дело № 2-586/2020 (2-2298/2019)
24RS0004-01-2019-002410-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2020 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Есиной С.В.,
с участием старшего помощника прокурора Березовского района Красноярского края Микериной Л.И.,
при секретаре Ошейко А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Березовского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБУ ДО «Березовский ДЮСШ» о возложении обязанности по демонтажу отработанных автомобильных шин, используемых в качестве элементов благоустройства,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора Березовского района Красноярского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБУ ДО «Березовский ДЮСШ» о возложении обязанности по демонтажу отработанных автомобильных шин, используемых в качестве элементов благоустройства. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка фактов использования отработанных автомобильных шин на территориях образовательных организаций, в ходе, которой установлено, что на территории школы МБУ ДО «Березовская ДЮСШ», по адресу: п<адрес> располагаются отработанные автомобильные шины для благоустройства территории, которые относятся к 4 классу опасности, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, нарушает права неопределенного круга лиц – обучающихся и работников образовательного учреждения, лиц, посещающих данное образовательное учреждение, а также иных лиц, проживающих в населенном пункте. Просит обязать ответчика демонтировать до <дата> расположенные на территории МБУ ДО «Березовская ДЮСШ», по адресу: <адрес>, отработанные автомобильные шины, используемые в качестве объектов благоустройства.
В судебном заседании старший помощник прокурора Березовского района Красноярского края Микерина Л.И. уточнила исковые требования в части срока исполнения решения, просила обязать ответчика демонтировать отработанные автомобильные шины, используемые в качестве элементов благоустройства, до <дата>.
Представитель ответчика МБУ ДО «Березовская ДЮСШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, исковые требования признал в полном объеме, дело просил рассмотреть в свое отсутствие, о чем указал в заявлении.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения участника процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 (в ред. от 27.12.2018 года) установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018 года), отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 11 Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018 года) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019 года) (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Судом установлено, что прокуратурой Березовского района Красноярского края проведена проверка по фактам использования отработанных автомобильных шин на территориях образовательных организаций, в ходе, которой установлено, что на территории МБУ ДО «Березовская ДЮСШ», по адресу: <адрес> располагаются отработанные автомобильные шины для благоустройства территории, которые относятся к 4 классу опасности, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в населенном пункте.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018 года) (далее – Федеральный закон №89-ФЗ) определяет отходы как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
При рассмотрении проблемы применения отработанных шин необходимо учитывать особенности существующего правового режима данных ресурсов.
В рамках сложившейся правоприменительной практики при разрешении споров, связанных с отнесением тех или иных веществ и предметов к отходам, имеет значение наличие наименования спорного вещества (предмета) в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 (ред. от 28.11.2017 года), включающем перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации.
Данный Каталог содержит позиции: «шины пневматические автомобильные отработанные» (код 9 21 110 01 50 4), «шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом» (код 9 21 112 11 52 4), «камеры пневматических шин автомобильных отработанные» (код 9 21 120 01 50 4), «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» (код 9 21 130 02 50 4), «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные» (код 9 21 130 01 50 4), отработанные автомобильные шины отнесены к отходам 4 класса опасности.
Использование отходов - отработанных автомобильных шин для целей благоустройства законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, в связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности нахождение их на земле создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 04.12.2014 года № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», отходы IV класса опасности по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии характеризуются низкой степенью вредного воздействия на окружающую природную среду. Критериями отнесения отходов к IV классу опасности является нарушение экологической системы с периодом самовосстановления не менее 3 лет.
Непринятие мер по содержанию территории в надлежащем состоянии может явиться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки образовательного учреждения, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения, тем самым нарушается гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, безопасные условия проживания неопределенного круга лиц и временно находящихся на указанной территории.
Указанные обстоятельства, ответчиком не оспариваются.
Таким образом, ответчиком не исполнена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем, требование заместителя прокурора Березовского района Красноярского края об устранении нарушений требований законодательства суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу положений ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Заявленный помощником прокурора срок, в течение которого ответчик будет обязан исполнить решение суда, с учетом характера действий, которые он должен произвести, погодных условий и времени года, по мнению суда, является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление заместителя прокурора Березовского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБУ ДО «Березовский ДЮСШ» о возложении обязанности по демонтажу отработанных автомобильных шин, используемых в качестве элементов благоустройства, удовлетворить.
Возложить обязанность на МБУ ДО «Березовский ДЮСШ» демонтировать, расположенные на территории МБУ ДО «Березовский ДЮСШ» по адресу: <адрес>, отработанные автомобильные шины, используемые в качестве элементов благоустройства, до <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.В. Есина
Дата изготовления полного текста решения <дата>.