотрения настоящего заявления в течение *** часов с момента размещения А. в ЦВСИГ по решению УМВД, продлить срок пребывания А., в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УМВД России по Амурской области на срок, необходимый для рассмотрения настоящего заявления в суде.
В судебном заседании представители административного истца УМВД России по Амурской области настаивали на удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании административный ответчик А. с иском согласился. При этом суду пояснил, что его родной брат является грамжданином Российской Федерации, однако, он хочет вернуться к себе домой на родину, где у него проживают супруга, дети, мать.
Помощник прокурора г. Благовещенска в судебном заседании указала, что заявление начальника УМВД России по Амурской области является обоснованным, в связи с чем подлежит удовлетворению.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении).
В соответствии со статей 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 16 февраля 2016 года № 4-П, Конституция Российской Федерации предусматривает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, в том числе право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1; статья 27, часть 2).
Названное право относится к правомочиям, которые в своей совокупности составляют свободу передвижения, признаваемую актами международного права, в частности Протоколом N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно статье 2 которого каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную (пункт 2), а пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые закреплены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности либо для защиты прав и свобод других лиц (пункт 3).
Приведенные конституционные и международно-правовые установления распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в силу Конституции Российской Федерации пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 62, часть 3).
Вместе с тем, определяя гарантированную статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства как существенный элемент свободы личности, условие профессионального и духовного развития человека, государство вправе исходить из того, что для иностранных граждан въезд в Россию и пребывание на ее территории обусловлены, по общему правилу, визовым или иным разрешением, а за государством остается суверенное право отказать им во въезде и пребывании (проживании) на своей территории, поскольку в силу статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации предполагается возможность разумного и соразмерного урегулирования федеральным законом указанного права без его умаления и неправомерного ограничения при справедливом соотношении публичных и частных интересов (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года N 3-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 16 июля 2008 года N 9-П, от 7 июня 2012 года N 14-П и др.). При этом выезд из Российской Федерации, хотя он и является свободным, применительно к иностранным гражданам настолько тесно связан с институтами въезда в Российскую Федерацию и пребывания в ней, что также должен регулироваться с соблюдением конституционных пределов свободы усмотрения государства. Это соотносится с пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства не могут быть объектом ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, здоровья населения либо прав и свобод других лиц и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.
На основании статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под депортацией понимается - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В силу ч. ч. 9, 10 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
В силу ч. ч. 11, 12 ст. 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в п. 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2005 г. № 94 «О подписании протокола к соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г.» граждане Республики Таджикистан, в случае отсутствия заграничного паспорта, выезжают из РФ по свидетельству на возвращение.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что А. является гражданином Республики Таджикистан.
*** года Благовещенским городским судом Амурской области А. признан виновным и осужден по ч. 1 ст. 111 УК РФ к трем годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
*** года УМВД России по Амурской области вынесено заключение №*** о том, что А. гражданином Российской Федерации не является.
Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 25.10).
Согласно п.1 ст.10, ст.11 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 26 сентября 2016 года № 5727-рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" пребывание (проживание) гражданина Республики Таджикистан А. в Российской Федерации признано нежелательным.
Таким образом, вывод должностного лица УМВД России по Амурской области об отсутствии законных оснований для пребывания А. в настоящее время на территории РФ нашел свое подтверждение.
*** года начальником управления по вопросам миграции УМВД России по Амурской области принято решение о депортации гражданина Республики Таджикистан А. за пределы территории Российской Федерации, а также о помещении указанного лица в специальное учреждение для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УМВД по Амурской области, расположенное по адресу: ***, после освобождения из ФКУ ИК-*** УФСИН России сроком до *** часов.
*** года А. освобожден из ФКУ ИК-*** УФСИН России по Амурской области.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в отношении гражданина Республики Таджикистан А. принято решение о депортации за пределы Российской Федерации, и материалами дела подтверждается необходимость обеспечения исполнения данного решения, но в настоящее время документы для исполнения решения о депортации (проездные документы, необходимые для выезда гражданина Республики Таджикистан А. за пределы Российской Федерации) отсутствуют, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного депортацией.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.01.2017 N 81-АД17-1, статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Определяя срок пребывания А., подлежащего депортации, в специальном учреждении, суд учитывает положения п. 4 Постановления Правительства РФ от 24.10.2002 года № 769 "Об утверждении Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны", согласно которому расходы, связанные с проведением указанных мероприятий, осуществляются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на указанные цели по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальном органе Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Законом осуществлять указанные мероприятия, а также пояснения представителя УМВД России по Амурской области о том, что денежные средства на исполнение решения о депортации иностранного гражданина выделяются из Федерального бюджета при обосновании проезда до места назначения конкретного гражданина в течение *** месяцев, и считает необходимым установить срок пребывания гражданина республики Таджикистан А. в специальном учреждении – до *** года, как указано в административном исковом заявлении, который, по мнению суда, является разумным.
В судебном заседании представитель административного истца просил суд обратить решение к немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 188 КАС РФ суд может обратить решение к немедленному исполнению.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 26 сентября 2016 года № 5727-рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" пребывание (проживание) гражданина Республики Таджикистан А. в Российской Федерации признано нежелательным. При таких обстоятельствах, с целью соблюдения публичных и частных интересов, суд считает необходимым удовлетворить ходатайство представителя УМВД России по Амурской области об обращении решения к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 188, 269 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника УМВД России по Амурской области о помещении гражданина республики Таджикистана А., *** года рождения, подлежащего депортации, в специальное учреждение – удовлетворить.
Поместить гражданина республики Таджикистана А., *** года рождения, подлежащего депортации, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, расположенное по адресу: ***, сроком до *** года включительно.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Благовещенского
городского суда Н.З. Кургунова